Хабаровская дамба: строили мы, строили, наконец, не достроили
30.08.2024
302
В акватории Хабаровского судостроительного завода успешно завершились двухдневные испытания понтона-батопорта – специального плавучего гидротехнического затвора, предназначенного для дамбы Южного округа Хабаровска, – сообщает министерство строительства края. Отличная новость, но есть в ней некое дежавю. Отмотаем почти пять лет назад. Октябрь 2019-го. И радуемся новости: «Торжественный спуск на воду понтона-батопорта провели корабелы Хабаровского судостроительного завода. Сразу после спуска начнётся подготовка понтона-батопорта к испытаниям»…
То есть на проведение двухдневных испытаний понадобилось почти пять лет? Логика отказывается это принимать. Поэтому давайте вспомним чрезвычайную ситуацию паводка 2013 года и разберёмся: что мы с тех пор потеряли и приобрели, построили и не достроили, какие выводы сделали или продолжаем искать любимые грабли.
– Сооружение испытывали в течение двух дней. Вначале понтон привели в состояние батопорта, наполнив 75-метровую баржу водой, благодаря чему она перевернулась на 90 градусов на правый борт. Такое состояние понтона позволило испытать насосное оборудование сооружения. Удалось установить, что оно находится в исправном состоянии, – рассказал на днях министр строительства края Алексей Дубов, координировавший ход испытаний.
Во второй день в течение десяти часов выкачали порядка двух тысяч тонн воды из сооружения и вернули его в состояние понтона. Испытания завершены.
– В Хабаровском крае сооружение подобного рода впервые будет использоваться в качестве затворного сооружения, которое защитит затон и прилегающую к нему территорию от подтопления при разливе реки Амур, – подчеркнул Алексей Дубов.
По его словам, батопорт был построен на Хабаровском судостроительном заводе в рамках строгого контроля со стороны Российского Речного Регистра и в сроки, прописанные в договоре.
То есть хабаровские корабелы сдали сооружение вовремя. Почему же его до сих пор испытывают? Вернёмся к нашему дежавю.
ПЛАВАЕТ – ЗНАЕМ
Проводя анализ сугубо официальных сообщений краевых министерств и ведомств на эту тему, поневоле год за годом радуешься оптимизму перспектив.
Январь 2023-го. «Понтон-батопорт – будет сдан в третьем квартале 2023-го, после испытаний на большой воде. Параллельно будет благоустроена и прилегающая к защитному гидротехническому сооружению территория».
Август 2022-го. «Уже есть понтон-батопорт, который при прохождении паводка будет обеспечивать перекрытие поступления воды в затон и защищать территорию жилого сектора и объектов экономики от подтопления».
Июль 2021-го. «Строительство дамбы завершится в следующем году».
Октябрь 2019-го. «Торжественный спуск на воду понтона-батопорта провели сегодня корабелы Хабаровского судостроительного завода. Сразу после спуска начнётся подготовка понтона-батопорта к испытаниям, когда на практике будут тестироваться его характеристики и возможности в реальных условиях эксплуатации. Так, после приведения конструкции в состояние батопорта (то есть поворота на 90 градусов на правый борт и установки на штатном месте), высота сооружения составит 15 метров. Это позволит использовать его как затвор для защиты затона и прилегающей к нему территории при разливе реки Амур. При отсутствии угрозы наводнения понтон, после соответствующего дооборудования, может быть использован как несамоходная баржа для перевозки грузов или других целей».
И так круг замкнулся. Испытания батопорта провели. Однако на защиту Хабаровска от паводка он не встал. Потому что становиться ему особо некуда. Помнится, и три, и четыре года назад корабелы ХСЗ объясняли, почему их сооружение не работает, и в случае чрезвычайного паводка надо заваливать затон кубометрами земли и гравия.
Понтон ведь – это только составная ЧАСТЬ затворного сооружения, которое в свою очередь входит в глобальный проект защиты Хабаровска. Если нет дамбы и затвора в ней, то батопорт просто некуда и незачем ставить – нечего им запирать. Поэтому он после торжественного пуска все эти годы так и «проплавал» по заводу. И недавние испытания, между прочим, прошли на открытой воде, а вовсе не в створе дамбы. То есть просто проверили – не сломался ли он с 2019 года…
И всё это время в Хабаровске упорно строили большой защитный комплекс от стихии. Начинали как дамбу Индустриального района, заканчиваем как Южного округа.
Вот только заканчиваем ли? Вопрос на самом деле не праздный, ибо дежавю здесь ещё более глубокое, если учесть, что строительство дамбы Южного округа Хабаровска началось в 2015 году...
ОСТАЛОСЬ ТРАВУ ПОСАДИТЬ?
Буквально на прошлой неделе министр строительства края Алексей Дубов сообщил, что в настоящее время в Хабаровске продолжается строительство дамбы Южного округа, необходимой для защиты жилых кварталов от наводнения. На объект зашёл новый подрядчик – компания «Капторстрой», которая должна завершить основные строительные работы на заключительном участке дамбы в районе ТЦ «Броско Молл».
Техническая готовность дамбы Южного округа составляет 87,32 %. Согласно контракту, завершить работы необходимо до 31 октября 2024 года.
Прежде чем порадоваться, давайте вернёмся в прошлое опять же на основании сугубо официальных сообщений краевых министерств и ведомств.
Февраль 2023-го. «Министр строительства Хабаровского края проинспектировал ход строительства дамбы… В этом году объект планируется ввести в эксплуатацию. На первом этапе работы завершены, осталось провести озеленение».
Июнь 2022-го. «Первый замминистра строительства Алексей Дубов (сегодня он уже министр) оценил ход работ по возведению дамбы в Индустриальном районе Хабаровска. Техническая готовность составляет около 80%. Батопорт … планируется полностью завершить в ноябре после проведения испытаний».
Сентябрь 2021-го. «На сегодняшний день объект готов на 80 процентов», – пояснил начальник управления краевого минстроя.
Август 2019-го. «Краевая комиссия по ЧС приняла экстренное решение засыпать ворота дамбы, расположенной вдоль улицы Пионерская в районе Дендрария в Хабаровске. Моделирование ситуации на момент прохождения у Хабаровска паводка показало, что при уровне от шесть метров вода может зайти в город и подтопить жилые дома в низких местах улиц».
Январь 2017-го. «На объект в Хабаровске в федеральном бюджете на этот год предусмотрено 265 млн рублей. Ещё около 80 миллионов выделит правительство края. Согласно контракту, стройка завершится до декабря 2018 года».
Сентябрь 2016-го. «По данным министерства природных ресурсов края, все работы идут по графику – дамба технически готова на 50,9 процентов».
КТО ВИНОВАТ, И ЧТО ДЕЛАТЬ?
Скоро мы будем «отмечать» десятилетие безуспешного строительства хабаровских гидрозащитных сооружений. Кто в этом виноват?
– В ходе реализации первых двух этапов строительства объекта возникали проблемы с подрядчиками, которые поочередно не справились с поставленными задачами, – сообщил на днях министр строительства края Алексей Дубов. – С одним подрядчиком контракт расторгнут в 2020 году, на тот момент техническая готовность объекта составляла 70 процентов. А в марте этого расторгли договор с другим подрядчиком – готовность объекта была 87 процентов. Сейчас заключён новый контракт.
Возводить объект начали в 2015 году, государственный контракт был заключен с ООО «Тутта». Но в 2019 году у подрядчика стало не хватать оборотных средств, людей и техники. В марте 2020 года он полностью сорвал контракт, поэтому КГКУ «Служба заказчика минстроя» в одностороннем порядке его разорвало и объявило новый конкурс, в результате которого победителем было признано ООО «Карьер Известковый», именно оно и достраивало объект, пока и этот контракт не расторгли».
Ну, теперь всё понятно. Предыдущие строители оказались плохими, придёт ещё один уже хороший подрядчик и всё достроит.
А вы уверены? Какая гарантия, что чиновники, рассказывавшие годами, что «работы идут по графику», осталось только траву посадить, не продолжат столь же целеустремлённо и качественно исполнять свои обязанности, а через пять лет сообщат, что и этот контракт расторгнут. Может, уже вовсе и не траву сажать надо?
То есть на проведение двухдневных испытаний понадобилось почти пять лет? Логика отказывается это принимать. Поэтому давайте вспомним чрезвычайную ситуацию паводка 2013 года и разберёмся: что мы с тех пор потеряли и приобрели, построили и не достроили, какие выводы сделали или продолжаем искать любимые грабли.
– Сооружение испытывали в течение двух дней. Вначале понтон привели в состояние батопорта, наполнив 75-метровую баржу водой, благодаря чему она перевернулась на 90 градусов на правый борт. Такое состояние понтона позволило испытать насосное оборудование сооружения. Удалось установить, что оно находится в исправном состоянии, – рассказал на днях министр строительства края Алексей Дубов, координировавший ход испытаний.
Во второй день в течение десяти часов выкачали порядка двух тысяч тонн воды из сооружения и вернули его в состояние понтона. Испытания завершены.
– В Хабаровском крае сооружение подобного рода впервые будет использоваться в качестве затворного сооружения, которое защитит затон и прилегающую к нему территорию от подтопления при разливе реки Амур, – подчеркнул Алексей Дубов.
По его словам, батопорт был построен на Хабаровском судостроительном заводе в рамках строгого контроля со стороны Российского Речного Регистра и в сроки, прописанные в договоре.
То есть хабаровские корабелы сдали сооружение вовремя. Почему же его до сих пор испытывают? Вернёмся к нашему дежавю.
ПЛАВАЕТ – ЗНАЕМ
Проводя анализ сугубо официальных сообщений краевых министерств и ведомств на эту тему, поневоле год за годом радуешься оптимизму перспектив.
Январь 2023-го. «Понтон-батопорт – будет сдан в третьем квартале 2023-го, после испытаний на большой воде. Параллельно будет благоустроена и прилегающая к защитному гидротехническому сооружению территория».
Август 2022-го. «Уже есть понтон-батопорт, который при прохождении паводка будет обеспечивать перекрытие поступления воды в затон и защищать территорию жилого сектора и объектов экономики от подтопления».
Июль 2021-го. «Строительство дамбы завершится в следующем году».
Октябрь 2019-го. «Торжественный спуск на воду понтона-батопорта провели сегодня корабелы Хабаровского судостроительного завода. Сразу после спуска начнётся подготовка понтона-батопорта к испытаниям, когда на практике будут тестироваться его характеристики и возможности в реальных условиях эксплуатации. Так, после приведения конструкции в состояние батопорта (то есть поворота на 90 градусов на правый борт и установки на штатном месте), высота сооружения составит 15 метров. Это позволит использовать его как затвор для защиты затона и прилегающей к нему территории при разливе реки Амур. При отсутствии угрозы наводнения понтон, после соответствующего дооборудования, может быть использован как несамоходная баржа для перевозки грузов или других целей».
И так круг замкнулся. Испытания батопорта провели. Однако на защиту Хабаровска от паводка он не встал. Потому что становиться ему особо некуда. Помнится, и три, и четыре года назад корабелы ХСЗ объясняли, почему их сооружение не работает, и в случае чрезвычайного паводка надо заваливать затон кубометрами земли и гравия.
Понтон ведь – это только составная ЧАСТЬ затворного сооружения, которое в свою очередь входит в глобальный проект защиты Хабаровска. Если нет дамбы и затвора в ней, то батопорт просто некуда и незачем ставить – нечего им запирать. Поэтому он после торжественного пуска все эти годы так и «проплавал» по заводу. И недавние испытания, между прочим, прошли на открытой воде, а вовсе не в створе дамбы. То есть просто проверили – не сломался ли он с 2019 года…
И всё это время в Хабаровске упорно строили большой защитный комплекс от стихии. Начинали как дамбу Индустриального района, заканчиваем как Южного округа.
Вот только заканчиваем ли? Вопрос на самом деле не праздный, ибо дежавю здесь ещё более глубокое, если учесть, что строительство дамбы Южного округа Хабаровска началось в 2015 году...
ОСТАЛОСЬ ТРАВУ ПОСАДИТЬ?
Буквально на прошлой неделе министр строительства края Алексей Дубов сообщил, что в настоящее время в Хабаровске продолжается строительство дамбы Южного округа, необходимой для защиты жилых кварталов от наводнения. На объект зашёл новый подрядчик – компания «Капторстрой», которая должна завершить основные строительные работы на заключительном участке дамбы в районе ТЦ «Броско Молл».
Техническая готовность дамбы Южного округа составляет 87,32 %. Согласно контракту, завершить работы необходимо до 31 октября 2024 года.
Прежде чем порадоваться, давайте вернёмся в прошлое опять же на основании сугубо официальных сообщений краевых министерств и ведомств.
Февраль 2023-го. «Министр строительства Хабаровского края проинспектировал ход строительства дамбы… В этом году объект планируется ввести в эксплуатацию. На первом этапе работы завершены, осталось провести озеленение».
Июнь 2022-го. «Первый замминистра строительства Алексей Дубов (сегодня он уже министр) оценил ход работ по возведению дамбы в Индустриальном районе Хабаровска. Техническая готовность составляет около 80%. Батопорт … планируется полностью завершить в ноябре после проведения испытаний».
Сентябрь 2021-го. «На сегодняшний день объект готов на 80 процентов», – пояснил начальник управления краевого минстроя.
Август 2019-го. «Краевая комиссия по ЧС приняла экстренное решение засыпать ворота дамбы, расположенной вдоль улицы Пионерская в районе Дендрария в Хабаровске. Моделирование ситуации на момент прохождения у Хабаровска паводка показало, что при уровне от шесть метров вода может зайти в город и подтопить жилые дома в низких местах улиц».
Январь 2017-го. «На объект в Хабаровске в федеральном бюджете на этот год предусмотрено 265 млн рублей. Ещё около 80 миллионов выделит правительство края. Согласно контракту, стройка завершится до декабря 2018 года».
Сентябрь 2016-го. «По данным министерства природных ресурсов края, все работы идут по графику – дамба технически готова на 50,9 процентов».
КТО ВИНОВАТ, И ЧТО ДЕЛАТЬ?
Скоро мы будем «отмечать» десятилетие безуспешного строительства хабаровских гидрозащитных сооружений. Кто в этом виноват?
– В ходе реализации первых двух этапов строительства объекта возникали проблемы с подрядчиками, которые поочередно не справились с поставленными задачами, – сообщил на днях министр строительства края Алексей Дубов. – С одним подрядчиком контракт расторгнут в 2020 году, на тот момент техническая готовность объекта составляла 70 процентов. А в марте этого расторгли договор с другим подрядчиком – готовность объекта была 87 процентов. Сейчас заключён новый контракт.
Возводить объект начали в 2015 году, государственный контракт был заключен с ООО «Тутта». Но в 2019 году у подрядчика стало не хватать оборотных средств, людей и техники. В марте 2020 года он полностью сорвал контракт, поэтому КГКУ «Служба заказчика минстроя» в одностороннем порядке его разорвало и объявило новый конкурс, в результате которого победителем было признано ООО «Карьер Известковый», именно оно и достраивало объект, пока и этот контракт не расторгли».
Ну, теперь всё понятно. Предыдущие строители оказались плохими, придёт ещё один уже хороший подрядчик и всё достроит.
А вы уверены? Какая гарантия, что чиновники, рассказывавшие годами, что «работы идут по графику», осталось только траву посадить, не продолжат столь же целеустремлённо и качественно исполнять свои обязанности, а через пять лет сообщат, что и этот контракт расторгнут. Может, уже вовсе и не траву сажать надо?