Будущее начинается сегодня

Хабаровская городская дума своим решением утвердила Стратегию социально-экономического развития городского округа «город Хабаровск» до 2030 года. Вопрос, который был вынесен на обсуждение депутатов городской думы, докладчик, начальник управления экономического развития администрации Хабаровска Александр Анисимов назвал одновременно и простым, и сложным.
- С одной стороны, мы обладаем достаточно большим опытом стратегического планирования - с отработанными технологиями, понятными методиками, - сказал он. - С другой стороны, принятый в 2014 году федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» задал принципиально иной формат.
С принятием этого закона завершился период неопределенности в стратегическом управлении в муниципалитетах России. Да, у разработчиков стратегий была возможность пользоваться самым широким спектром методик и технологий, они могли произвольно формировать цели, задачи и приоритеты, но при этом некоторые яркие, амбициозные проекты оказывались недостаточно реалистичными. Упор в них делался на укрепление имиджа преуспевающего региона.
Стратегию обсуждали всем городским сообществом
Стратегический план, принятый в Хабаровске в 2006 году, показал себя как работоспособный инструмент. Он позволил городу динамично развиваться: был преодолен сложный период кризиса 2008-2009 годов, удалось нивелировать последствия текущего. Системы жизнеобеспечения города работают стабильно. И, пожалуй, одно из главных достижений последнего времени - восстановление естественного прироста населения в Хабаровске: теперь это самый крупный дальневосточный город.
Достигнутые результаты высоко оценены российской общественностью: в 2012 году Хабаровск занял первое место в общероссийском ежегодном конкурсе региональных стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов Российской Федерации, это говорит о многом. Однако в новых условиях вопросы долгосрочного и ускоренного развития Дальнего Востока приобретают особое стратегическое значение.
- Главная новация, прописанная в законе, заключается в том, что осуществление планирования возможно только по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления, - объясняет Александр Анисимов.
Сама работа над стратегией социально-экономического развития Хабаровска шла именно в соответствии с этими полномочиями. В ней на всех этапах разработки и обсуждения активно участвовали представители науки, бизнеса и общественности. В течение 2016 года прошли не только заседания Координационного совета по стратегическому развитию города, но и проведены 5 мастер-классов, 10 фокус-групп, 4 круглых стола, а также отраслевые совещания и 15 заседаний общественных советов при мэре города.
У всех хабаровчан была возможность принять участие в интернет-голосовании и оценить тем самым цели и задачи муниципальной стратегии. 96 процентов воспользовавшихся этим ресурсом горожан дали положительную оценку.
- В ходе публичного обсуждения поступило более 180 предложений и замечаний, которые были рассмотрены на заседаниях экспертной комиссии. В итоге 60% замечаний отклонены, 30% замечаний будут учтены при разработке документа планирования на последующих этапах: планирование, прогнозирование и программирование. 10% предложений учтены при доработке муниципальной стратегии. Изменена формулировка миссии города, уточнены две главные стратегические цели, откорректированы задачи социально-экономического развития, - отметил Александр Анисимов
Как будет развиваться Хабаровск?
Муниципальная стратегия должна ответить на два вопроса: какие цели мы ставим и какие задачи необходимо решать для их достижения. При этом учитываются сильные стороны и возможности развития Хабаровска. К ним относятся выгодное географическое положение, близость к крупнейшим экономикам Азиатско-Тихоокеанского региона, конкурентные преимущества бизнеса с учетом преференций режимов ТОСЭР, эффективное местное самоуправление и другое. Это дает возможность увеличить экономический потенциал.
Во внимание принимаются также и слабые стороны и угрозы, связанные прежде всего с удаленностью от федерального центра, сложным климатом, нехваткой высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров, с высоким уровнем тарифов и стоимости жизни.
Главной целью нового документа, предложенного депутатам для утверждения, который будет теперь определять развитие краевого центра, является создание условий для стабильного повышения качества жизни горожан. Для ее достижения выделены как приоритетные пять стратегических направлений развития Хабаровска до 2030 года. Необходимо сделать более комфортной городскую среду, сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций, создать условия для повышения уровня экономической активности, укрепить социальную стабильность и повысить эффективность управления муниципальными ресурсами.
При этом цели и задачи развития Хабаровска, как того и требует законодательство, органично вписаны в государственную систему планирования и развития. И выделение понятия «качество жизни населения» как ключевого полностью соответствует задачам социально-экономического развития Российской Федерации, ее национальным интересам и стратегическим приоритетам. Это позволяет органам местного самоуправления при разработке документов стратегического планирования и программирования дополнительно привлекать финансирование из вышестоящих бюджетов.
- Одним из факторов улучшения качества жизни является социальная стабильность в обществе, - подчеркнул Александр Анисимов. - Социальная сфера - в абсолютных приоритетах у органов местного самоуправления города. И выделение этого блока в стратегическую цель отвечает ожиданиям населения, связанным с улучшением уровня жизни. Особое значение придается улучшению жилищных условий населения, созданию доступной среды, развитию энергетической и инженерной инфраструктуры, оздоровлению экологической обстановки.
Согласно проекту, Хабаровск может развиваться по двум сценариям. Один из них - инерционный. Он основывается на сохранении существующих темпов роста экономики. При этом основные экономические процессы не будут резко меняться. Но в качестве базового сценария развития города принимается так называемый умеренно-оптимистический вариант. Он отражает повышение конкурентоспособности экономики Хабаровска, улучшение делового и инвестиционного климата, реализации муниципальных программ. Предполагается, что движение в экономической сфере пойдет по инновационному типу, который подразумевает развитие технологий, человеческого потенциала, стимулирование предпринимательской и инвестиционной активности.
Цифры, которым предстоит стать фактами
Сегодняшним хабаровчанам предоставляется возможность стать не просто свидетелями, но и непосредственными участниками достижения многих амбициозных (но при этом основанных на анализе и тенденциях реальных достижений в экономике) целей и решения серьезных задач.
Главным ориентиром социально-экономического развития разработчики стратегии считают рост численности населения и его закрепления в Хабаровске. К 2030 году, согласно умеренно-оптимистическому сценарию, в краевом центре будет 700 тысяч жителей. В то время как по инерционному варианту город может «дорасти» до 650 тысяч. При этом Стратегия учитывает, что коэффициент миграционного прироста с 4,1 процента (данные 2015 года) поднимется до 8,5.
Уровень безработицы в Хабаровске один из самых низких в стране - в 2015 году он составлял 0,32 процента. К 2030 году он станет еще ниже - 0,22 процента. Число занятых в экономике возрастет с 365,3 по цифрам 2015 года до 404,8 тысяч. При этом в производственной сфере будут трудиться 289,6 тысячи человек.
Ожидается и значительный рост объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах): с 54,8 млрд. рублей в 2015 году до 124, 6 млрд. рублей в 2030 году.
И наконец самое по-человечески привлекательное в Стратегии касается, безусловно, уровня жизни. Так вот, среднемесячная заработная плата в не таком уж далеком 2030 году достигнет сумм, близких к 130 тысячам рублей. А обеспеченность жильем на одного человека при планируемом введении к 2030 году 450 квадратных метров в год составит 28,6 квадратных метра. В 2015 году было неполных 23 жилых «квадрата».
Поживем - увидим. Тем более, что информация о результатах реализации Стратегии будет носить публичный характер и доступна всем жителям.

Автор: Марина СЕМЧЕНКО






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение

17.04.2024 13:34
Эксперты ВТБ: в 2024 году выдачи ипотеки в России составят 4,6-5,1 трлн рублей



27.11.2018 00:00
Чтобы было движение к лучшему
На входе в здание управления Хабаровского речного торгового порта, помимо реквизитов самого предприятия, размещена табличка, на которой подробно расписан регламент работы депутата Хабаровской городской думы по избирательному округу № 25 Юрия Павловича Обухова - эта «ипостась» ничуть не менее значима для него, чем должность генерального директора крупного предприятия.

27.11.2018 00:00
В интересах большинства жителей города
До завершения финансового года осталось совсем немного времени. Но подводить окончательные итоги рано: бюджетный процесс идет непрерывно, практически на любом его этапе возможны, а порой и необходимы анализ ситуации и корректировки.