Лучший учитель - не только тот, кто выиграл конкурс

24.04.13 0:00 | Классная работа | 4м. 1 c.
Лучший учитель - не только тот, кто выиграл конкурс
Алла Кузнецова: «В школе можно стать счастливым!»

Конкурс «Учитель года» Хабаровского края теперь проходит раз в два года в объединенном формате: в течение очных состязаний выбирают победителей в шести номинациях: «Лучший учитель»,  «Лучший учитель  - победитель национального проекта «Образование» (ПНПО), «Лучший учитель ОБЖ», «Мастер года», «Лучший педагог дошкольного образования» (ДОУ), «Лучший  педагог-психолог».

В этом году соревновались более полусотни человек практически со всех районов края. Судят участников два жюри: в одно входят известные и уважаемые в крае наставники учителей, педагоги - ученые, второе жюри - альтернативное, там - практики, члены клуба «Учитель года Хабаровского края». Альтернативное жюри выбирает своих двух победителей. Основное - победителей в номинациях и двух лауреатов. Особенность состязания в том, что мест в номинациях нет. Также выбирается абсолютный победитель состязания.

Конкурсу уже двадцать два года. Его проводит министерство образования и науки Хабаровского края,  а главный организатор - Хабаровский краевой институт развития образования (ХКИРО). О конкурсе мы поговорили с его ректором - Аллой Кузнецовой, учителем биологии средней школы, доктором педагогических наук,  профессором, дважды членом жюри всероссийского конкурса «Учитель года».

- Алла Геннадьевна,  даже не могу назвать «Учитель года» конкурсом, это полноценный педагогический марафон,  место для интересных встреч,  стартовая площадка для замыслов. Какова все-таки основная цель конкурса: ведь не только же определить лучших?

- Цель конкурса, конечно, не только в этом. Я бы сказала,  что это открытие новых «звезд»,  пропаганда их опыта. И задача конкурса - это дать определенные «сигналы» для профессионального сообщества через задание критериев: что мы считаем лучшим в уроке, воспитании. Эти критерии существуют в приоритетном национальном проекте «Образование» - те требования,  которые сейчас появляются в федеральных государственных образовательных стандартах.

На этом конкурсе есть возможность пообщаться с равными,  с теми,  кто тебе интересен, рассказать о своем опыте. И важно отметить,  что конкурс  еще и определенная форма повышения квалификации. Конечно, элемент состязательности присутствует, но он не является главным для наших конкурсантов.

Но самое главное, что участники конкурса теперь навсегда попали,  можно сказать,  в касту, в некий Союз пеликанов - людей, в жизни которых был этот конкурс. И люди, почувствовавшие эту кастовость, очень меняются.

Стать победителем конкурса -  можно сказать, на всю жизнь, это не просто получить призы и хрустального пеликана, это особая миссия. Ведь появляются определенный статус,  обязательства перед собой и окружающими.

По опыту знаю,  что учителя - участники конкурса,  даже те,  которые не стали победителями,  всегда делают карьеру - и вертикальную, и горизонтальную. Становятся завучами, директорами школ,  руководителями отделов образования, они же  - руководители проектов, педагоги - исследователи,  сетевые модераторы,  эксперты… Это люди,  которые наращивают профессионализм.

- Сейчас начинается запись в первые классы, многие родители хотя  попасть в лицеи и гимназии, мол, только там работают лучшие учителя. По моим наблюдениям, звезд много и в обычных средних школах. А есть какая-то закономерность, педагоги каких учреждений побеждают чаще?
- Мастерство зависит не столько от учреждения, где работает учитель, сколько от его собственных профессиональных притязаний. Конечно, много талантливых педагогов из учреждений повышенного статуса, и можно понять, почему: в среднем и старшем звене проводится отбор, есть возможность работать с детьми,  которые любят предмет и хотят его углубленно изучать. Но  победы учителей из обычных средних школ случаются чаще. Вспоминаю ярких победителей конкурса: из обычных  средних школ Андрея Палоусова из Комсомольска-на-Амуре и Любовь Смольцаренко из Хабаровска, Александру Пастыреву из Охотска и Евгения Хачко из Солнечного. А сколько  у нас было победителей из сельских школ!  Из села Троицкого - Николай Сафронов, села Таежного - Сергей Кайдалов, села Лиан - Наталья Куратева, села Корфовское - Елена Быкова…

По количеству стобалльников и участников олимиад очень ярко проявляется школа села Монгохто, замечательные и известные на весь край педагоги работают в Амурском и Комсомольском районах.

- Конкурс прошел, а что потом?

- Так как конкурс проходит у нас раз в два года,  то в год,  когда он не проводится, мы организуем «Слет пеликанов» - участники конкурса собираются и уже не в состязательной обстановке общаются друг с другом, делятся опытом, обсуждают вопросы государственной политики в области образования.

На слеты пеликанов приезжают маститые педагоги со всей России, и наши учителя на их фоне совершенно не теряются! У нас есть такая форма «Самосбор» - когда каждый сам может заявить свое выступление. Сейчас приходится  проводить конкурс,  потому что много желающих.

Идея и формат слета появились у руководителя одного из отделов ХКИРО Елены Фоменко,  а предложили собираться сами учителя. Происходит не только обмен опытом,  но и личностный рост каждого участника. В конкурсной документации прописана миссия учителя года - это человек,  который не просто входит в класс и рассказывает о своем предмете. Его деятельность уже важна не для конкретной школы, он выполняет государственные задачи. И на слетах педагоги привлекаются к обсуждению вопросов образовательной политики, их мнение учитывается при разработке важных документов. Например, мы с ними разрабатывали концепцию конкурсного движения,  новую модель повышения квалификации,  обсуждали государственную программу развития образования в крае.

Там же говорим о  профессиональных проблемах,  проводятся мастер-классы,  «педагогические десанты» в школы районов,  работающие в сложных социальных условиях. Во время прошлого слета педдесант «высадился» в пяти районах края.

Более того,  сейчас желающих участвовать становится больше. В прошлом году на форуме молодых педагогов было разыграно несколько путевок на слет. И есть уже начинающие педагоги,  которые,  побывав однажды на слете,  в этом году уже принимают участие в конкурсе.  
Список лауреатов конкурса можно посмотреть на сайте ippk.ru

Мария ИВАНОВА.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

06.05.2024 16:41
Юные пилоты дронов сразятся на всероссийских состязаниях

06.05.2024 16:26
Выбираем главное дерево страны: голосуем за ясень Арсеньева

06.05.2024 16:13
Как экономить ресурсы и делать переработку пластика знают в Ванино

06.05.2024 15:52
Кто стал лучшим экспортером Хабаровского края

06.05.2024 15:49
Люблю кино в начале мая: Wink.ru представляет премьеры месяца

06.05.2024 14:51
Федеральный список КМНС формируют в Хабаровском крае

06.05.2024 11:18
Где и как купить алюминиевые трубы

06.05.2024 11:13
Сдать ГТО и поплавать приглашают хабаровчан

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

05.05.2024 08:18
Как Хабаровский край готовится к Пасхе

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края



05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.

05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.