Немецкий с удовольствием

24.04.13 0:00 | Классная работа | 5м. 11 c.
Немецкий с удовольствием
Лилия Куц: «Моё увлечение стало делом всей жизни»

Серьезное увлечение немецким языком у победительницы конкурса «Учитель года Хабаровского края - 2013» Лилии Куц началось с переписки: в клубе интернациональной дружбы семикласснице дали адрес девочки из Германии, с которой она поддерживает связь и по сей день. А желание стать учителем возникло еще раньше: как только Лилия впервые вошла в школу.

Без лишних раздумий девушка поступила в педагогический институт в родном Омске. А после его окончания уехала с мужем в Хабаровск и в средней школе №81 (ныне гимназия №6) начала преподавать немецкий язык, где прошла путь от молодого специалиста до почетного работника образования, дважды стала победителем приоритетного национального проекта «Образование», защитила кандидатскую диссертацию.

- Что-то же меня держит 27 лет в школе и не дает уйти в другую область? Такие мысли, честно говоря, иногда возникали. Профессия учителя психологически трудная. Ты сталкиваешься с большим количеством совершенно разных ребятишек: каждого нужно понять, помочь, дать возможность проявить себя. Приходится постоянно искать такие приемы, формы работы, чтобы все ученики были на уроке активны, учились с интересом, - рассказывает Лилия Куц. -  Однако это замечательная профессия. Ко мне приходит ребенок, который по моему предмету ничего не знает и не умеет, и вдруг он начинает говорить, писать и читать по-немецки. Здорово, когда понимаешь, что во многом это твоя заслуга.

Но изучение языка немыслимо без знакомства с культурой народа, на нем говорящего, - считает Лилия Геннадьевна. Ученики должны не только уметь общаться на немецком языке, но и знать традиции и обычаи стран, где говорят на нём. Поэтому процесс обучения не ограничивается уроками. Учительница ведет кружок немецкого языка в течение года и организует работу летнего профильного лагеря с говорящим названием «Немецкий с удовольствием».

- Вовлечение во внеурочную деятельность дает свои результаты, и это хороший показатель того, что ребятам интересно, ведь участие в объединениях является добровольным. Если на уроке между мной и учениками все-таки есть дистанция, приходится оценивать их учебные достижения, то во внеурочной деятельности я уже для них советчик, помощник и координатор совместной работы, - утверждает она. - Интерес - это всегда самый главный мотив. Если он есть, значит, будут и идеи, и желание работать дальше самостоятельно. Ну что такое два часа в неделю на второй иностранный язык? Мы только приоткрываем кулисы в другую культуру. Ученик должен уметь самостоятельно учиться, самообразовываться, самосовершенствоваться, чтобы реализоваться в нашем поликультурном мире.

Вместе с Лилией Геннадьевной ребята исследовали, что связывает Хабаровск и Германию как в историческом аспекте, так и современном. Для этого пришлось изрядно покопаться во многих краеведческих материалах, лично беседовать с исследователями.  Открытием для ребят стал исторический факт, что осваивать Дальний Восток вместе с русскими людьми ехали и предприниматели из Германии. Многие здания в Хабаровске когда-то принадлежали немцам, например, здание бывшего Центрального гастронома, кинотеатра «Совкино», археологического музея и др. И уже на основе полученных знаний гимназисты создали мультимедийную игру-викторину «Немцы в истории Хабаровска», которая заняла второе место на конкурсе, объявленном консульством Германии в Новосибирске. Призеров конкурса наградили сертификатами на участие в лингвистическом лагере в Германии.

В этом году члены кружка работали над интернет-проектом «Мы на четырех континентах». Ребята общались со школьниками из Франции (Гренобль), Бразилии (Сан-Паулу) и Новой Зеландии (Веллингтон), которые тоже изучают немецкий язык как иностранный. Ученики разных стран обменялись информацией о семье и хобби, любимой еде, о своих школах, городах и странах.

Воспитанники Лилии Геннадьевны постоянно участвуют во всех мероприятиях, связанных с немецким языком и культурой: олимпиады, конференции, фестивали, конкурсы, Дни немецко-российской культуры.

А в летнем профильном лагере «Немецкий  с удовольствием», который существует в гимназии уже более 10 лет, занятия языком обычно проходят в игровой форме. Особыми гостями каждое лето становятся носители языка из Германии или Швейцарии.

Сама Лилия Куц нередко бывает в Германии. Иногда она навещает ту самую подругу по переписке, с которой они теперь дружат семьями. А прошлым летом педагог ездила повышать квалификацию в город Мюнхен по стипендии, которую она получила, участвуя в конкурсе Гете-института. Хабаровчанка уже не раз была участником международных курсов для учителей немецкого языка. Наверное, поэтому многие международные проекты ее учеников смогли реализоваться.

Совсем недавно, на весенних каникулах, Лилия Геннадьевна вернулась из Германии, куда ездила вместе со своими школьниками. Гимназисты смогли воочию увидеть достопримечательности страны, пообщаться с его носителями, увидеть, как живут их сверстники в Европе. На личном примере ученики убедились, как важно знать иностранный язык.

А как только Лилия Куц вернулась из поездки, начался конкурс «Учитель года». С корабля на бал, как говорится.

- Все, что я представила на конкурсе: опыт работы, педагогическая система - родилось не вдруг.

Оно складывалось постепенно в течение многих лет, и получилось то, что сегодня, как мне кажется, дает свой положительный, ненадуманный результат, - делится учитель года. - Еще хочу сказать огромное спасибо ученикам 6-го  класса школы № 30 и их учительнице немецкого языка, которые помогли мне реализовать все то, что я планировала для этого конкурсного урока. У нас было полное взаимопонимание. Надеюсь, что ребятам действительно интересно работать со мной.

Главным  во взаимоотношениях учителя и ученика должно быть взаимоуважение, - считает Лилия Куц. Можно быть строгим в плане дисциплины, ведь ученик, нарушающий дисциплину, мешает работать всей группе, но ни в коем случае нельзя унижать и оскорблять ученика, быть «злопамятным».

- Мне не очень нравится фраза «учитель должен любить детей».  Детей должны любить их родители, а учителя должны любить человека. К любому человеку, маленькому или большому, должно быть достойное отношение. И очень трудно создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждому ребенку было комфортно учиться, но это, по-моему, и есть моя главная задача, - говорит она.

К себе как учителю Лилия Геннадьевна никогда не испытывала неуважения со стороны окружающих. А если какой-то негатив и всплывал, то это зависело не от отношения к профессии педагога,  а от общей культуры человека в отношении к другим людям.  

- Некоторые современные родители считают, что за образование их ребенка должна отвечать школа, а их задача - одеть, обуть и накормить его. Но учитель ведь не волшебник. Воспитание происходит в семье, в ней ребенок учится всему: отношению к другим людям, к жизни, к миру, - рассуждает педагог. -  Школа - это только часть жизни ребенка, и если она наполнена интересной деятельностью и родители в ней принимают активное участие, а не только наблюдают и критикуют, то и ребенок чувствует себя комфортнее.

- В Германии я чувствую себя комфортно, мне там все нравится. Но через какое-то время приходит понимание, что ты не дома. И никуда от этого не денешься - тянет обратно, - вздыхает она. -  Хочется, чтобы и в нашей стране все было так благополучно, красиво, чисто, комфортно для любого человека. Об этом мы с ребятами тоже говорим на уроках.

А пока Лилия Геннадьевна собирается и дальше учить детей немецкому языку «с удовольствием», работать с ними над новыми интересными проектами. Вполне возможно, что уже осенью в гимназию приедут на практику немецкие студенты. А может быть, получится найти школу-партнера в Германии, чтобы наладить с ней обмен как между учениками, так и преподавателями.

- Главное, чтобы на это откликались школьники. Если им интересно, значит, все, что я делаю, не напрасно. Я всегда больше радуюсь успехам своих учеников, чем своим, - делится учитель года. - Ну а что мне дал конкурс? Признание на профессиональном уровне, обмен опытом с коллегами - да, конечно. Но все награды относительны. В этом году так получилось, что в этой номинации победила я, но это не значит, что я - лучший учитель. Замечательных педагогов и в крае очень много, но не все выходят на конкурс, не все готовы представить свою профессиональную деятельность на суд жюри.

Дарья СОКЛАНОВА. Фото Вячеслава РЕУТОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

06.05.2024 16:41
Юные пилоты дронов сразятся на всероссийских состязаниях

06.05.2024 16:26
Выбираем главное дерево страны: голосуем за ясень Арсеньева

06.05.2024 16:13
Как экономить ресурсы и делать переработку пластика знают в Ванино

06.05.2024 15:52
Кто стал лучшим экспортером Хабаровского края

06.05.2024 15:49
Люблю кино в начале мая: Wink.ru представляет премьеры месяца

06.05.2024 14:51
Федеральный список КМНС формируют в Хабаровском крае

06.05.2024 11:18
Где и как купить алюминиевые трубы

06.05.2024 11:13
Сдать ГТО и поплавать приглашают хабаровчан

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

05.05.2024 08:18
Как Хабаровский край готовится к Пасхе

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края



05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.

05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.