Пеликаны летят к педагогике мечты

23.04.14 0:00 | Классная работа | 6м. 20 c.
Пеликаны летят к педагогике мечты
Алла Кузнецова: «Особое внимание - школам, работающим в непростых социальных условиях»

В апреле в  центре внешкольной работы «Созвездие» уже в четвертый раз собираются удивительные пеликаны - педагоги со всего края, участники краевого конкурса «Учитель года».  

Почему пеликаны? Эта птица - эмблема конкурса, именно ее изображение в хрустале, как символ жертвенности и преданности своим птенцам, вручают победителям профессионального состязания. Но на слете, который, как и конкурс в крае, проходит раз в два года, они не соревнуются, а созидают и делятся опытом.

Учитель, который хоть раз побывал на конкурсе, становится другим - так говорят все без исключения его участники. Пеликаны - это в хорошем смысле слова - каста: творческих, талантливых, смелых, умных и преданных своему делу профессионалов. О конкурсном движении, слете, учительстве - наш разговор с министром образования и науки края, доктором педагогических наук Аллой Кузнецовой.

- Алла Геннадьевна, кто придумал слет, когда и почему?

- Слет пеликанов придумала Елена Викторовна Фоменко, руководитель одного из отделов Хабаровского краевого института развития образования, поддержали  ее учителя.  Я тогда была ректором института. Первый слет пеликанов прошел в 2008 году. Ныне заместитель председателя правительства края, а тогда министр образования Андрей Александрович Базилевский поддержал нашу идею и дал возможность приглашать лучших учителей России, чтобы наши педагоги могли видеть этот бесценный опыт. И с тех пор эта традиция сохраняется. На каждый слет к нам приезжают организаторы конкурса, его победители.

Прежде всего, этот слет для тех педагогов, кто прошел конкурс «Учитель года», кто испытал эту сложную смесь эмоций и получил, можно сказать, опыт экстремальных переживаний, связанных как с конкурсными состязаниями, так и в контексте желания показать наивысший уровень своего профессионализма. Люди, прошедшие горнило конкурса, стали, правильно вы отметили, другими. Другими в профессиональном и личностном смысле. Они, во-первых, увидели себя в сравнении с лучшими, что не всегда нам удается в обыденных наших методических мероприятиях. Во-вторых, они изменили масштаб своей педагогической картины мира. Те, кто прошел конкурс, увидел многообразие методик, подходов, увидел, куда движется современная педагогика.

Поэтому мы, когда собираем

слет, как раз предлагаем нашим учителям стать экспертами, и они фактически уже являются экспертами тех или иных направлений краевой образовательной политики. Педагоги показывают мастер-классы, обсуждают важные для краевой системы образования вопросы. Ведь именно эти люди видят жизнь школы изнутри, причем могут сравнить разные аспекты нашей сферы.

Помимо тех, кто прошел «Учитель года», мы стали приглашать на слет и победителей приоритетного национального проекта «Образование». Это тоже лучшие учителя, но они не прошли очных испытаний - они собирали документы на этот конкурс, поэтому у них  другая ситуация профессионального развития. Хотя часто достижения участника конкурса «Учитель года» и победителя приоритетного национального проекта совпадают.

Нередко участники и победители конкурса «Учитель года» становятся победителями приоритетного национального проекта. Других педагогов, которые не прошли конкурс, мы тоже приглашаем на слеты, но очень выборочно. Во-первых, это, конечно, молодые учителя, которые ярко блеснули на наших мероприятих, на форумах, для  того, чтобы они могли увидеть новые горизонты своего развития. Кроме того, мы же понимаем, что не все учителя, даже очень хорошие, идут на конкурс, но им есть что сказать и показать, мы их тоже приглашаем. На слете нет просто зрителей, здесь все - участники и, конечно, многие показывают мастер-классы.

- И все-таки какова основная цель слета? Приезжают люди со всех уголков края, есть у них возможность высказать свое мнение, новые идеи и предложения, может, покритиковать, задать вопросы?

- Основная цель слета для нас - это, прежде всего, чтобы наши учителя еще раз могли «сверить часы», увидеть, каково в целом направление развития отрасли, поправить, если нужно, так сказать, траекторию своего развития, сопоставить себя с лучшими учителями России. На мой взгляд, это очень верное решение, что мы приглашаем к себе «звезд» педагогики, потому что не единицы видят их где-то на конкурсах, мастер-классах, к тому же, приглашенные специалисты общаются не только с теми, кто приехал в «Созвездие», но и дают мастер-классы, уроки, проводят встречи с педагогической общественностью краевой столицы.

Что касается проблем образования, то в этом году, например, вопрос, который пронизывал все события слета, касался поддержки школ и педагогов, работающих в трудных социальных условиях, в сложном социальном контексте. И мы предложили нашим педагогам начать искать практические решения и попытаться их представить на мастер-классах, показать их во время педагогического десанта (когда учителя проводят уроки в школах районов края, вблизи от «Созвездия»), на самосборе.

И мы предложили обсудить идею новой педагогики мечты, которая является фактически ресурсом для повышения жизненных сил, шансов детей, которые учатся в таких школах. Мы предположили, что одним из главных факторов трудностей этих школ является сниженная мотивация учеников. Дети в глубинке, к сожалению, часто растут в семьях, где нет стремления к лучшей жизни, и они не видят своих перспектив, не знают о них, поэтому у них нет интереса к учебе. Невысокие потребности часто обусловлены тем, что они считают, что у них нет шансов стать кем-то значимым в жизни. И вот отсутствие амбиций соответственно и определяет невысокие планки, которые они ставят для себя. Да и учителям, которые работают в сложных условиях, также нужна поддержка.

Мы нашли две идеи, в разных источниках, причем они коррелируются между собой: образование - как путь к мечте, это идея Михаила Случа, победителя Всероссийского конкурса «Учитель года». И еще одну идею «Образование как путь героя», мы почерпнули в форсайт-проекте «Образование - 2030» Павла Лукши и его творческого коллектива.

Смысл этих идей заключается в том, что образование становится жизненной потребностью, своего рода страстью, увлечением тогда, когда оно человеком рассматривается как ресурс для достижениях каких-то своих целей. Образование, конечно, требует усилий, но чем сильней мечта, тем больше усилий я могу приложить и тем больше я рад той победе, которая приходит ко мне в результате моих усилий.

Как создать такую педагогику, такое пространство образования, мы спросили наших пеликанов. И у них получилось! Декларация педагогики мечты размещена на сайте Хабаровского краевого института развития образования.

Понятно, что это только первое такое программное заявление, в котором есть ключевые понятия, есть принципы педагогики мечты и есть примерный набор технологических решений под каждый принцип, но это, так сказать, стартовый документ, мы хотим дополнять его.

На слете мы провели игру «Образование как путь к мечте, как путь героя». Почему мы называем эту игру смысло-деятельностной? Все просто: сначала нужно было найти идеи, понять их смысл, чтобы потом под этот смысл разработать принципы, технологические решения и т.д. Как это применимо в жизни?  Непосредственно! Для всех нас, кто рассматривает образование вобще как способ существования, как способ решения профессиональных, личных и других задач,понять суть и понять, как применить эти знания на своих уроках, важно, чтобы мы и для себя видели пути развития. И потому игра вызвала так много эмоций. Но еще важно так сделать, чтобы этот смысл появился и у наших учеников? Собственно над этим мы работали в первую очередь.

- Столько всего интересного! Можно ли назвать слет некой формой повышения квалификации?

- Совершенно верно. Можно потому, что это, может быть, самая лучшая форма повышения квалификации, потому что мы погружаемся в среду творчества самых лучших учителей, в том числе лучших учителей России, и это как «самозаводящаяся» система, мы все открываем у себя дополнительные потенциалы творчества, роста, развития и т.д. Это очень эффективная форма повышения квалификации - концентрированная. За три дня мы очень сильно продвигаемся: в понимании каких-то вопросов, в перспективах, в решениях.

Профессия педагога, так же как и профессия врача, очень энергоемкая, у нее высокий уровень ответствености. И люди устают, выгорают.  И такие события, как этот слет или подобные ему, усиливают внутренний личностный потенциал педагога, компенсируют  профессиональное выгорание, дают новые силы. Вот как наши пеликаны сказали: «Мы за три дня получим такой заряд, что на два года нам хватит, а там - новый слет».

- Слет, как и краевой конкурс «Учитель года», проходит раз в два года. Но всероссийское состязание - ежегодно. Кто в этом году будет представлять Хабаровский край?

- Напомню, конкурс «Учитель года» Хабаровского края теперь проходит раз в два года в объединенном формате: в течение очных состязаний выбирают победителей в шести номинациях: «Лучший учитель», «Лучший учитель - победитель национального проекта «Образование» (ПНПО), «Лучший учитель ОБЖ», «Мастер года», «Лучший педагог дошкольного образования» (ДОУ), «Лучший  педагог-психолог».

Пока сказать, кто представит край - сложно. В прошлом году один из победителей конкурса 2013 г. уже представляла край. Это была Лилия Куц, учитель гимназии №6 г. Хабаровска.

Сейчас у нас  несколько вариантов: во-первых, может поехать победитель учительской номинации «Победитель приоритетного национального проекта «Образование». Также сейчас идет следующий конкурс для  учителей в рамках нацпроекта, и мы ждем его итоги, сравним достижения участников и примем решение.

У нас в этом году гостями слета были сразу два важнейших лица среди организаторов Всероссийского конкурса «Учитель года». Ирина Георгиевна Димова - это первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», поэтому нам было важно, чтобы Ирина Георгиевна посмотрела на наших пеликанов, оценила их потенциал. Была Елена Михайловна Пахомова, она организатор конкурса «Учитель года» от Академии повышения квалификации г. Москвы. Это учреждение в тандеме с «Учительской газетой» организует конкурс. Мы обязательно учтем пожелания экспертов и будем готовиться к конкурсу, который пройдет в октябре.

Беседовала
Мария ИВАНОВА.
Фото из архива
и А. ДЕМЧЕНКО.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

27.04.2024 16:32
Прием заявок от кандидатов на праймериз «Единой России» продлен

27.04.2024 14:56
Выставка работ уникального художника из Амурска открылась в ДВХМ

27.04.2024 14:15
Предотвращением паводков занимаются в Хабаровском крае

27.04.2024 13:53
В праздники всё расцветает и благоухает

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта



05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.

05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.