После детского дома начинается другая жизнь

После детского дома начинается другая жизнь
В детском доме №6 г. Хабаровска воспитанники живут интересно!

Ежегодно в Хабаровском крае более 300 воспитанников выпускаются из образовательных учреждений для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они заканчивают школу и поступают в учреждения профессионального образования. О том, как готовят ребят жить самостоятельно после выпуска из детского дома, рассказала Лидия СЕРГЕЕВА, заместитель начальника управления опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей краевого министерства образования и науки.

Детям нужна забота

Современная политическая и социально-экономическая обстановка в России требует от граждан умения ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфраструктуры и производства. В этих условиях проблема подготовки воспитанников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни становится одной из главных проблем.

В 2011 году закончили девятые и одиннадцатые классы общеобразовательных школ 312 воспитанников  детских домов и школ-интернатов. Из них 17 воспитанников - выпускники 9 класса продолжили свое обучение в 10 классе, оставаясь проживать в детских домах. Остались в них проживать до своего совершеннолетия и 24 воспитанника - выпускники 9 класса, поступившие на обучение в учреждения профессионального образования.  

Таким образом, 271 воспитанник образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вышли в самостоятельную жизнь. Практически все они поступили на обучение в учреждения профессионального образования (в учреждения начального профессионального образования - 211 человек, среднего образования - 50 человек, высшего - 5 человек).

При обучении в данных учреждениях они зачислены на полное государственное обеспечение и получают дополнительные социальные гарантии в соответствии с действующим законодательством.

Вхождение выпускников детских домов и школ-интернатов в самостоятельную жизнь  сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Ребенок сталкивается с рядом проблем: организация быта, питания, досуга, взаимодействие с другими людьми, обеспечение жильем, поиск работы  и другие.

К сожалению, длительное пребывание в детских домах, где, как известно, дети живут коллективом, полностью зависят от взрослых, нередко приводит к трансформации, а затем и нарушению связи между ними и обществом.

Это порождает так называемый феномен социального иждивенчества, что проявляется на уровне личности, приводит к низкому уровню трудовой мотивации, правовой грамотности, уязвимости перед другими, низкой способности  самостоятельно  принимать правильные решения.

Как правило, за них это делают взрослые - воспитатели, психолог, социальный педагог, директор детского дома, учителя, а в некоторых случаях родители, по вине которых он, возможно, оказался в детском доме.

В результате выпускники детских домов и школ-интернатов зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, часто это приводит к утрате собственности (прежде всего жилья), получаемых денежных средств. Я уже не говорю о том, что они вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность.

Конечно, важнейшую роль в социализации ребёнка играют его семья, а также образовательные учреждения, круг общения и средства массовой информации.

Создать семью... в детском доме

Все сказанное ранее - не просто слова, это те факторы, которые помогают перестраивать подходы в воспитании детей.  В связи с этим министерство образования и науки края, которое стало в течение 2010 - 2011 года  учредителем 40 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определило приоритетные задачи в области социальной адаптации выпускников. Конечно, это и дальнейшее совершенствование системы их деятельности по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в обществе после выпуска из учреждений, и работа по созданию в учреждениях условий проживания детей, максимально приближенных к домашним.

В детских домах и школах-интернатах сейчас ведётся экспериментальная работа. Например, на базе детских домов
№ 33, расположенного в селе Тополево Хабаровского района, и №1 Хабаровска, созданы опорные базовые площадки по социальной адаптации воспитанников, в том числе по подготовке их к семейной жизни.

На базе детского дома № 5, расположенного в г.Хабаровске, продолжает работу краевая экспериментальная площадка «Влияние семейного воспитания в условиях школы-интерната». Под руководством научного консультанта Андрея  Кибирева в учреждении разработана  модель социального взросления детей.

Для реализации основных направлений деятельности этой краевой экспериментальной площадки составлена проектно-сметная документация для создания в учреждении групп по семейному типу.

Очень важно, что она согласована со всеми органами надзора  - разработан проект перестройки здания по квартирному типу. Сейчас решаются вопросы выделения  необходимых финансовых средства для реконструкции двух этажей помещения. Уже закуплены необходимое оборудование, бытовая техника (телевизоры, холодильники, стиральные машины, чайники и т.д.).

На базе школы-интерната

№ 15, расположенной в с. Найхин Нанайского района, продолжает свою работу краевая экспериментальная площадка «Становление социальной компетенции воспитанников школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В учреждении разработана система учебно-воспитательной деятельности по развитию социальных компетентностей, в которой отражена семейная направленность, углубленная профориентация и трудовое воспитание. В летний период создается так называемая семейная квартира и в ней живут будущие выпускники.

Например, летом 2011 года 94 воспитанника школы-интерната жили в  6 семейных квартирах, в которых учились ведению домашнего хозяйства (цветоводство, овощеводство, животноводство). Конечно, им помогали взрослые, но многое зависело только от них!  Углубленная профориентация идет на курсе «Твоя профессиональная карьера» с 8 класса. Ведь это важно, чтобы ребенок видел свое будущее, свою работу.

В сентябре 2011 года заместителем председателя правительства края - министром образования и науки края Андреем Базилевским подписано распоряжение «Об утверждении экспериментального проекта экономического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Первые шаги в самостоятельную жизнь».

Экспериментальный проект осуществляется на базе детского дома № 1, расположенного в г. Хабаровске, в период с 10.09.2011 г.  по 31.08.2012 года. Планируется его дальнейшее распространение и на другие детские дома.

Проект экономического воспитания ориентирован на развитие у детей, проживающих в детских домах и готовившихся к самостоятельной жизни в обществе,  экономической культуры (умение планировать семейный бюджет, распоряжаться денежными средствами), формирование активной гражданской позиции, чувства ответственности.

Министерством образования и науки края совместно с краевым центром психолого-медико-социального сопровождения разработана и утверждена единая программа подготовки будущих выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни «Мой жизненный путь».

Эта программа  стартовала во всех  образовательных учреждениях  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, края с 1.09.2011 года.

Она предназначена для подростков 14-16 лет и рассчитана на два года. Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через овладение социально-психологическими знаниями, и формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Данная цель реализуется через развитие у воспитанников способностей понимать себя и других, прогнозировать межличностные ситуации и свое поведение в них, через формирование навыков самостоятельного проживания (как устроиться на работу, как платить за квартиру, куда обратиться за помощью в конкретных случаях,  где продолжить обучение и др.), взаимодействия с разными социальными группами и институтами  (медицинскими учреждениями, образовательными учреждениями, жилищными организациями и др.).

Вместе мы можем многое

Во всех детских домах и школах-интернатах есть кружки, а также собственные программы различной социальной направленности. Например, «Хозяин и хозяйка большого дома», «Осознанное материнство и отцовство», «Я - гражданин», «Создание особой образовательной среды, позволяющей воспитанникам детского дома обрести социально-психологическую готовность самостоятельно жить в условиях поликультурного мира и рыночных отношений», «Подготовка ребенка к жизни в семье», «Ты и я» и другие, позволяющие будущим выпускникам научиться жить самостоятельно. Кроме того, в учреждениях созданы и работают службы по подготовке воспитанников к семейной жизни, которые в том числе оказывают помощь и поддержку своим воспитанникам и после выпуска из учреждений. Специалисты учреждений ведут розыск родственников воспитанников, организуют с ними переписку, стремясь сохранить ребёнку родственные связи, способствуя отделам опеки и попечительства решать вопросы передачи воспитанников в семьи на воспитание, проводят с будущими выпускниками  групповые и индивидуальные занятия, тренинги и другую работу.

Методическую помощь службам учреждений осуществляют Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения и Краевой молодёжный социальный медико-социальный центр.

Специалисты центра психолого-медико-социального сопровождения совместно с работниками детских домов и школ-интернатов реализуют инновационную программу «Школа сознательного родительства и осознанного материнства», а с учреждениями начального профессионального образования обеспечивают  психолого-педагогическое сопровождение поступавших в данные учреждения выпускников.

В молодёжном социальном медико-социальном центре проводятся семинары-тренинги для специалистов по внедрению в работу с воспитанниками учреждений и учащимися начального профессионального образования социально-образовательных и санитарно-просветительских программ «Разумно и безопасно», «Поговорим о тебе», «Мой выбор - здоровье!», направленных на формирование здорового образа жизни, сохранение репродуктивного потенциала, формирование социально ответственной семьи.

В процессе  реализации данных программ воспитанники во всех детских домах и школах-интернатах на базе кабинетов социально-бытовой ориентации воспитанники учатся готовить, печь, консервировать; на базе швейных мастерских ремонтируют одежду, шьют шторы, постельное бельё, праздничные наряды, фартуки, халаты, кухонные принадлежности, вяжут  носки, варежки, шапки, салфетки и др.; на базе столярных мастерских изготавливают мебель, как для своего учреждения, так и по заказам (детский дом № 10, расположенный в г. Комсомольске-на-Амуре). Делают скамейки, полки, швабры, черенки, лопаты, разделочные доски, вешала для одежды и др. (детский дом № 8  Комсомольска-на-Амуре, школа-интернат №17 в Охотске, хурбинский детский дом № 21 Комсомольского района, школа-интернат № 4 Хабаровска).
На базе собственного домашнего хозяйства выращивают и ухаживают за домашними животными (свиньями, курами, коровами, кроликами), благодаря чему всегда имеют собственные свежие молочные и мясные продукты (детский дом № 19 в Дормидонтовке Вяземского района, школа-интернат №15 в селе Найхине Нанайского района).

На базе собственных садово-огородных участков, полей и приусадебных участков выращивают цветы, овощную рассаду, овощи,  фрукты, ягоду, обеспечивая себя дополнительным питанием, жителей - рассадой (детский дом № 19 в Дормидонтовке, детский дом № 15, расположенный в с. Лермонтовка  Бикинского района,  №14 в Бикине, детские дома № 1,
№ 21 в п. Хурба и школа-интернат

№ 13, расположенная в п.Пивань Комсомольского района, детские дома № 22 и № 23 в  Переяславке р-на им. Лазо, детский дом № 27, расположенный в

п. Солнечный, школа-интернат №15 в с. Найхине, детский дом №1, расположенный в Богородском Ульчского района).
При выпуске из детских домов и школ-интернатов каждому выпускнику выдаются информационные справочники, изданные в данных учреждениях, которые помогают им в решении вопросов адаптации в обществе: «Тебе, выпускник!», «Справочник выпускнику» и другие.

Во всех учреждениях созданы попечительские советы, в состав которых входят  представители различных предприятий, общественных организаций,  органов власти и других заинтересованных ведомств, которые также участвуют в деятельности по подготовке будущих выпускников к самостоятельной жизни в обществе, созданию в учреждениях условий проживания детей, максимально приближенных к домашним.

Ищем папу и маму

Конечно, лучше бы, чтобы все эти знания, умения и навыки формировались у ребенка в своей родной либо приёмной семье.  Для решения вопросов семейного устройства воспитанников детских домов и школ-интернатов отделами опеки и попечительства министерства образования и науки края ведётся систематическая и целенаправленная работа по  подбору граждан, желающих принять в свою семью на воспитание  детей, но говорить о большой активности граждан пока не приходится.

В настоящее время правительством края решаются вопросы увеличения размера денежных средств, выплачиваемых на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой и попечительством граждан, увеличения размера вознаграждения, выплачиваемого опекунам и попечителям, осуществляющим свои обязанности на возмездных условиях. Принято постановление правительства края от 18.10.2011 г.

№ 345-пр «О единовременной денежной выплате при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому гражданам, усыновившим ребёнка, оставшегося без попечения родителей, после 1.01.2012 года выплачивается единовременная денежная выплата в размере 250 тысяч рублей.  Надеюсь, что это станет одним из дополнительных стимулов для граждан принять в свою семью на воспитание ребёнка из детского дома.
Но научить своих воспитанников жить в обществе самостоятельно - пока главная задача всех детских домов края и важно, чтобы в будущем все выпускники смогли создать свои крепкие семьи, стали успешными и благополучными гражданами нашего общества. К счастью, таких  счастливых примеров становится больше, но это  уже другая тема.

Автор: Подготовила Мария ИВАНОВА. Фото Вячеслава РЕУТОВА.




Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

23.08.2019 09:44
Осеннюю путину на Амуре обещают открыть 26 августа

23.08.2019 09:38
Капремонт можно оплатить без комиссии

23.08.2019 09:37
Реке пора бы остепениться

23.08.2019 09:31
Бизнесмены проведут четвертый форум

23.08.2019 09:21
НКО поборются за президентские гранты



20.04.2019 00:00
Растим педагогическую элиту Хабаровского края
В этом году у краевого конкурса «Учитель года» красивая молодая дата - ему 25 лет.

20.04.2019 00:00
Краевому конкурсу - 25 лет!
Конкурс «Учитель года» - это знаменательное событие для всей педагогической общественности Хабаровского края.


Работаете ли вы по специальности?




14.08.2019 09:50
Большая вода 2019
2019-08-13 15.33.34 (1).JPG 2019-08-06 19.51.20.JPG
 
Яндекс.Метрика