Ежегодно в Хабаровском крае более 300 воспитанников выпускаются из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они заканчивают школу и поступают в учреждения профессионального образования. О том, как готовят ребят жить самостоятельно после выпуска из детского дома, рассказала Лидия СЕРГЕЕВА, заместитель начальника управления опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей краевого министерства образования и науки.
Детям нужна забота
Современная политическая и социально-экономическая обстановка в России требует от граждан умения ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфраструктуры и производства. В этих условиях проблема подготовки воспитанников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни становится одной из главных проблем.
В 2011 году закончили девятые и одиннадцатые классы общеобразовательных школ 312 воспитанников детских домов и школ-интернатов. Из них 17 воспитанников - выпускники 9 класса продолжили свое обучение в 10 классе, оставаясь проживать в детских домах. Остались в них проживать до своего совершеннолетия и 24 воспитанника - выпускники 9 класса, поступившие на обучение в учреждения профессионального образования.
Таким образом, 271 воспитанник образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вышли в самостоятельную жизнь. Практически все они поступили на обучение в учреждения профессионального образования (в учреждения начального профессионального образования - 211 человек, среднего образования - 50 человек, высшего - 5 человек).
При обучении в данных учреждениях они зачислены на полное государственное обеспечение и получают дополнительные социальные гарантии в соответствии с действующим законодательством.
Вхождение выпускников детских домов и школ-интернатов в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Ребенок сталкивается с рядом проблем: организация быта, питания, досуга, взаимодействие с другими людьми, обеспечение жильем, поиск работы и другие.
К сожалению, длительное пребывание в детских домах, где, как известно, дети живут коллективом, полностью зависят от взрослых, нередко приводит к трансформации, а затем и нарушению связи между ними и обществом.
Это порождает так называемый феномен социального иждивенчества, что проявляется на уровне личности, приводит к низкому уровню трудовой мотивации, правовой грамотности, уязвимости перед другими, низкой способности самостоятельно принимать правильные решения.
Как правило, за них это делают взрослые - воспитатели, психолог, социальный педагог, директор детского дома, учителя, а в некоторых случаях родители, по вине которых он, возможно, оказался в детском доме.
В результате выпускники детских домов и школ-интернатов зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, часто это приводит к утрате собственности (прежде всего жилья), получаемых денежных средств. Я уже не говорю о том, что они вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность.
Конечно, важнейшую роль в социализации ребёнка играют его семья, а также образовательные учреждения, круг общения и средства массовой информации.
Создать семью... в детском доме
Все сказанное ранее - не просто слова, это те факторы, которые помогают перестраивать подходы в воспитании детей. В связи с этим министерство образования и науки края, которое стало в течение 2010 - 2011 года учредителем 40 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определило приоритетные задачи в области социальной адаптации выпускников. Конечно, это и дальнейшее совершенствование системы их деятельности по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в обществе после выпуска из учреждений, и работа по созданию в учреждениях условий проживания детей, максимально приближенных к домашним.
В детских домах и школах-интернатах сейчас ведётся экспериментальная работа. Например, на базе детских домов
№ 33, расположенного в селе Тополево Хабаровского района, и №1 Хабаровска, созданы опорные базовые площадки по социальной адаптации воспитанников, в том числе по подготовке их к семейной жизни.
На базе детского дома № 5, расположенного в г.Хабаровске, продолжает работу краевая экспериментальная площадка «Влияние семейного воспитания в условиях школы-интерната». Под руководством научного консультанта Андрея Кибирева в учреждении разработана модель социального взросления детей.
Для реализации основных направлений деятельности этой краевой экспериментальной площадки составлена проектно-сметная документация для создания в учреждении групп по семейному типу.
Очень важно, что она согласована со всеми органами надзора - разработан проект перестройки здания по квартирному типу. Сейчас решаются вопросы выделения необходимых финансовых средства для реконструкции двух этажей помещения. Уже закуплены необходимое оборудование, бытовая техника (телевизоры, холодильники, стиральные машины, чайники и т.д.).
На базе школы-интерната
№ 15, расположенной в с. Найхин Нанайского района, продолжает свою работу краевая экспериментальная площадка «Становление социальной компетенции воспитанников школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В учреждении разработана система учебно-воспитательной деятельности по развитию социальных компетентностей, в которой отражена семейная направленность, углубленная профориентация и трудовое воспитание. В летний период создается так называемая семейная квартира и в ней живут будущие выпускники.
Например, летом 2011 года 94 воспитанника школы-интерната жили в 6 семейных квартирах, в которых учились ведению домашнего хозяйства (цветоводство, овощеводство, животноводство). Конечно, им помогали взрослые, но многое зависело только от них! Углубленная профориентация идет на курсе «Твоя профессиональная карьера» с 8 класса. Ведь это важно, чтобы ребенок видел свое будущее, свою работу.
В сентябре 2011 года заместителем председателя правительства края - министром образования и науки края Андреем Базилевским подписано распоряжение «Об утверждении экспериментального проекта экономического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Первые шаги в самостоятельную жизнь».
Экспериментальный проект осуществляется на базе детского дома № 1, расположенного в г. Хабаровске, в период с 10.09.2011 г. по 31.08.2012 года. Планируется его дальнейшее распространение и на другие детские дома.
Проект экономического воспитания ориентирован на развитие у детей, проживающих в детских домах и готовившихся к самостоятельной жизни в обществе, экономической культуры (умение планировать семейный бюджет, распоряжаться денежными средствами), формирование активной гражданской позиции, чувства ответственности.
Министерством образования и науки края совместно с краевым центром психолого-медико-социального сопровождения разработана и утверждена единая программа подготовки будущих выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни «Мой жизненный путь».
Эта программа стартовала во всех образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, края с 1.09.2011 года.
Она предназначена для подростков 14-16 лет и рассчитана на два года. Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через овладение социально-психологическими знаниями, и формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Данная цель реализуется через развитие у воспитанников способностей понимать себя и других, прогнозировать межличностные ситуации и свое поведение в них, через формирование навыков самостоятельного проживания (как устроиться на работу, как платить за квартиру, куда обратиться за помощью в конкретных случаях, где продолжить обучение и др.), взаимодействия с разными социальными группами и институтами (медицинскими учреждениями, образовательными учреждениями, жилищными организациями и др.).
Вместе мы можем многое
Во всех детских домах и школах-интернатах есть кружки, а также собственные программы различной социальной направленности. Например, «Хозяин и хозяйка большого дома», «Осознанное материнство и отцовство», «Я - гражданин», «Создание особой образовательной среды, позволяющей воспитанникам детского дома обрести социально-психологическую готовность самостоятельно жить в условиях поликультурного мира и рыночных отношений», «Подготовка ребенка к жизни в семье», «Ты и я» и другие, позволяющие будущим выпускникам научиться жить самостоятельно. Кроме того, в учреждениях созданы и работают службы по подготовке воспитанников к семейной жизни, которые в том числе оказывают помощь и поддержку своим воспитанникам и после выпуска из учреждений. Специалисты учреждений ведут розыск родственников воспитанников, организуют с ними переписку, стремясь сохранить ребёнку родственные связи, способствуя отделам опеки и попечительства решать вопросы передачи воспитанников в семьи на воспитание, проводят с будущими выпускниками групповые и индивидуальные занятия, тренинги и другую работу.
Методическую помощь службам учреждений осуществляют Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения и Краевой молодёжный социальный медико-социальный центр.
Специалисты центра психолого-медико-социального сопровождения совместно с работниками детских домов и школ-интернатов реализуют инновационную программу «Школа сознательного родительства и осознанного материнства», а с учреждениями начального профессионального образования обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение поступавших в данные учреждения выпускников.
В молодёжном социальном медико-социальном центре проводятся семинары-тренинги для специалистов по внедрению в работу с воспитанниками учреждений и учащимися начального профессионального образования социально-образовательных и санитарно-просветительских программ «Разумно и безопасно», «Поговорим о тебе», «Мой выбор - здоровье!», направленных на формирование здорового образа жизни, сохранение репродуктивного потенциала, формирование социально ответственной семьи.
В процессе реализации данных программ воспитанники во всех детских домах и школах-интернатах на базе кабинетов социально-бытовой ориентации воспитанники учатся готовить, печь, консервировать; на базе швейных мастерских ремонтируют одежду, шьют шторы, постельное бельё, праздничные наряды, фартуки, халаты, кухонные принадлежности, вяжут носки, варежки, шапки, салфетки и др.; на базе столярных мастерских изготавливают мебель, как для своего учреждения, так и по заказам (детский дом № 10, расположенный в г. Комсомольске-на-Амуре). Делают скамейки, полки, швабры, черенки, лопаты, разделочные доски, вешала для одежды и др. (детский дом № 8 Комсомольска-на-Амуре, школа-интернат №17 в Охотске, хурбинский детский дом № 21 Комсомольского района, школа-интернат № 4 Хабаровска).
На базе собственного домашнего хозяйства выращивают и ухаживают за домашними животными (свиньями, курами, коровами, кроликами), благодаря чему всегда имеют собственные свежие молочные и мясные продукты (детский дом № 19 в Дормидонтовке Вяземского района, школа-интернат №15 в селе Найхине Нанайского района).
На базе собственных садово-огородных участков, полей и приусадебных участков выращивают цветы, овощную рассаду, овощи, фрукты, ягоду, обеспечивая себя дополнительным питанием, жителей - рассадой (детский дом № 19 в Дормидонтовке, детский дом № 15, расположенный в с. Лермонтовка Бикинского района, №14 в Бикине, детские дома № 1,
№ 21 в п. Хурба и школа-интернат
№ 13, расположенная в п.Пивань Комсомольского района, детские дома № 22 и № 23 в Переяславке р-на им. Лазо, детский дом № 27, расположенный в
п. Солнечный, школа-интернат №15 в с. Найхине, детский дом №1, расположенный в Богородском Ульчского района).
При выпуске из детских домов и школ-интернатов каждому выпускнику выдаются информационные справочники, изданные в данных учреждениях, которые помогают им в решении вопросов адаптации в обществе: «Тебе, выпускник!», «Справочник выпускнику» и другие.
Во всех учреждениях созданы попечительские советы, в состав которых входят представители различных предприятий, общественных организаций, органов власти и других заинтересованных ведомств, которые также участвуют в деятельности по подготовке будущих выпускников к самостоятельной жизни в обществе, созданию в учреждениях условий проживания детей, максимально приближенных к домашним.
Ищем папу и маму
Конечно, лучше бы, чтобы все эти знания, умения и навыки формировались у ребенка в своей родной либо приёмной семье. Для решения вопросов семейного устройства воспитанников детских домов и школ-интернатов отделами опеки и попечительства министерства образования и науки края ведётся систематическая и целенаправленная работа по подбору граждан, желающих принять в свою семью на воспитание детей, но говорить о большой активности граждан пока не приходится.
В настоящее время правительством края решаются вопросы увеличения размера денежных средств, выплачиваемых на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой и попечительством граждан, увеличения размера вознаграждения, выплачиваемого опекунам и попечителям, осуществляющим свои обязанности на возмездных условиях. Принято постановление правительства края от 18.10.2011 г.
№ 345-пр «О единовременной денежной выплате при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому гражданам, усыновившим ребёнка, оставшегося без попечения родителей, после 1.01.2012 года выплачивается единовременная денежная выплата в размере 250 тысяч рублей. Надеюсь, что это станет одним из дополнительных стимулов для граждан принять в свою семью на воспитание ребёнка из детского дома.
Но научить своих воспитанников жить в обществе самостоятельно - пока главная задача всех детских домов края и важно, чтобы в будущем все выпускники смогли создать свои крепкие семьи, стали успешными и благополучными гражданами нашего общества. К счастью, таких счастливых примеров становится больше, но это уже другая тема.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?
26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским
26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово
26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»
26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!
26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!
25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке
24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта
24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников
24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией
24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте
24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России
05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.
05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.
Нет комментариев