У школьников появится право выбора

18.03.11 15:00 | Классная работа | 8м. 11 c.

Федеральные государственные стандарты сейчас волнуют всех. Зачем реформируют школу? С этим вопросом мы обратились к ректору Хабаровского краевого института развития образования Алле КУЗНЕЦОВОЙ:

- Алла Геннадьевна, в обществе ставят под сомнение, а нужны ли вообще новые стандарты, ведь наше образование мы считаем самым лучшим в мире?

- Конечно, можно считать, что наше образование самое лучшее в мире. Но вопрос в том, в чем мы его измеряем, когда даем такую оценку. Если знаниями - то да. Но кому нужно такое количество знаний? Есть два типа международных сопоставительных исследований. И мы всегда стремимся понять, на каком месте мы по сравнению с другими. Есть исследование TIMSS, в котором мы на 9-м месте. То есть мы даем неплохое количество знаний, наши дети знают много. А есть исследование PISA - это исследование компетенций, то есть способности решать личные и профессиональные проблемы с помощью знаний. По его результатам мы уже в четвертый раз оказываемся на предпоследних местах - после нас только Мексика и Уругвай.

Поэтому ученые и практики уже давно задумались над тем: а действительно ли мы так хорошо учим, как убеждаем всех? Долгое время мы просто избегали сравнений нашего массового образования с другими странами, поэтому мы считали себя лучшими по результатам международных олимпиад. Без людей, способных с помощью знаний производить новое знание, не может быть построен современный тип экономики - ориентированной на производство наукоемкой продукции. Поэтому образование должно быть другим, у нас просто нет иного выхода, как менять технологии и содержание образования.

- Сейчас рассматривается и второй важный документ, касающийся всех нас, - закон об образовании. Но если стандарты для начальной школы уже приняты, то закон находится на стадии обсуждения. Насколько взаимосвязаны эти документы? Многие считают, что стандарты - это часть закона.

- Сразу разведем эти вещи: закон и новые стандарты - это два разных документа, но связанные между собой. Сегодня в рамках работы по модернизации системы образования появился масштабный госпроект образования. В чем его суть: необходимо воспитать конкурентоспособного человека, патриота страны, в которой он живет. И на эту цель направлены все документы, которые сейчас принимаются, все программы развития отрасли.

Госстандарт образования - это документ, который переводит представление о будущем страны в задачи образовательного ведомства. При этом нужны определенные требования: в каких рамках, организационных формах, на каких основаниях, правах и т.д. осуществляется эта политика - вот это уже область действия закона об образовании. К тому же пришло время собрать все нормативные документы учреждений, определяющих нормы действия всех учреждений - игроков на этом поле, которых очень много, в единое нормативное пространство системы образования. Вообще, в свое время речь шла даже об образовательном кодексе.

Закон не заменяет и не дублирует стандарт, он только определяет порядок его разработки. Закон, например, определяет перечень типов образовательных программ (основная программа общего образования, дополнительная программа общего образованияи др.), уровней образования (дошкольное, общее, профессиональное и др.) и способов реализации каждого типа образовательных программ на каждом уровне. Стандарт - это совокупность требований, на основе которых определяется качество образования на каждом уровне. Если первые стандарты, которые у нас формировались с 1994 года, - это требования к минимуму содержания, минимуму образовательных результатов, минимуму времени, которое оплачивалось государством, то сегодняшние стандарты - это требования, в первую очередь, к образовательным результатам (предметные, метапредметные и личностные), требования к структуре образовательных программ и к условиям их реализации. Революционность наших стандартов в том, что заданы достаточно высокие требования. И строительные, и санитарно-гигиенические, и требования к оснащенности, и к качеству профессионализма работников образования.

Стандарт сегодня требует создавать достойные условия для обучения всех детей вне зависимости от места проживания и состояния здоровья. И в сельских школах должно быть комфортно, к примеру, не должно быть туалетов на улице, должны быть столовые и спортивные залы, оборудование в соответствии с современными требованиями.

Это достаточно сложный комплекс мероприятий, но ни один муниципалитет не остается один на один с этими изменениями. Все реформируется комплексно. Когда начали разрабатывать стандарты, одновременно появились новые СНиПы, СанПины, все это тесно взаимосвязано. Многие учителя говорят, что с мелом и указкой в руках они давали неплохое образование, но сейчас XXI век, поэтому надо создавать современные условия, у детей уже другие потребности и возможности. С мелом и указкой хорошо давать знания, а для обучения действию нужны другие средства.

- У нас пять площадок, где сейчас «пробуют» работать со стандартом начальной школы. Каковы результаты?

- Да, сейчас на этих площадках мы смотрим, какими педагогическими средствами можно выполнить стандарт. Директор школы №18 Комсомольска-на-Амуре Людмила Николаевна Саулова говорит, что у них даже появилась поговорка, что не бывает инноваций без сопротивления. Конечно, волновались, как отреагируют родители, справятся ли учителя.

В стандарте было прописано 10 часов дополнительных занятий после уроков. У родителей было много вопросов, что будут делать с нашими детьми, неужели опять уроки и перегрузки? Нет, все занятия в активных формах, с различными видами деятельности, интересные. И сейчас в этой школе уже в январе закончилась запись в первый класс, потому что буквально ходят легенды, как интересно детям живется в школе. Сегодня есть требования и к наполнению содержания внеурочной деятельности. По-другому строится вся работа. Хотя, к сожалению, недавно было отмечено решение о включении внеурочной деятельности в образовательный план школы, то есть она будет организовываться на тех же условиях, как и раньше. Но содержание внеурочной деятельности все равно будет меняться в сторону его разнообразия и ориентации на воспитание активного, конкурентоспособного гражданина России.

При обсуждении стандартов надо говорить не только с чиновниками и не только с учителями. Школа не может сама себе ставить задачи. Не может портной ставить клиенту свои требования: не нравится мне ваш заказ, не буду я шить вам платье, я вам лучше шубу пошью. Потому что я - заказчик. И есть определенные мной требования. Воспитать гражданина для инновационной экономики дали заказ государство и общество. От государства мы заказ получили в виде стандарта. Теперь мы хотим получить заказ от родителей, то есть от общества. И я думаю, что самым важным заказчиком сейчас являются родители, особенно те, у кого дети уже окончили школу несколько лет назад. Потому что они сегодня поняли, насколько совпадают устремления их и детей с тем, что они получили в школе, они могут оценить плюсы и минусы школьной системы. Я думаю, большинство сторонников мы получим среди родителей, которые четко знают, что нужно детям для того, чтобы быть успешными.

- А как родители будут предъявлять требования школе?

- Вся внеурочная деятельность исключительно обсуждается с родителями. Есть такой методический конструктор. Мы «набираем» его: на каком уровне развития находится личность, какими направлениями деятельности ему интересно заниматься - это обсуждается с родителями. Конечно, у школы есть нормальное стремление предложить выбор под свои ресурсы. Есть у меня хороший учитель физкультуры и сильный учитель математики, я сделаю два профиля - один математический, другой - физкультурный. Теперь такого не будет, ведь свои требования выдвигают родители. Школы заинтересованы в детях, понятное дело, что сказывается демографическая ситуация, и им выгодно будет предложить то, что востребовано, а не то, что есть.

- Не получится, что мамы и папы своим выбором перекроют стремления ребенка?

- Конечно, такие ситуации будут. И так было всегда, семья - это тоже пространство договора. Поэтому школа просто становится третьим участником этого выбора. Надо понимать, что образование - это сфера услуг для государства и для общества. Простите уже за банальность, но, когда иду в сферу услуг, я посоветуюсь с мастером. Также и здесь, нужно советоваться с учителем. Стандарты предусматривают, особенно в 8-9 классах, поле социальных проб, чтобы ребенок познакомился как можно с большим перечнем профессий и так далее, чтобы уже выбирать не на уровне «хочу», а на уровне «понимаю, стремлюсь, делаю выбор». Конечно, умный родитель посоветуется с ребенком, не будет его ограничивать.В 15 лет подросток вполне самостоятелен и может делать осознанный выбор.

Революционность стандартов можно сравнить с поговоркой: «Если человек голоден, можно дать ему рыбы, но лучше дать ему удочку и научить ловить рыбу». А новые стандарты идут дальше - это научить, как делать удочку. Человек должен окончить школу не просто с багажом знаний, а с пониманием, зачем они ему нужны и если не хватает чего-то, то где взять еще.

- Мы говорим, что теперь и результаты у образования должны быть другие, появится выбор у учеников, станет ли больше свободы у учителя, школы? Насколько я понимаю, сейчас все учителя, независимо от предмета, должны работать на один результат.

- Да, сейчас не будет жестких программ, есть примерная образовательная программа, из которой учитель должен построить рабочую, где, начиная с порядка изучения тем, с обеспеченности учебно-методическими пособиями, с обеспечения контрольно-измерительными материалами все будет проектироваться им самостоятельно. Кстати, сейчас возникла серьезная проблема - мы знаем, как измерить знания, а как измерить, насколько мы научили человека деятельности, то есть прописанным в стандартах метапредметным результатам, мы пока еще мало знаем. Над этим сейчас работают разработчики стандартов.

В стандартах появилось такое понятие, как метапредметность. Межпредметность и метапредметность не нужно путать. Есть универсальные методы, овладев которыми человек может применять их в любой ситуации, они формируются на всех уроках, это и есть метапредметность. Приведу такой пример. Биология. Есть чисто биологические знания, допустим, как устроена клетка, есть биологические способы познания: как приготовить препараты, как работать с микроскопом, а есть биологический эксперимент. Но эксперимент вообще - это универсальный способ познания, проверка определенного предположения. И если я детям рассказываю про биологический эксперимент, то я продолжаю учить их своему предмету, не выходя за его рамки, а если мы выйдем с ними к тому, что эксперимент - это универсальный способ, который можно использовать в других ситуациях, я смогу сделать знания, полученные на моем уроке, универсальными.

- Мы знаем, что в старшем звене будет ряд базовых предметов и часть на выбор, не получится ли так, что дети будут выбирать себе что полегче?

- Вряд ли. К пятнадцати годам ребята вполне уже понимают, что им нужно, тем более, что с первого класса у них было развивающее обучение, они учились по новым стандартам. К тому же, нигде не сказано, что именно эти предметы главные, нет, они просто являются базовыми и обязательными для всех. Идея стандартов - не только дать хорошие знания, но и сохранить здоровье, научить людей выживать в самых сложных условиях, без этого знания попросту не пригодятся. Здоровье за школьников выбрало государство, а все остальное - выбор каждого. Стандарт предполагает 33 часа занятий в неделю, и можно выбирать, что из предметов учить на базовом уровне, что на углубленном, а что - на профильном. Все равно все предметы будут изучаться! И не стоит забывать, что основные знания дети получают в основной школе - до 9 класса, а в старшем звене - только углубляют. Что касается физкультуры, то практически всем детям она не противопоказана в разной степени, учитель будет делать уроки интересными и развивающими для всех, учитывая потребности и возможности детей разных групп по здоровью. Ведь с введением новых стандартов, как уже отмечала, у каждого учителя есть возможность варьировать учебную программу под класс, учитывая интересы, возможности, уровень готовности конкретных детей.

- Мы говорим о свободе выбора детьми дополнительных внеурочных занятий, о выборе предметов. Готовы ли наши школы к этому?

- Определенные трудности будут. Но сейчас наметилась такая тенденция: создаются школы третьей ступени, то есть такие, где будут учиться только старшеклассники. В параллели должно быть не меньше 4 классов. Изменится само понятие класс: теперь это не единая группа детей, обучающаяся вместе. Ребята из одного класса будут ходить на разные уроки, порой на каких-то занятиях они будут со сверстниками из параллели, где-то опять вместе. И это хорошо с точки зрения психологии. Сейчас такую модель мы будем отрабатывать в цифровой школе старшей ступени в Бикине.

Что касается сельских школ, то должны быть базовые школы. Благоустроенные, укомплектованные, с хорошими педагогами. И сейчас все больше детей из небольших сел подвозятся в школы - в крае действует программа «Школьный автобус». В базовых школах есть все необходимое оборудование, и дети смогут получить качественное образование. Также есть возможность дистанционного обучения, много программ углубленного обучения предметам. В школах сейчас Интернет с хорошей скоростью, поэтому для детей такое обучение доступно.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

20.04.2024 16:31
Новый глава Комсомольского района встретился с губернатором

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение



05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.

05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.