Инновации пришли в профучилища

29.09.11 15:32 | МАСТЕРская | 6м. 8 c.
Инновации пришли в профучилища
В учебно-инновационном центре образования проводят мастер-классы для школьников

Развитие образовательных учреждений невозможно без новых подходов. Чтобы помочь училищам развиваться, совершенствовать учебный процесс, осваивать новые технологии производства, современные педагогические методики производственного обучения, два года назад был создан Учебно-инновационный центр образования. Это единственное подобное учреждение в Дальневосточном регионе.

О том, как развивается система профессионального образования в крае, чем сейчас занимаются в учреждении, мы поговорили с заместителем директора Мариной Атарской.

- Марина Николаевна, какие основные функции центра, какие он решает задачи?

- Задачи центра направлены, прежде всего, на совершенствование учебного процесса в образовательных учреждениях. Мы должны способствовать тому, чтобы в них активизировался процесс внедрения новых технологий: не только производственных, но и педагогических и информационных. Специалисты центра - это и педагоги, и аналитики, и инженеры, которые следят за последними изменениями в различных сферах науки, техники и экономики и помогают учреждениям меняться в условиях меняющегося мира.

В профессиональном образовании, как правило, преподаватели специальных дисциплин и мастера обучения в основном приходят с производства: они имеют профессиональное профильное образование, и им нужна помощь именно в том, как правильно педагогически и психологически выстроить занятие, какие новые технологии использовать в изложении материала - мы в этом должны помогать.

Что касается внедрения новых производственных технологий - в крае давно знали, что скоро появятся новые стандарты (а они введены с этого учебного года), поэтому работа по внедрению стандартов началась несколько лет назад. И в рамках этой подготовительной работы был создан наш центр в том числе, потому что новые стандарты - это, прежде всего, новые требования: к содержанию обучения, к оценке знаний выпускников, к их профессиональным навыкам, то есть к выпускнику как «готовому» специалисту. Поэтому, чтобы организовать обучение в соответствии с этими новыми требованиями, необходимо организовать процесс профессиональной подготовки тоже по-новому. Первое, выпускник должен уметь работать на современном оборудовании; второе, он должен работать современными инструментами и с современными материалами; третье, он должен использовать в своей работе современные технологии.

Конечно, основные навыки можно освоить и на старых станках, но вот научиться что-то делать быстрее и качественнее - только на современном. Поэтому следующая задача центра - способствовать развитию производственной базы училищ.
Мы изучаем, каким оборудованием оснащены сейчас учебные мастерские - для того, чтобы знать, что нужно приобрести в соответствии с новыми стандартами и выдвигаемыми ими требованиями. Причем выбор и приобретение нового оборудования не дается на откуп учреждений - что хотите, где хотите, там и ищите. В центре создана информационная база по оборудованию деревообрабатывающей и машиностроительной отраслей, отработана схема приобретения, часть оборудования уже приобретена и используется в экспериментальной деятельности центра и в организации стажировок мастеров производственного обучения на его базе, поэтому мы можем рекомендовать образовательным учреждениям то или иное оборудование.

В нашем центре имеются экспериментально-производственные лаборатории, в которых изготавливаются опытные образцы продукции. Специалисты проектно-технического отдела разрабатывают технологические процессы - комплекты конструкторской и технологической документации и по заявкам передают их в образовательные учреждения.

На сегодняшний день разработано более 100 комплектов технической документации. Мастера производственного обучения индивидуально выбирают рекомендуемые изделия и внедряют их в перечень учебно-производственных работ. Как правило, выбираются изделия повышенного уровня сложности потому, что будущий специалист должен учиться видам работ не на простых изделиях, а на сложных и интересных. Например, раньше учащиеся могли весь год изготавливать деревянные лопатки и отрабатывать на них одни и те же виды работ, а сегодня ребята изготавливают такие сложные изделия, как столик-трансформер, пергола, беседка, и в процессе работы отработают все виды работ. Тут есть и материальный резон: можно изготовить сто лопаток и получить 400 рублей, а можно одну беседку и получить намного больше.

- Как я понимаю, сейчас наши профтехучилища ориентированы на потребительский рынок, потому как последние годы даже на ярмарке «Парад профессий», которую так любят хабаровчане, много того, что раньше можно было купить только «под заказ».

- Конечно, сейчас важно научить учащихся изготавливать продукцию, востребованную на рынке. Наши специалисты постоянно изучают покупательский спрос и разрабатывают перечень рекомендуемых изделий с учетом потребительского спроса. Изделия должны появляться на потребительском рынке вовремя, учебные заведения не должны предлагать покупателям лопаты для уборки снега в мае - потому что так была построена учебно-производственная деятельность или плохо организована своевременная реализация. Хочется отметить, что последние два года на майской ярмарке «Парад профессий», на которой колледжи, техникумы и училища презентуют свою продукцию, можно найти как простые, несложные вещи, рассчитанные на массового покупателя, так и эксклюзивные изделия, которые пользуются не меньшим спросом. Главное, что это работа учащихся, которые после окончания обучения смогут на производстве изготовить подобную продукцию самостоятельно.

- Еще в начале разговора мы затронули тему новых педагогических технологий. Что сейчас внедряется в образовательные учреждения?

- В этом году мы начали разработку интерактивного сопровождения производственного обучения в училищах. В нашем крае высокий уровень информатизации, поэтому, практически на каждом занятии можно и нужно использовать интерактивное оборудование. Сегодня ребята получают много новой, сложной информации, поэтому задача педагога облегчить процесс освоения знаний и умений, применяя эффективные педагогические технологии, методы, приемы и средства обучения.

В центре начата работа по созданию программ интерактивного сопровождения уроков производственного обучения по востребованным профессиям. Это инновации в образовательном процессе, ведь раньше, прежде чем начать работу на станке, учащемуся объясняли, как выполнить ту или иную работу на плакатах, моделях, макетах, но понять суть процесса, используя эти средства наглядности, достаточно непросто. Времена меняются, и с помощью интерактивного оборудования можно «разобрать, собрать» станок, показать, как работают механизмы в движении каждый отдельно и в целом, можно продемонстрировать все технологические процессы в динамике. Применение новых технологий обучения способствует формированию у учащихся тех знаний, умений и навыков, необходимых и соответствующих требованиям новых стандартов.

- А педагоги, мастера, успевают ли они за новшествами?

- Для того чтобы мастера и педагоги были в курсе последних разработок, в лабораториях центра проводятся занятия.
В учебных мастерских не всегда есть возможность продемонстрировать учащимся те технологии, которые необходимо изучить в соответствии с программами обу­чения. Например, гнутье древесины, эта тема есть в программе будущих деревообработчиков, - конечно, непросто купить и установить крупногабаритное оборудование для этого. А вот научиться изготавливать изделия из гнуто-клееной древесины вполне можно. И в этом году мы предлагаем освоить эту технологию мастерам.

Как я уже отмечала, мы работаем по нескольким направлениям: аналитическая деятельность, проектно-техническая, экспериментально-производственная и, конечно, профориентационная работа. В профориентационных мероприятиях центра за прошедший период приняли участие около 8 тысяч школьников, из них около 2 тысяч ребят посетили наш торгово-выставочный комплекс, где мы рассказываем о перспективах профессионального образования, востребованных в крае профессиях, условиях обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования. И, конечно, показываем, чему можно научиться.

К сожалению, дети не знают рабочие профессии, специальности, по которым можно обучиться в Хабаровском крае, поэтому необходимо формировать профессиональную грамотность с начальной школы. Если в детстве что-то понравится, то человек будет об этом мечтать и к этому стремиться. Например, если понравилась профессия, то в будущем захочется ее получить. И не обязательно в будущем он останется рабочим, возможно, захочет стать инженером, но начнет свою карьеру как рабочий.

- На улицах города можно видеть плакаты, рекламирующие рабочие профессии, это тоже проект учебно-инновационного центра образования, как значится на плакатах, расскажите об этом проекте.

- Да, это проект «Мотиваторы профобразования». Мы выбрали самые популярные профессии, сделали снимки учащихся и расклеили на остановках, в многолюдных местах, разослали по всем школам края. Кроме того, создан видеоролик «Выбери настоящую профессию», который на дисках отправили по всем школам. Также в Хабаровске можно увидеть баннеры «Поступай правильно». На краевых образовательных ресурсах можно увидеть фотографии из серии «Профобразование в лицах». В результате - школьники начинают задумываться о своем будущем выборе профессии. Наша задача - помочь им в этом.

Сейчас планируется новый подход к привлечению абитуриентов.Мы анализируем систему образования соседних регионов. Бывает ведь так, что по ряду нужных профессий - в этих субъектах не готовят, почему бы не привлекать абитуриентов оттуда? А ребята, например, из Магадана, с Сахалина информацией просто не владеют. Поэтому на наших образовательных сайтах будет размещаться полная информация о профессиях, условиях обучения и проживания, социальных партнерах, перспективах трудоустройства и дальнейшей карьеры.

Автор: Мария НАКОНЕЧНАЯ.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение

17.04.2024 13:34
Эксперты ВТБ: в 2024 году выдачи ипотеки в России составят 4,6-5,1 трлн рублей



10.12.2019 00:00
Наши чемпионы: умные, талантливые, успешные
Сборная Хабаровского края завоевала 16 медалей в 23 компетенциях

10.12.2019 00:00
Хабаровские предпенсионеры осваивают современные профессии
С 2019 года в Хабаровском крае действует федеральная программа обучения граждан предпенсионного возраста.