Из точек роста - дорожными картами успехов

21.09.18 0:00 | МАСТЕРская
Из точек роста - дорожными картами успехов
Хабаровский край называют «инженерным регионом», поэтому подготовка кадров должна опережать развитие производства

С сентября в регионе начали обучение свыше 8000 будущих высоклассных специалистов и рабочих. Хабаровский край сейчас называют «инженерным регионом». С этого года, по решению губернатора края Вячеслава Шпорта, в крае начали подготовку по специальностям из всероссийского списка «топовых профессий». Это направления будущего, по которым будут готовить наши специалисты, прошедшие подготовку в школе управления «Сколково» еще весной.
Участие в проектах «Сколково» не случайно. Буквально за последние 10 лет регион не только открыл собственные производства, но и привлек инвесторов. Регион стал центром высокотехнологичной промышленности Дальнего Востока. И постоянно нуждается в кадрах!
Современный рабочий - это не просто человек, владеющий технологиями. Это специалист, готовый постоянно учиться, разбирающийся в цифровых ресурсах, новейшем оборудовании, стратегически мыслящий.
На западе страны и за границей наш регион знают не только благодаря природным ресурсам, но и по ключевым словам, которые объяснять не надо, - на слуху хотя бы «Суперджет-100», «Су-35», корвет «Совершенный».

Вызов принят

Еще давно губернатор края Вячеслав Шпорт пообещал, что точку на карте «Комсомольск-на-Амуре» будут знать россияне. Теперь это город президентского внимания, технологический центр региона, о котором действительно говорят - именно здесь создаются новые легенды авиации и судостроения.
Давно понятна связь: высокие технологии - качественные кадры. Хабаровский край в «ТОПе» регионов, где лучшие практики подготовки профессионалов, где «Ворлдскилс» - это мощное и модное движение. А слово «ПТУ» давно ушло из обихода.
И сейчас мы готовим кадры для создания гибридной промышленной структуры со специализацией в машиностроении, горнодобывающей промышленности, лесном и рыбохозяйственном комплексе, фармацевтической отрасли и рынке медицинского оборудования.
На региональной августовской педагогической конференции много обсуждали и вопросы профессиональной подготовки.
- Стремительные изменения современного мира, IT-революция, рост конкуренции во всех сферах жизни диктуют правила игры: нам нужны профессионалы, готовые постоянно учиться, - отметила министр образования и науки Алла Кузнецова. - Для преодоления разрыва с крупнейшими экономиками мира в России запущена Национальная технологическая инициатива. Это долгосрочная комплексная программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России.
Для реализации этих задач в стране стартуют 12 национальных проектов, в том числе и в сфере образования.
Смысл задач проекта предельно понятен: дать возможность нашему талантливому поколению получать образование на уровне мировых стандартов, осваивать компетенции, необходимые для будущего, начать свое дело и создать экспортно-ориентированную экономику.
«Образование как конкурентное преимущество Хабаровского края» - именно этой теме была посвящена августовская научно-практическая конференция.
Представители системы профессионального образования Хабаровского края, в их числе - руководители, педагогические работники, молодые педагоги, эксперты Ворлдскиллс, приняли участие в работе конференции по направлению «Прорыв в профессиональном образовании Хабаровского края: колледж будущего». Как быстро и качественно успеть за изменениями жизни? Что нужно сделать, чтобы привлекать молодежь на технические производства?
Также состоялась презентация флагманских проектов международной программы «Управление изменениями в системе профессиональной подготовки для экономики регионов», а также защита проектов по прорывным направлениям работы конференции.
Также прошли два значимых мероприятия: совещание директоров профессиональных образовательных организаций Хабаровского края по постановке задач развития учреждений на новый учебный год, проведенное министерством образования и науки Хабаровского края, и I Дальневосточный форум молодых педагогов, в котором приняли участие 33 молодых (до 35 лет) преподавателя профессионального образования из регионов Дальнего Востока.

От слов - к цифре

В рамках проведения краевой августовской конференции педагогических работников системы профессионального образования проведена проектная работа с заместителями руководителей и педагогическими работниками учреждений по направлению прорыва «Цифровизация в профессиональном образовании».
- Мы сейчас живем в интересное время, когда многие привычные нормы уклада, в том числе в образовании, уходят, - рассказывает Злата Богомаз, проректор по учебной работе Хабаровского краевого института развития системы профессионального образования. - В стране утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.
Для управления программой определены пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года.
К базовым направлениям отнесены: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность.
- В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» значительная доля задач относится именно к сфере образования и науки. Перед отраслью стоит двоякая цель, - продолжает Злата Анатольевна. - С одной стороны, необходимо готовить кадры для цифровой экономики. Но чтобы делать это, системе образования, с другой стороны, самой необходима цифровизация.
Совет при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». А это значит, перед регионами поставили оперативные задачи.
- Общемировая тенденция в изменении образовательной среды связана с цифровизацией образования, поэтому на секции с педагогами совместно с приглашённым специалистом - Екатериной Есениной, ведущим научным сотрудником Центра профессионального образования и систем квалификации ФИРО ФГБУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», д. п.н. - мы обсуждали, как повысить качество образования через оnline-курсы, облачные сервисы, электронные учебно-методические комплексы и многое другое, - продолжает она.
Очень сложно успеть за меняющимся «виртуальным», но ставшим таким реальным миром. Необходимо повышать квалификацию педагогов в области цифровизации, изменять инфраструктуру колледжей и техникумов под эти задачи, расширять партнерскую сеть.
Педагоги должны быть постоянно онлайн: между собой, объединяясь в цифровые сообщества, со своими студентами.
Цели цифровизации понятны и просты: уменьшить «бумажный оборот», ускорить «доставку» информации - это нужно сделать, с одной стороны, а с другой - получить доступ к лучшим методикам, практикам, курсам и разработкам.
Интересный опыт работы по организации цифровой образовательной среды в колледже был представлен заместителем директора по информационным технологиям Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа Юлией Свириденко. Она автор сайта, на котором представлены учебно-методические материалы к курсам информатики и ИКТ, основам HTML и лучшие работы студентов.
В разделе «Мои достижения» содержится вся информация и личные достижения преподавателя, и многое другое. Это то «личное» в сети, что показывает перстиж профессии педагога, его уровень компетенций, заслуги. Что помогает понять, что это эксперт высокого класса и его материалам действительно можно доверять. Ведь мы понимаем, что важно уметь и отбирать контент в сети.
В результате совместной работы участниками секции для повышения качества профессионального образования разработан проект «Создание единой цифровой образовательной среды профессионального образования Хабаровского края» на период 2018-2021 годы, в котором обозначены цели, задачи, этапы проекта, дорожная карта мероприятий и показатели результативности.
И сейчас эта работа началась во всех учебных заведениях. Главное, есть поддержка на всех уровнях, есть понимание и технологии.

Программа на результат

Еще одна площадка, касающаяся профессионального образования, называлась «Изменение содержания образовательных программ под результат как условие повышения качества обучения».

- Это была достаточно практическая площадка, во время которой мы разрабатывали модель программы, которая станет «прорывом» и обеспечит качество подготовки обучающихся, - рассказывает Наталья Беломызая, заместитель директора Центра развития и оценки качества профессионального образования ХКИРСПО. - Оценка качества профессионального образования для разных целей у разных субъектов будет принципиально отличаться, нужно было определяться: что важнее для нас в подготовке - чемпион или требования работодателей? При этом одно не должно исключать другое.
Как отметила Наталья Александровна, замысел прорыва в том, что программа «пересобирается» под результат.
Может, это будет новая модель, где содержание будет отобрано под задания демонстрационного экзамена (ДЭ) по годам обучения и формой промежуточной аттестации станет часть заданий ДЭ.
Или такая модель: это курсовые проекты, комплексные, под конкретный вид профессиональной деятельности (ВПД), который даст возможность перезачитывать результаты по нескольким учебным дисциплинам одновременно, чаще всего это один профессиональный модуль в программе, здесь же к нему «притягиваются» дисциплины, которые могут на него «работать».
Накапливаясь по курсам обучения, они составят основу или фундамент ВКР. Кроме того, ДЭ не исключается. И здесь тоже есть несколько вариантов: задания разрабатывают самостоятельно ПОО, используются задания, разработанные Федеральным учебно-методическим объединением; используют задания, разработанные союзом, если хотят, чтобы уч-ся имел скиллс-паспорт и был занесен в систему E-sim, специальную базу данных достижений конкурсантов.
Например, можно разработать оценочные средства на уровне профессиональной образовательной организации самостоятельно, в соответствии с ФГОС.
Здесь есть очевидные плюсы: возможность использования собственной материально-технической базы или работодателя, гибкий график сдачи ДЭ МТБ работодателя, уменьшение финансовых затрат, независимость от главных экспертов, повышение доли сдавших ДЭ, максимальный учёт региональных требований, в том числе, работодателей.
Есть, разумеется, и риски: отсутствие базового работодателя, недостаточное количество ведущих преподавателей и квалифицированных экспертов, отсутствие мотивации работодателей и единых требований при разработке оценочных средств, выпускников не вносят в базу Ворлдскиллс, не учитываются в показателях эффективности.
Но риски эти, в принципе, устранимы и могут быть оправданы. И могут дать хорошие положительные эффекты, возможности для повышения квалификации педагогов, расширения возможностей их взаимодействия, в том числе и сетевого.
- Было много дискуссий, ведь собрались практики, тем не менее, нам нужно выстраивать наши будущие результаты под те требования, которые есть в нацпроекте, - отметила Наталья Беломызая. - По итогу работы разработаны проект и дорожная карта мероприятий сроком на 1 учебный год, в результате содержание образовательных программ перерабатывается ПОО с учетом той модели итоговой аттестации, которую они примут за основу (ориентация на профессиональный стандарт и требования работодателей, учет стандартов Союза Ворлдскиллс, учет КИМ независимой оценки качества выпускников - НОК). Проект уже стартовал.

Хэдхантеры, ваш выход

Одна из важнейших проблем образования есть и будет: где взять кадры для подготовки будущих профи, как замотивировать педагогов не только учить хорошо, но и самим постоянно самосовершенствоваться. При этом важно привлекать в систему профессионального образования высококлассных специалистов!
Актуальность проблемы, поставленной на нашей секции августовского педсовета, остра давно, тем более сейчас, когда перед системой образования стоят прорывные задачи, - рассказывает Диана Кузнецова, заведующая научно-практической лабораторией акмеологии и экспериментальной деятельности научно-исследовательского центра Хабаровского института развития системы профессионального образования, кандидат социологических наук.
Что мы имеем сейчас, отмечает специалист: неперсонифицированный характер повышения квалификации; отсутствие механизма на привлечение в профессию мотивированных к педагогической деятельности лиц, в том числе не только после получения образования, но и в процессе получения непедагогического образования; отсутствие в профессиональной деятельности педагогических работников четких принципов построения карьеры, включая ее основные ступени; отсутствие четкой и объективной взаимосвязи между квалификацией педагога, качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда.
Также предлагается изменить принципы работы с педагогами. Понятное дело, что необходимо менять условия труда, создавать возможности для личностного и карьерного роста. Сложность в системе еще и в том, что в ней работают не только преподаватели с педагогическим образованием, но и инженерный состав, который технологиями ведения педдеятельности знаком опосредовано, создание условий для профессионального и академического роста педагогического состава.
- Сейчас на повестке дня создание механизма для внедрения персонал-технологии «Кадровый резерв», - отмечает Диана Сергеевна. - Также совершенно по-новому мы будем подходить к подбору и развитию специалистов разных направлений. Их можно разделить на несколько групп.
Например, будущие преподаватели - это выпускники вузов и ссузов, производственники (работники предприятий), аспиранты и магистранты, военные пенсионеры (уволенные в запас), учителя школ.
Новые исследователи - это руководители студенческих научных обществ, участники краевых инновационных площадок, участники творческих групп, аспиранты, магистранты ПОО, активные инженерно-педагогические кадры ПОО.
Также есть и еще одна условная категория - педагоги-новаторы, это участники сетевых проектов, педагоги - победители конкурсов и грантов, наставники, руководители КИП, руководители СНО.
Ко всем этим группам разработаны четкие критерии, выстроены цели и задачи. Разумеется, для развития должны быть созданы и довольно серьезные условия. Например, лаборатории, возможности для публикаций и изучения, внедрения опыта. - Сейчас мы говорим о разработке довольно серьезных документов, которые изменят всю кадровую политику в отрасли, - говорит Диана Кузнецова. - Положение о кадровом резерве профессионального образования Хабаровского края, модель процесса адаптации молодого специалиста в ПОО (методические рекомендации), карта Инструментов - траекторий развития кадрового состава ПОО Хабаровского края, с нормативно-методической базой по каждому из них. Также появится объединенная площадка «Лаборатория профессионального роста» методической поддержки резервистов субъектами ПОО.
Разумеется, нужно искать средства и механизмы, чтобы удерживать лучших. Но перспективы развития сейчас совершенно понятны, тем более учитывая специфику Хабаровского края, в котором нужны рабочие руки.
Также говорили на августовской педагогической конференции и о эффективных способах профессиональной ориентации. Ведь понятно, что необходимо учить тех, кому это тоже действительно интересно. К тому же, многие молодые люди не знают, чего хотят, разочаровываются в профессии, потому что не имеют представления о ней.
Поэтому и появился большой и разноплановый проект «Создание профессионального сообщества в профориентационной деятельности».
- Очень важно создать инструмент обмена опытом между профориентаторами ПОО, информацией и новыми практиками, - рассказывает Яна Дубяга, начальник отдела профориентационной работы ХКИРСПО. - Необходимость перехода от конкуренции к консолидации усилий образовательных учреждений в совершенствовании системы профессиональной работы Хабаровского края. Разумеется, также нужно пользоваться всеми самыми современными средствами выхода на целевые аудитории. Для этого использовать разные форматы. Например, сейчас у нас есть «инстаграм», сайт - profobr27.ru (анонсы мероприятий, практики других организаций, идеи для обсуждения). Мы проводим обучающие мероприятия, workshop, бенчмарк; развиваем и общаемся в сетевых сообществах.
А значит, и политика обращена в сторону развития профессиональных образовательных организаций. И это заметно: успехи наших молодых профессионалов в Ворлдскиллс, на других конкурсах, рейтинги оценки регионов. Это говорит о системной работе. Просто необходимо вовремя меняться, чтобы не отставать. Мы это делаем.

Мария ИВАНОВА.





Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

16.08.2019 10:05
Кто в ответе за электричество

16.08.2019 10:01
А еще мы варим варенье

16.08.2019 09:46
Суд вернул кандидата в предвыборную борьбу

16.08.2019 09:43
За сантиметром сантиметр

16.08.2019 09:38
Встречаем осень



29.06.2019 00:00
Первые шаги к профессии
Приемная кампания в самом разгаре. И нужно решить, где учиться дальше.

29.06.2019 00:00
Мечта стать инженером - уже с детского сада
В рамках III Всероссийского конгресса инженеров, на котором собралось около 700 участников - молодыё ученые, изобретатели, представители различных учебных заведений, представители и руководители бизнеса и власти, прошел круглый стол «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста».


Работаете ли вы по специальности?




14.08.2019 09:50
Большая вода 2019
2019-08-10 15.43.00.JPG 2019-08-13 15.38.16.jpg
 
Яндекс.Метрика