За новыми знаниями в Страну восходящего солнца

11.03.17 0:00 | МАСТЕРская
За новыми знаниями в Страну восходящего солнца
Министр Хабаровского края Алла Кузнецова на экскурсии в лаборатории робототехники Технического института SHIBAURA в Токио

В феврале этого года делегация, состоящая из победителей и эксперта IV Регионального чемпионата «WorldSkills Russia» по компетенции «Мобильная робототехника», а также руководителей профессиональных образовательных организаций, посетила Японию. Возглавила делегацию министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова.
За время недельной командировки участники делегации посетили учебные заведения в городе Нагаока, побывали на заводе станкостроения, в Токио были участниками деловой встречи в Цукубском университете и Техническом институте Shibaura. Кроме того, в рамках культурной программы представители края побывали в различных музеях, выставочных комплексах, а также научных центрах, которые демонстрируют возможности виртуального пространства и визуализации.
Вместе с тем стороны обсудили взаимодействие учебных заведений двух стран, а также возможности обмена кадрами. В ближайшее время будут заключены рамочные соглашения, согласно которым победители региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» в промышленных компетенциях смогут стажироваться на площадках в Японии. А эксперты из Токио и Нагаока будут делиться знаниями в профессиональных образовательных организациях края.
Наука -
с первого курса
- Поездка выдалась очень насыщенной и условно делилась на две части. Первый город, который мы посетили - Нагаока, входящий в префектуру Ниигата. Эта территория славится рисом и сельскохозяйственным производством в целом. Несмотря на то, что в ближайших окрестностях крупных заводов-потребителей кадров нет, колледж Нагаока Национального технического института готовит их для других префектур. Исходя из самого названия ясно, что это не просто колледж или институт, а скорее симбиоз нашего техникума и прикладного бакалавриата. Возраст учащихся 15-20 лет. Первые три года они обучаются по избранному направлению, условно говоря, аналогично российскому колледжу. Далее у студентов есть возможность либо пойти сразу на третий курс университета, либо продолжить двухгодичное обучение в этом колледже и получить степень бакалавра. В этом заключается особенность данной системы, - рассказал Евгений Гузман, проректор Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования.
Другими словами, система является неким учебно-произ­водственным кластером непрерывного инженерного образования, представляющим собой четко спланированный переход от колледжа к университету. При этом практически единая материально-техническая база позволяет студентам колледжа осваивать высокотехнологичное оборудование, начиная с первого курса.
Но такая система японского образования - не единственное отличие. Практические научные исследования, выполняемые студентами по заказу муниципалитетов или предприятий, - ещё одна особенность образования в Стране восходящего солнца.
- Мы наблюдали второкурсников, которые презентовали свои научные проекты, - рассказывает Евгений Гузман. - Это говорит о том, что наукой в колледжах занимаются с первого курса. Причем уровень исследований сопоставим с трудами наших магистров. Например, проводилось прогнозирование вероятности затопления от атмосферных осадков и масштабов разрушений от выхода рек из русел. Для этого берутся массивы данных за 15 лет, производятся расчеты, комплексно обрабатываются в специальных программах, вдобавок учитываются различные иные факторы. И на основании совокупных данных делаются выводы. Там, в принципе, не проводятся исключительно теоретические исследования. Любая научная работа связана с практическим аспектом и проводится по запросу конкретного заказчика. Таким образом, студент и профессор, взявший над ним шефство, работают по определенному прикладному вопросу. Заниматься исследовательскими проектами студенты начинают с первого курса, но примечательно, что продвигаться дальше по образовательной лестнице их мотивирует заказ от предприятий. И учащийся стремится не просто получить «корочку» или знания - он идет решать конкретные проектные задачи. При таком подходе, получая образование, они вместе с тем развивают свое промышленное производство.
Выпускники
нарасхват
Весьма эффективно в Японии выстроены взаимоотношения выпускников и работодателей. В то время как российские выпускники прикладывают немало сил, чтобы найти работу по специальности, в этой стране на одного выпускника в среднем приходится 4 предприятия.
- Во время экскурсии по заводу станкостроения, который является партнером колледжа, мы смогли увидеть дуальную систему - связь производства и образования. В Японии, несмотря на кризис, идет борьба между предприятиями за кадры, а не наоборот. Например, в данном колледже существует конкурс предприятий: от трех до пяти предприятий на одного выпускника. То есть он сам, на основе сопоставления условий труда, заработной платы, социальных гарантий, возможностей развития и карьерного роста, принимает решение о том или ином карьерном пути.
Однако с окончанием учебного заведения выпускник не перестает учиться и повышать уровень профессионального мастерства. Причем улучшает рабочие навыки он без отрыва от производства.
- Существует непрерывная система повышения квалификации работников, но при этом никакого учебного центра на предприятии нет. Над вчерашним студентом берет шефство специалист-наставник, который непосредственно за рабочим местом передает свой опыт. Таким образом, повышение квалификации происходит без привлечения внешних ресурсов, - отметил проректор Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования.
В Японии нет государственного заказа на кадры, и потому не проводится финансирование бюджетных мест. Всё обучение является платным. При этом значительную роль играет частный сектор и в сфере высшего образования в том числе. Поэтому поступить достаточно сложно не только ввиду конкурсного отбора, но и с учетом дальнейшего продолжения обучения. Дело в том, что не каждый справляется с уровнем нагрузки образовательных программ.
Наши университеты
- Несмотря на это, в стране нет погони за элитарность высшего образования. Каждый сам расставляет приоритеты и в связи с этим выбирает уровень образования. Это обусловлено ещё и тем, что специалист, который выходит из среднего звена, также высоко востребован среди работодателей и получает довольно высокую заработную плату, порой сопоставимую с доходом выпускника вуза.
Рабочая поездка позволила не только договориться о дальнейшем сотрудничестве между учебными заведениями двух стран, но и поспособствовала установке неформальных контактов.
Мы тоже
умеем учиться
- Мы смогли наладить контакты с первыми лицами университетов для дальнейшего обмена студентов и экспертов. Это новый уровень сотрудничества. Кроме того, мы обменялись личными контактами и теперь можем общаться на профессиональные темы и обмениваться опытом, - отметил Александр Мешков, директор технопарка Комсомольского-на-Амуре государственного технического колледжа.
- Поездка выдалась насыщенной событиями, очень полезной и продуктивной, - говорит Александр Мешков. - Наши студенты прошли практику в колледже Нагаока, ознакомились с робототехнической платформой, программным обеспечением, технологиями и устройствами, которые там используют. Кроме этого, ребята познакомились с японскими студентами, которые также участвуют в соревнованиях по робототехнике. Мы пообщались с выпускниками колледжей, которые работают на передовом высокотехнологичном оборудовании. На их примере увидели, как встроены в систему образования партнерские программы между учебными заведениями и конкретными предприятиями. Я считаю, что для наших студентов это был дополнительный импульс к саморазвитию, а также подготовке к соревнованиям в марте.
- У меня осталась масса положительных впечатлений после поездки. К примеру, мы наблюдали за шестнадцатилетними учениками, которые обладают хорошими навыками программирования и делают вещи, подвластные не всем выпускникам вузов.
А также в рамках стажировки прошли обучение программированию. Радует, что нам удалось все усвоить, хоть общение и проходило на английском языке. Возможно, что-то из этого мы внесем в свою программу, когда будем делать робота. Ещё лично меня восхитил масштаб университетов, организация кампусов и прилегающих территорий.
Немного необычно было наблюдать за тем, как построены взаимоотношения между учителями и учащимися. Преподаватели со своими подопечными находятся в дружеских отношениях, но при этом чувствуется иерархия в общении и уважение к старшим. Была хорошая культурная программа: мы посетили несколько музеев, выставочные и научные центры, было время осмотреть город, - поделилась впечатлениями Алина Юрченко, студентка Комсомольского-на-Амуре государственного технического колледжа.
- В результате сотрудничества с японскими учебными заведениями мы получим бесценный опыт. Я называю это трансфертом технологий. Но не в плане, к примеру, оборудования, а в рамках компетенций, знаний, практического опыта. Безусловно, это повысит уровень квалификации наших экспертов-преподавателей, а вместе с тем и студентов, - заключил Евгений Гузман.
Анна МЕШАЛКИНА.

Автор: Анна МЕШАЛКИНА




Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

21.08.2019 09:22
Куда исчезла черепаха?

21.08.2019 09:20
Бережёных прививки берегут

21.08.2019 08:00
Два сантиметра до ОЯ

21.08.2019 07:00
Уровень Амура у Хабаровска 598 см

20.08.2019 09:41
От опасных инфекций вакцинация защитит



29.06.2019 00:00
Первые шаги к профессии
Приемная кампания в самом разгаре. И нужно решить, где учиться дальше.

29.06.2019 00:00
Мечта стать инженером - уже с детского сада
В рамках III Всероссийского конгресса инженеров, на котором собралось около 700 участников - молодыё ученые, изобретатели, представители различных учебных заведений, представители и руководители бизнеса и власти, прошел круглый стол «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста».


Работаете ли вы по специальности?




14.08.2019 09:50
Большая вода 2019
2019-08-06 19.51.20.JPG 2019-08-13 15.38.16.jpg
 
Яндекс.Метрика