«Доступная среда» в цифрах и фактах

«Доступная среда» в цифрах и фактах
Сегодня у хабаровчан, ограниченных в передвижениях, есть возможность добраться по желаемому маршруту

Для начала - небольшой эксперимент. Попробуйте с закрытыми глазами приготовить себе завтрак, накрыть на стол и поесть. Легко ли? Очень сомнительно, что кто-то до конца выполнит задание, не подглядывая. А представьте себе, что вы еще должны выйти за пределы квартиры, где все же привыкли ориентироваться, покинуть дом и добраться до работы… Но это лишь простой эксперимент: открыв глаза, вы вновь окажетесь в обычной обстановке.
Еще один пример: зашнуруйте-ка ботинки и шнурки завяжите бантиком… при помощи только одной руки. Трудно, правда? А как выйти из переполненного автобуса на нужной остановке, если не можете ни спросить, ни услышать ответа?
Мы очень редко задумываемся о том, как живется людям с ограниченными возможностями здоровья. Кажется: это их проблемы, и нас они не касаются. Но, к сожалению, никто не знает, как судьба распорядится тобой и твоими близкими. У здоровых людей рождаются дети с пороками развития, на дорогах и на производствах происходят аварии, после которых люди становятся инвалидами, инсульты тоже зачастую бывают причиной инвалидности, как и пожилой возраст…
В Советском Союзе было «проще» - об этой категории старались говорить мало: да, есть такие граждане, но у них свои общества, которые решают их проблемы, они там внутри общаются, ну и пусть себе так живут…
В России многое изменилось к лучшему, хотя в сравнении с другими странами нам еще есть к чему стремиться. Но огромное достижение состоит уже хотя бы в том, что внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья (кстати, слово «инвалид» в применении к ним сохранилось только в нашей стране) теперь стало постоянным.

Съехать, а не спикировать!

В 2011 году в России была запущена программа «Доступная среда», целью которой стали, говоря официальным языком, «интеграция инвалидов в общество, создание условий для свободного доступа к основным объектам жизнедеятельности, усовершенствование механизмов сферы реабилитации».
В Хабаровске такая муниципальная программа действует с 2013 года, ее выполнение находится под постоянным контролем мэра города Александра Соколова. О ходе реализации программы на недавней коллегии при мэре города рассказала начальник управления социальной работы с населением Наталья Чечелева. По ее словам, позади два этапа работы по созданию доступности, выполненные в полном объеме. Сегодня реализуется третий, направленный на повышение уровня доступности объектов, к которым теперь предъявляются требования качественные. Мало сделать пандус - надо, чтобы инвалидная коляска с него могла съехать, а не спикировать.
Сегодня очень часто говорят о туристической привлекательности Хабаровска. Красивый город, здесь есть что посмотреть, куда сходить. Но, к сожалению, гостеприимным он является пока лишь для тех людей, кому не требуются дополнительные услуги при размещении. В частности, маломобильные граждане из других городов пока лишены возможности приехать к нам в гости как туристы. В городе 50 гостиниц и хостелов, 60 процентов из них имеют элементы доступности - кнопки вызова персонала, пандусы, лифты, но, к примеру, нет ни одного номера, оборудованного полностью для проживания инвалида-колясочника. По физическим показателям доступности наиболее приспособленный - отель «Европа». По словам Натальи Чечелевой, в соответствии с нормами СНиПа, о полной доступности гостиницы в целом позволяет говорить наличие хотя бы пяти процентов, но не менее одного полностью доступного номера и путей движения к нему.
- Данная категория объектов не может быть признана частично доступной, - сказала Наталья Вячеславовна. - Хочется, чтобы хабаровский бизнес обратился к опыту городов европейской части России и зарубежных стран, где не только дорогие гостиницы, но и хостелы с демократичными ценами, оборудуются для гостей с ограниченными возможностями здоровья.

Бизнесу доступность не важна

Востребованность отелей не так актуальна, если сравнить их с магазинами - объектами, которыми пользуются все граждане без исключения. И здесь, к сожалению, не все гладко. По поручению губернатора края члены молодежного общественного движения «Мой край» в рамках общественного контроля, негласно, без прямого контакта с собственниками, провели обследование семнадцати магазинов Хабаровска на предмет их доступности. В результате признаны частично доступными крупные сетевые магазины «Пеликан», «Седьмая столица», «Раз-Два» и «ЁЁ». А вот большинство объектов мелкой розничной торговли и бытового обслуживания доступностью не блещут. Частные предприниматели, к сожалению, не слишком озабочены тем, чтобы сделать доступными свои здания и помещения.
На коллегии прозвучала информация, подготовленная министерством социальной защиты населения Хабаровского края: в рейтинге доступности объектов частной собственности в муниципальных образованиях края город Хабаровск занимает 12-е место. Ниже показатель только в Солнечном, Николаевском, Амурском, Хабаровском и Верхнебуреинском районах. При этом объекты муниципальной собственности в этом рейтинге - на 1-м месте.
- В нашем городе 3 393 объекта частной собственности, - сообщила Наталья Чечелева. - Это 86,3 процента от общего количества всех объектов социальной инфраструктуры. Перед хабаровским бизнесом стоит крайне важная задача сделать услуги доступными в нашем городе. Пока же полностью либо частично доступны для маломобильных горожан всего 38 процентов объектов. Хотя по другим сегментам бизнеса показатель доступности достаточно высокий: от 70 до 80 процентов. Развита и альтернативная форма оказания услуг (на дому, через Интернет, по телефону). Но в целом темпы роста показателя доступности всех объектов частной собственности на территории города остаются низкими - за два года количество доступных объектов увеличилось всего на два процента.
Что же касается объектов муниципальной собственности, то здесь ситуация лучше. Число полностью доступных объектов увеличилось до шести, частично доступных стало в 2,2 раза больше, сегодня таких зданий уже 75 процентов. Завершены работы по созданию частичной доступности приоритетных объектов муниципальной собственности, которых в городе 108. И если раньше главным было наличие пандусов для колясочников, то сейчас мероприятия по адаптации помещений охватывают три основные категории людей с инвалидностью (с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательной системы).

Человеческий фактор остаётся неизменным

Сегодня эти граждане наравне со здоровыми участвуют в общественной жизни, многие работают. Из 9 169 инвалидов трудоспособного возраста, проживающих в Хабаровске, официально трудоустроены 2 254 человека. Понятно, что не каждый нашел работу рядом с домом, и, чтобы добраться, пользуются общественным транспортом, ситуация с которым тоже изменилась.
Теперь обязательным условием при проведении конкурса на осуществление регулярных пассажирских перевозок является использование автобусов, специально оборудованных для маломобильных групп населения. Из 832 автобусов, работающих на городских маршрутах, полностью или частично доступны 255 муниципальных и 403 коммерческих автобуса. То есть, в принципе, возможность добраться по желаемому маршруту есть у каждого человека, ограниченного в передвижениях. На 16 процентов больше стало транспортных средств с низким уровнем пола; 69 процентов автобусов оснащены устройствами громкой связи, 59 процентов - информационными табло.
Ежегодно из муниципального бюджета выделяются средства на покупку адаптированных автобусов. За пять лет администрацией города приобретено 26 единиц подвижного состава на сумму 199,5 млн. руб. В этом году в автопарке ожидается прибавление еще восьми адаптированных автобусов.
Однако не все решают механизмы и приспособления. Главную роль по-прежнему играет человек. Один водитель автобуса может закрыть двери своего транспорта перед носом инвалида и проехать мимо старушки, изо всех сил спешащей - а выходит медленно! - к остановке. А второй даже выйдет из кабины и сам поможет инвалиду-колясочнику подняться в салон и всегда откроет переднюю дверь для ветерана. На коллегии были показаны видеосюжеты на эту тему, и каждый смог сделать собственный вывод на тему человечности и воспитания.

Как зайти и выйти?

Адаптированному транспорту требуются специальные остановочные площадки. В отличие от темпов приобретения доступного общественного транспорта, их оборудование ведется крайне медленно: за два года количество адаптированных автобусов увеличилось на 31 процент, а специальных остановок стало больше всего на 9 процентов. Как сказала Наталья Чечелева, складывается ситуация, когда, с одной стороны, количество доступных маршрутов увеличилось почти в пять раз (с 4 до 19), а с другой - маломобильные горожане не могут воспользоваться услугами перевозчиков из-за недоступности остановок.
Из 444 имеющихся в Хабаровске остановок частично и только для одной категории пассажиров (передвигающихся на креслах-колясках) доступны пока лишь 111.
Остается проблемой и качество вводимых объектов дорожной сети. Общественные организации инвалидов и специалисты министерства социальной защиты края проверили работы по реконструкции остановок «Главпочтамт», «Кафедральный собор» и переезда через трамвайные пути к парку Гагарина, и оказалось, что все выполнено с нарушением требований СНиПов.
Однако есть и позитивные события. Есть вопросы доступности, которые решаются и оперативно, и с современным подходом. Это тоже касается обустройства улиц и дорог. Например, используя опыт европейских городов России, два года назад Хабаровск начал оборудование светофоров речевыми информаторами «Триоль». Сегодня их 94.
Из 215 городских светофоров 86 процентов сопровождают переход пешеходов через проезжую часть звуковым либо голосовым сигналом. Как говорится, почувствуйте разницу - в 2015 году их было всего 26 процентов! И до конца текущего года на городских перекрестках появятся еще 17 «говорящих» светофоров, удобных для незрячих граждан. А контрастный желтый цвет, которым в Хабаровске стали маркировать пешеходные переходы, положительно оценили слабовидящие горожане.

Денежный вопрос

Городские власти стараются сделать как можно больше для комфорта граждан, в том числе имеющих проблемы со здоровьем. И воплощение в жизнь запланированных в муниципальной программе «Доступная среда» мероприятий тому главное доказательство.
Однако их было бы еще больше, если бы не снижающееся в последнее время финансирование из федерального и краевого бюджетов. Его объем за пять лет составил 130,5 млн. руб., из муниципального бюджета за этот же период - 290,1 млн. руб. Больше всего средств городу было направлено в 2014 году - 50,7 млн., в 2017-м - 10,8 млн. руб.
Еще одна проблема - качество выполнения работ. Нарушение требований СНиПов сводит к минимуму вложение финансовых и трудовых ресурсов. И в результате жители нашего города, для которых требуется создать доступность, не имеют возможности пользоваться услугами.
Третий вопрос: несоблюдение принципа адресности при создании дорожной сети. Как прозвучало в выступлении начальника управления социальной работы с населением Натальи Чечелевой, с одной стороны, общественные организации инвалидов предлагают пути следования до важных социальных объектов, к месту жительства и работы, а с другой стороны, их мнение практически не учитывается.
Коллегия затронула важные темы и подняла серьезные проблемы, которые еще предстоит решить. Но важно даже простое привлечение внимания к доступности жизни для всех категорий граждан. В современном динамичном мире, где порой и здоровым-то людям бывает непросто, нужно постараться сделать все возможное, чтобы инвалиды не чувствовали себя ущемленными в своих правах.

Марина ДЕРИЛО.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу

23.04.2024 09:00
Пособия получат отцы



28.09.2019 00:00
Улица Выборгская преображается
Ведь еще пару лет назад там была яма на яме

28.09.2019 00:00
Новоселье в «Берёзках» откладывается
Два уже возведенных этажа строящегося девятиэтажного дома в жилищном комплексе «Березки» будут разбирать.