Александр запесоцкий: «Выбор вуза - непростая задача»

15.04.12 2:06 | СтуденТОЗ | 5м. 4 c.

Весна - время повышенного интереса родителей старшеклассников к системе высшего образования. Как вуз выберешь - так жизнь ребенка и сложится. Поэтому сегодня наш собеседник - ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, академик Российской академии образования и член-корреспондент Российской академии наук, профессор Александр Сергеевич  Запесоцкий - заместитель председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга. Он руководит вузом свыше 20 лет. Последнее десятилетие его университет демонстрирует уникальные результаты в плане трудоустройства: из 1 400 выпускников ежегодно лишь 1-2 человека попадают на биржу труда.

-  Александр Сергеевич! Как, на ваш взгляд, следует выбирать место для получения высшего образования?

- Первое, что я посоветовал бы родителям, - не навязывать детям свой выбор. Но и пускать дело на самотек тоже нельзя. Стоит спокойно, без нажима втягивать их в обсуждение будущего. Можно давать советы, конечно. Но лучше сначала постараться, чтобы совета попросили. Наш опыт показывает, что ни в коем случае нельзя «ломать ребенка через колено». Он должен отвечать за свой сознательный выбор. Это принципиально важно. Допустим, человек хотел быть специалистом по рекламе, а отец заставил идти в медицинский вуз. Через 2-3 года ребенок все равно переведется туда, где ему интересно. А упреки, обиды останутся навсегда.

- Какие специальности все-таки наиболее перспективны в современной России?

- Те, к которым у старшеклассника есть интерес, предрасположенность. Это может быть даже самая невзрачная на первый взгляд профессия. Было бы человеку интересно. Кстати, чаще всего оказывается, что там, где интересно работать - там и выгодно. При условии, что получено хорошее, по-настоящему фундаментальное образование. В общем, задача родителей - выявить способности, призвание своего ребенка и помочь ему реализовать себя.

Вот я сам, к примеру, закончил физико-математическую школу, потом - инженерно-физический факультет известного вуза. А наукой стал заниматься в области культурно-просветительной работы. Сфера была непопулярной, конкуренции - почти никакой. А проблемы сложились здесь очень острые. В итоге я стал ректором очень перспективного вуза еще будучи доцентом. А потом уже стал доктором, профессором, академиком. Жизнь меняется очень быстро. Что будет на рынке труда через 5 лет - вам не скажет никто. Хорошее будущее - за фундаментально образованными людьми.

-  Что это значит?

- Сколько в образование вложите, столько в жизни и получите. Вложиться человеку надо в собственное развитие. В базовые общеобразовательные предметы. В те, которые формируют общую культуру: история, литература, иностранные языки и т.д. Если ребенок - не математический, к примеру, гений - самое главное для него - общее культурное развитие. Если такого развития нет - профессиональные технологии усваиваются весьма поверхностно. То есть настоящую карьеру уже не сделать. В этом смысле ориентация только на ЕГЭ - большая беда. Ребенок должен прочесть много хороших книг, посмотреть настоящее кино, побывать на концертах серьезной музыки. Телевизор и просиживание в социальных сетях - вред не меньший, чем наркотики. Если человек в школьные годы в это втянулся - выше «среднего класса» не поднимется уже никогда. На сдачу ЕГЭ ребенка натаскивать, конечно, нужно. Но считать, что это главное - нельзя.

- Если со специальностью определились, что дальше?

- Дальше нельзя полагаться на Интернет. Нужно идти по вузам и все смотреть своими глазами: библиотеку, учебные аудитории и лаборатории, столовую, спортзал. Какая в вузе обстановка? Чисто ли, поддерживается ли порядок, как ведут себя студенты? Как общаются? Стоит ли там провести 6 лет жизни?

Сегодня молодежь подталкивают к выбору вуза на основе его сайта. Это, конечно, глупость ужасная. Еще глупее - в социальных сетях вопрошать: «Ау, кто что-нибудь знает про этот вуз?». В этих сетях вообще дельного собеседника встретить трудно. Бездельников - сколько угодно. А дельные заняты делом.

О качестве преподавания нужно расспрашивать старшекурсников в библиотеке. А если их там нет - сразу ищите другой вуз. Можно послушать и хорошо устроившихся выпускников последних лет.

Телевидение - тоже ненадежный советчик. Сфера высшего образования сейчас - просто «королевство кривых зеркал». В стране немало вузов с огромным бюджетом, где околачиваются без дела дети начальства. Качество образования - весьма сомнительное, а ректоры из «телеящика» не вылазят, все себя хвалят и окружающих учат жизни…

- Что лучше - вуз в столице или в родном регионе?

- Выбор обычно - между Москвой, Петербургом и региональными вузами. Если ребенок - средних способностей и родители ему не доверяют, можно, конечно, поступать и в местный вуз. Есть ведь региональные центры с весьма добротным учебным процессом, хорошими педагогами и материальной базой. Да под родительским «крылом» и поспокойнее - дитя на виду. Но это все же значит - сразу подрезать ребенку перспективы развития. Если выбирать между Москвой и Петербургом - я бы рекомендовал Северную столицу. Более удобна для студенческой жизни, да и культурной жизни для иногороднего студента побольше. Москва пока - чемпион по дорогим ресторанам и магазинам. В качестве учебы не выиграть, а вот на дешевые соблазны попасться легче.

С криминогенной обстановкой сейчас в обеих столицах стало намного лучше, чем в 90-е годы. В Москве, разумеется, больше динамизма. Но для жизни этот мегаполис пригоден намного меньше. Ну, а если вуз расположен на окраине - то ехать туда учиться из провинции и вовсе бесполезно. Там - такая же провинция. Если хотите учить ребенка в центре - к сожалению, надо в любом случае туда ехать и ходить по вузам. Даже если это дорого. Есть, конечно, еще и четвертый путь - учиться за рубежом. Но это уже, как правило, отъезд без возврата на Родину. То есть родители в итоге теряют своих детей.

-  Можно ли, на ваш взгляд, полагаться на рейтинги вузов?

- На этот счет есть разные мнения. Лично я считаю, что рейтинги - разновидность шарлатанства. Количество книг в библиотеке сложив с количеством компьютеров, умножить на доцентов, разделить на число легкомысленных девушек в общежитии, прибавить площадь спортзала и стоимость пирожков в столовой… Результат зависит от интересов того, кто платит деньги. Кому это надо?

- Многие вузы обещают абитуриентам «золотые горы». Чему можно доверять, а чему нет?

- Если вас уверяют, что в «наш вуз легко поступить, что в нем легко будет учиться», думаю, что стоит задуматься над тем - правильный ли вы делаете выбор. В хорошем вузе вам расскажут о программах обучения, программах практик, о стажировках, об исследованиях и многом другом. А в очень хорошем вузе вам честно расскажут о том, что учиться будет непросто, что придется много работать и заниматься самовоспитанием, о том, что при качественном обу­чении неизбежен отсев студентов.

- Говорит ли стоимость обучения о качестве образования в вузе?

- В современном мире стоимость обучения - один из важнейших факторов выбора учебного заведения абитуриентом и его родителями. Размер оплаты обучения в России имеет довольно широкий диапазон. Думаю, что слишком низкая цена должна насторожить. Но и высокая цена далеко не всегда гарантирует качество образования в вузе. В России много дутых лидеров. Нередко их назначают чиновники и обеспечивают к ним особое внимание чрезмерным «пиаром».

- Учиться в Петербурге - дело недешевое. Стоит ли тратить средства?

- Это каждый должен решить для себя сам. Наши исследования показывают, что карьерный рост студентов очень быстро окупает ра­зумные вложения в учебу, как правило - еще до ее окончания. Дипломированный специалист получает совершенно иной социальный статус, уважение родных и друзей. Наши выпускники опираются в жизни не на возможности своих родителей, а на свое образование. Диплом открывает двери в иное, значительно более обеспеченное будущее. Я убежден, что самый лучший способ инвестирования - это получение хорошего образования.

- Какие личностные качества, на ваш взгляд, помогут абитуриенту стать студентом, а позднее - успешным специалистом?

- У студента не может быть настоящих успехов без трудолюбия, дисциплины и ответственности. Не стоит расслабляться, даже если природа одарила вас способностями и талантами.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



26.07.2014 00:00
Для чего нужен диплом
В июне выпускники вузов получили документы об образовании. И теперь они «готовые» специалисты. Как же они устраиваются на работу?

26.07.2014 00:00
Две сестры помогут всем стать модными
За время студенчества можно успеть очень много всего. Например, не только получить профессию, но и... открыть свой бизнес.