Чему нас учат заочно

15.12.12 0:00 | СтуденТОЗ

Некоторые рассуждают так: главное - диплом. И выбирают в вузе «заочку». Дескать, учеба здесь не очень напрягает, платить - меньше, да и не нужно каждый день ходить на пары и отчитываться. Прослушал в лучшем случае пару лекций, получил зачет или экзамен - и смело отдыхай, ну или работай. В общем, вроде как халява! Но так ли это? Заочное обучение - это полноценное образование или так, профанация?

В дипломе плохого не напишут

- Выбрала заочное отделение по понятной причине, - рассуждает выпускница Хабаровской государственной академии экономики и права Ольга. - Хотелось иметь диплом престижного вуза, на очное точно бы со своими оценками не поступила. А я и так работаю менеджером, у нас постоянное обучение, в общем-то свою работу я знаю, но какие перспективы без диплома? Зато без проблем плачу за свою учебу. Некоторых преподавателей интересно послушать, а какие-то предметы мне особо не интересны, да и преподаватели не «дрючили», как очников. Практически все говорят: ну что с вас взять, вы же заочники! У меня подруга училась на моей же специальности, только на дневном отделении, без конца в библиотеках сидела - столько задавали. А я, признаться, даже не имею читательский билет. А если нужно сделать контрольную - обращалась в специальные агентства. Зато после пятого курса у меня уже был опыт работы, должность старшего менеджера в фармацевтической компании и диплом! А у моей подруги кроме, диплома и теоретических знаний, ничего. Но наши дипломы равноценные, нигде не написано, кто на каком отделении учился.

- Я пошла учиться на заочное в вуз после техникума, база уже была, - рассказывает хабаровская блогер Елена Бережная. - Продолжать учиться было надо, но и замуж уж очень хотелось! А качество обучения зависит не от формы учебы, а от преданности преподавателя своему делу. Курсовые, диплом писала сама. Автоматом ставили тройки, но они меня не устраивали.

- Я тоже училась на заочном отделении, - рассказывает аспирантка Марина Сергиенко. - Получила диплом магистра. Мне нравилось заочное отделение тем, что я сама решаю, когда мне учиться, а также это позволяло работать.

- Перешел на заочное отделение на четвертом курсе, - рассказывает хабаровский блогер Александр Леонкин. - Потому что решил переехать из Комсомольска-на-Амуре в Хабаровск. Качество обучения - нормальное, шли спецпредметы по самолетостроению. У меня, кстати, вся группа, кроме трех человек, работает по специальности. Но одно уточнение - они уже работали на КнААПО и получили базовое образование в училище или техникуме.

Зачетки, господа, на стол…

- Честно говоря, ко всем своими студентам я отношусь одинаково, - рассказывает преподаватель русского языка Наталья Мухина. - Люди пришли получать знания, платят за это деньги, да и мне, как преподавателю, было бы стыдно «халтурить» - мне, в конце концов за это тоже деньги платят. Да и стыдно, если мои студенты кому-то потом скажут, мол, нас этому Мухина не учила! Поэтому пачка контрольных, лекции, переписываюсь со своими студентами по Интернету. У нас такое условие: раз в месяц они отчитываются о своих работах. Конечно, на заочном успеваешь рассказать меньше, но по некоторым предметам, если отбросить долгие обсуждения теории, можно успеть рассказать самое основное. К тому же, предполагается, что заочники настроены на обучение, но это не всегда так. Мои любимые студенты - парни после армии. Это стопроцентная тяга к знаниям. Один мой студент, например, задает столько вопросов, что я успеваю иногда рассказать даже то, чего не успела очникам. Но все-таки очное обучение очным не заменишь, особенно, если оно первое.

- Виталий Иванович считался у студентов-очников «обычным» преподавателем. Вел занятия «как положено», заданиями не гнобил, о жизни вместо физики не рассказывал. Но это было на очном отделении, откуда я с позором вылетел после неудачной любви и несданной сессии, - рассказывает Сергей, студент ТОГУ. - На заочном у него было другое правило: пришел вовремя на зачет - получи балл. Ну, вы понимаете, меньше двойки у нас не ставят, значит тем, кто явился, тройка была гарантирована.

Заочники об этом знали и своего препода любили - на зачет являлись всегда вовремя, да еще и про хороший коньяк не забывали. А знания? Он говорил так: «Ну разве можно рассказать о такой науке, как физика, за четыре лекции, когда и за семестр не все могут ее усвоить», вручая студентам флешку с конспектом своих лекция для дневного отделения, и отмечал, что освоение курса - на совести студентов. Мол, выбрал «заочку», будь готов учить сам. А преподаватель здесь - как совесть. То есть контролер.

- Ну а самое неприятное, когда слышишь от самих преподавателей фразы: да я сегодня проведу одну пару заочникам - и все, что толку, - продолжает Сергей. - Или когда один другому говорит: ну ты не затягивай, поставь быстро всем зачеты и отпусти, пусть ребята не мучаются. А если мы хотим учиться? А нам «до свидания»? Однажды, рассказывают, был такой прецедент: группа ребят пошла и докладную написала, что им не вычитали все лекции, декан факультета сделал выговор доценту перед всеми и заставил его вычитывать курс и сам проверял посещаемость - доцента, конечно! Но чаще студенты любят «халяву», а не учебу.

- Мой преподаватель философии нам спуску не дает, - рассказывает студентка ДВГГУ Мария. - И если нужно проводит дополнительные пары. Это гениальный преподаватель, который заставит проникнуться философией Гегеля и Канта даже тех, кто вообще впервые услышал их имена. Мало времени - так пишем в три раза быстрее, чем на очном. И когда говорят, что заочникам невозможно «выдать» курс - не верьте. Вот пример!

Знания - силой!

- Качественное образование на заочном отделении вуза получить можно, но добывать его придётся «с кулаками», - уверена проектный менеджер рекламного агентства Наталья Павлова. - И такая ситуация сложилась именно из-за того, что мало кому из самих заочников нужно что-то, кроме корочки. Группы, как правило, выглядят так: 20 разгильдяев-оболтусов и одно-два несчастных исключения: они не смогли учиться очно из-за обстоятельств и теперь хотят знаний, которые никто, разумеется, индивидуально давать не будет…

Наталье в этом случае повезло. Она ушла на заочное отделение после третьего курса:

- У нас, кстати, получилось так, что в один год ушли на заочное сразу четыре претендента на красный диплом. Почему? Потому что всем предложили перспективную работу. И, к счастью, случилось так, что мы попали в группу, где большинство пришло получать второе высшее образование. У этих взрослых успешных людей уже были «корочки», и они заплатили деньги, чтобы освоить новую профессию, а не посещать пары для галочки.

По её словам, пару раз им приходилось всей группой просить о замене не слишком ответственного преподавателя:

- Помню, как мы половиной группы на четвёртом курсе гонялись за «англичанкой». Она решила, что называется, обойтись малой кровью. Принесла нам пачку каких-то маловразумительных художественных текстов и сказала: «Пар не будет. Переведёте всё это со словарём и занесёте мне». Наши, конечно, сразу возмутились: не за это они платили свои кровные. Сказали, что хотят полноценный курс - аудирование, грамматику, разговорный практикум. На что она пожала плечами и ответила: «Я так с заочниками не работаю»… Пришлось всей толпой идти в деканат и требовать преподавателя, который готов так работать.

- Ключевые слова здесь, - подчёркивает девушка, - «всей толпой». Найти единомышленников, желающих учиться, трудно, но надо. Только в количестве больше 10 человек деканаты наших вузов могут воспринимать заочников серьёзно.

- Мы вот своего добились, - говорит Наталья. - По крайней мере, с нами работали нормальные преподаватели, и если у нас в расписании стояло семь пар одной дисциплины подряд, они вели все семь. И, если честно, по некоторым предметам за короткий цикл перед сессией я получала больше полезной информации, чем до этого за три года на очном.
Но, конечно, не обходилось и без курьёзов.

- Я обычно старалась закрыть сессию досрочно, - вспоминает девушка. - На пятом курсе мне удалось это сделать на неделю раньше. Оставался только один предмет - концепция современного естествознания. В расписании стояли три лекции и сразу зачёт. Я, естественно, пришла к преподавателю и попросила дать мне задание, чтобы получить его раньше. Что тут началось! Он отчитал меня, как маленькую девочку, высказал всё, что думает о лодырях, не желающих учиться. Кинул в меня моей зачёткой (в которой, кстати, были одни пятёрки) и возмущённо сказал: «Потрудитесь хотя бы прий­ти и послушать лекции». Я была в шоке. Пришлось ещё неделю сдавать сессию. Но когда пришла на занятия, поняла, что жалеть не о чем: это были три самые интересные лекции в моей жизни!

Так что учёба на заочном отделении может быть как настоящей, так и фальшивой. И зависит это в первую очередь от самих студентов.

Мария НАКОНЕЧНАЯ,
Дарья Уланова.





23.01.2021 13:49
На центральной площади Хабаровска, перед зданием Правительства, 23 января прошла несогласованная акция в поддержку арестованного блоггера и политика Алексея Навального

23.01.2021 13:44
В Хабаровском крае подведены итоги профилактических операций "Лес-2020" и "Елочка", в ходе которых лесные инспекторы патрулировали тайгу, чтобы предотвратить незаконную вырубку леса

23.01.2021 13:43
В Хабаровском крае детский обмудсмен призвал родителей оградить своих детей от политических манипуляций

23.01.2021 13:42
Сергей Галицын: Правоохранители должны защитить наших детей от политических манипуляций

22.01.2021 18:15
Минздрав выпустил официальные разъяснения по поводу заработной платы медиков



26.07.2014 00:00
Для чего нужен диплом
В июне выпускники вузов получили документы об образовании. И теперь они «готовые» специалисты. Как же они устраиваются на работу?

26.07.2014 00:00
Две сестры помогут всем стать модными
За время студенчества можно успеть очень много всего. Например, не только получить профессию, но и... открыть свой бизнес.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




27.10.2020 13:43
В тени эйфории
1F6A9088.jpg 1F6A9004.jpg
 
Яндекс.Метрика