Сбережёт ли капитал кадры сельской школы

17.04.13 0:00 | СтуденТОЗ | 5м. 45 c.
Сбережёт ли капитал кадры сельской школы
Бывшая выпускница ДВГГУ Светлана Шпильман поехала в село Малышево и встретила там будущего мужа

Близится пора выпуска в вузах, а значит, не за горами и момент  трудоустройства. Особенно резко этот вопрос встает перед студентами  педагогических специальностей Дальневосточного государственного гуманитарного университета. По данным прошлого года, в школу и другие образовательные учреждения пошли работать только 50 процентов выпускников. Причем лишь немногие молодые специалисты отправились  в районы края и стали сельскими учителями.
Откосить от «целевого»

В первую очередь в районы едут выпускники, которые обучались по целевому договору. При поступлении они получили бюджетные места с условием, что после окончания вуза отработают долг государству, а значит, отправятся туда, где не хватает специалистов. И выбора у них нет. Разве только девушкам - выскочить замуж или забеременеть, а парням - уйти отдавать другой долг - армейский. В таком случае выпускник имеет право не соблюдать условия целевого договора, как и на основе других законных оснований, а именно: если у студента родители-инвалиды или муж-военнослужащий. Любое освобождение от трудоустройства согласовывается с министерством образования Хабаровского края: так просто открутиться невозможно.

На моей памяти был случай с одной знакомой студенткой, которая была готова на все, только бы не ехать в сельскую школу за двести километров от Хабаровска - она искала себе фиктивного мужа. Вот только поиски не увенчались успехом, поэтому девушке пришлось покинуть полюбившийся город и на протяжении нескольких лет учить истории и обществознанию сельских школьников. Жить 24-летней выпускнице пришлось снова с родителями, что совсем ее не радовало. А отговорка в нежелании работать педагогом была одна: «В 16 лет я еще не понимала, чего хотела от жизни, вот и поступила по целевому».

Нет в образовательных учреждениях привычки взращивать ученика, ориентируя его заранее на то, что он будет работать в родной школе. Так бы выпускник знал, что не просто вернется в свое село, но при этом будет иметь жилье, определенные социальные гарантии и перспективу развития. Много внимания этому вопросу уделяют в Верхнебуреинском районе, где для молодых специалистов даже отдельные дома построили. Но такие случаи единичны, а в основном будущего педагога ждет дом с печным  отоплением. И пока общество не повернется лицом к этому вопросу, проблема не решится.

Можно  разыскивать выпускника, не явившегося на место работы, мотивировать и уговаривать, но заставить - невозможно. Судебных разбирательств подобного рода еще не случалось, потому что механизма привлечения к ответственности по этому поводу не существует.
Кстати, многие студенты-целевики факультета физической культуры после окончания вуза сразу уходят в армию. Но и после службы в школу, как правило, они не идут. Тяжело мужчине прокормить семью на педагогическую зарплату, сколько бы не говорили о ее значительном повышении.

За жильем в Охотск

Но не все так безнадежно. Государство все же сегодня предлагает кое-какие преференции молодому специалисту. Так, в Хабаровском крае действует  программа сберегательного капитала для педагогов, которые едут в отдаленные поселки. Эти денежные средства в размере 50 базовых окладов перечисляются единовременно. Но для получения такой выплаты выпускнику необходимо проработать в школе не менее трех лет.

В перечне вакансий в образовательных учреждениях, обновляющемся каждый год, все льготы, которые готова предоставить конкретная сельская или районная администрация молодому специалисту, указаны. Это может быть и предоставление жилья, погашение коммунальных платежей и даже  оплата проезда в отпуск.

Так, социальный педагог Екатерина Афанасьева после окончания университета не раздумывая согласилась вернуться в родные места - в поселок Охотск, чтобы работать в школе, где когда-то она училась сама. Тем более, девушке как молодому специалисту выплатили 16 тысяч рублей «подъемных» и выделили служебную квартиру. Вот только дожидаться новоселья пришлось целый год.

- В городе молодой учитель получает меньше, чем в отдаленных районах края. Поэтому  в Хабаровске я бы не выжила, ведь приходилось бы снимать жилье, а это очень большие деньги, - рассказывает Екатерина. - Правда, и для севера края зарплата у меня небольшая. Попробуй прожить на 18-20 тысяч рублей в месяц, если буханка хлеба стоит 58 рублей. За подъемные, конечно, спасибо, но на такие смешные деньги даже мебель в дом не купишь. Родители помогают - а что делать?  

Работа в охотской школе девушке нравилась. Но с появлением дочки Вероники Екатерина ушла в декрет.  И хотя рождение ребенка прекращает действие целевого договора, молодой специалист все равно планирует и дальше работать с детьми.

- Хотелось бы остаться в школе. Ведь я всю жизнь кручусь с ребятишками: в том же «Созвездии» и других детских лагерях. Но если условия не изменятся, придется переезжать в другое место, - вздыхает Екатерина. - Нужно давать молодым педагогам, решившимся ехать в отдаленные села края, достойный капитал. Как медикам, например. Если будут хорошие подъемные деньги, чтобы можно было приобрести жилье, то и желающие среди молодежи обязательно найдутся, - считает педагог.

С милым и в деревне рай

Конечно, многие выпускники вуза хотят остаться в Хабаровске, ведь в переездах в населенные пункты, расположенные невесть где, приятного мало. А романтики и подавно нет. Но каждый учитель скажет, что у любого правила бывают исключения. Так, для кого-то целевое направление может стать действительно судьбоносным. Есть примеры, когда молоденькие учительницы, дабы отработать долг государству, уезжали в деревню и считали дни до окончания трехлетнего срока педагогической «кабалы». Но в один прекрасный момент именно там встречали свою вторую половинку. Выходили замуж и оставались жить в селе.

А вот выпускница филологического факультета Анна Никулина решила поехать за своей любовью на «пмж» в деревню, хотя спокойно могла остаться жить в Хабаровске. Оказалось, что в Аяно-Майском районе, куда должны были послать новоиспеченную учительницу, в молодых специалистах не нуждаются, да и инвалидность отца позволяла девушке не отрабатывать «целевое». Поэтому Аня поехала к своему парню в другой район - Комсомольский, где и устроилась методистом в Дом молодежи. Но работать по специальности выпускница все же хотела, поэтому сама обратилась в школу села Пивань. Но оказалось, что место учителя русского языка и литературы занято, и девушка взялась вести профильный курс по журналистике.

- Я всегда хотела работать в школе, поэтому сама выпросила полставки педагогом дополнительного образования, чтобы не терять педагогические навыки и общаться с детьми. Ведь дети заряжают энергией и позитивом, - рассказывает Анна. - Но если бы мне предложили устроиться учителем - я с радостью. А когда-то еще школьницей я заявляла, что никогда не буду учителем.

Кстати, одногруппница Ани Ирина Самарина тоже уехала в район по собственному желанию. Оказалось, что вместе с любимым человеком и в такой глуши, как село Арсеньево, - рай. Да и деревенским детишкам счастье, есть кому их литературе и русскому языку учить.
Учитель - не обслуживающий персонал

Кто бы что ни говорил, но  учителей в школах Хабаровского края не хватает, особенно в сельских. Как же нет потребности в специалистах? Только на начало года, по данным министерства образования и науки Хабаровского края, список вакансий насчитывает 876 предложений о трудоустройстве в образовательных учреждениях края. Вот только как сократить этот список?

Можно ходить по аудиториям, предлагая без пяти минут педагогу различные варианты трудоустройства в школе, уговаривая его работать по специальности. Можно организовывать конференции, встречи и ярмарки вакансий, приглашая директоров образовательных учреждений. Подобная работа со студентами ведется постоянно: этим как раз и занимается отдел по трудоустройству в гуманитарном университете. Вот только увеличивается ли от этого количество желающих стоять у школьной доски, хоть и интерактивной? Ведь у многих студентов желание быть учителем угасает после второй практики в школе, а происходит это из-за неподобающего отношения к статусу педагога.

Наверное, для начала нужно поменять в обществе отношение к учителю, как к обслуживающему персоналу: педагог должен быть поднят на высоту, иначе ничего не изменится. Пока учитель сам не начнет ощущать себя важным, нужным и престижным, он не сможет вырастить достойную смену.

Действительно, мне самой приходилось не раз слышать, как учителя отговаривают абитуриентов от поступления на педагогические специальности, а ученики проговаривают, что в школе работают только неудачники, которые не нашли себя нигде в другом месте. Получается, что еще в процессе обучения дети видят негативное отношение к этой профессии.

В итоге школьники, действительно мечтающие стать педагогами, под гнетом окружающих выбирают другие специальности. А некоторые поступают в педагогический, потому что ниже проходной балл и больше бюджетных мест. А значит, есть шанс получить хоть какой-то диплом о высшем образовании. А что в нем написано - уже неважно.

Кстати, в этом году ДВГГУ выпускает 516 специалистов, 210 из которых должны стать учителями или работниками других образовательных учреждений. Ну а сколько станет по факту - узнаем уже в новом учебном году.

Дарья СОКЛАНОВА.
Фото автора.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России



26.07.2014 00:00
Для чего нужен диплом
В июне выпускники вузов получили документы об образовании. И теперь они «готовые» специалисты. Как же они устраиваются на работу?

26.07.2014 00:00
Две сестры помогут всем стать модными
За время студенчества можно успеть очень много всего. Например, не только получить профессию, но и... открыть свой бизнес.