Обсуждаем краевой бюджет на 2013 год

28.11.12 15:38 | Закон и Жизнь | 8м. 30 c.
Обсуждаем краевой бюджет на 2013 год

В краевом парламенте идет верстка бюджета на 2013 год. Обсуждение проходит в жарких спорах, ведь необходимо учесть сотни параметров, предусмотреть развитие различных отраслей экономики и социальной сферы. Депутаты требуют обоснований каждой цифры, внесенной в главный финансовый документ правительством края. К обсуждению проекта бюджета во втором чтении уже было внесено почти 70 поправок. О работе над региональным законом «О краевом бюджете на 2013 год» рассказывает председатель Законодательной думы Хабаровского края, член фракции партии «Единая Россия» Сергей ХОХЛОВ:

- В бюджете 2012 года был заложен предельный дефицит - 15 процентов от собственных доходов, это примерно 11 миллиардов рублей. К сожалению, расходные обязательства росли темпами существенно большими, чем доходная база. И министерство финансов обратилось в думу с поправками в бюджет 2012 года: взять кредит 4 миллиарда рублей на покрытие этого дефицита. А на первом чтении бюджета-2013 министр финансов предложил взять кредит уже в сумме 6 миллиардов 700 миллионов - на погашение кредита 2012 года в сумме 4 миллиарда рублей и покрытия дефицита 2013 года! Как признают сами финансисты, впервые в бюджетной практике края предлагается брать кредит в следующем бюджетном году, чтобы оплатить кредит текущего года.

Но доходы не возникают ниоткуда, а поступают из реального сектора. Если не задействовать весь имеющийся промышленный потенциал, то налоговая база не вырастет.
Когда темпы роста развития экономики сопоставимы с темпами роста расходных обязательств, то можно жить и без кредитов. Хотя редкий бюджет обходится без кредитов, потому что есть кассовый разрыв, когда, допустим, надо выплачивать одновременно отпускные, зарплату и еще какие-то обязательные платежи, или осуществляется северный завоз, а доходы-то от предприятий, субъектов рынка поступают равномерно. Тот же налог на прибыль: есть предприятия, которые его авансируют поквартально, а есть такие, где только по окончанию года рассматривается и утверждается баланс, из которого планово осуществляется единовременный платеж. Так что кассовый разрыв бывает практически у всех субъектов, и они берут под него кредиты. Но, чтобы его гасить, должны быть стабильные источники. Пока же на заседании думы депутаты не услышали ответ на свой вопрос: а где, собственно, брать источники, чтобы гасить кредит 2013 года? Хотелось бы узнать, экономика это обеспечит? Исчезнет ли потребность в кредитах в 2014 году? В выступлениях членов правительства и представленных документах этого нет! Депутаты внесли предложение: рассмотреть, все ли доходы мы сегодня получаем от того потенциала, который есть в нашем реальном секторе экономики. Также необходимо проанализировать, каждый ли налогоплательщик исчерпал весь свой ресурс.

Я считаю, что резервы есть и у хабаровских предприятий, и, без сомнения, у заводов Комсомольска-на-Амуре - главного промышленного города края.

Из доклада министра промышленности следует, что завод КнААПО в 2013 году вдруг становится планово убыточным. Я не верю в чудеса экономики: если директор говорит, что у него стопроцентная загрузка по мощностям, их даже не хватает для выполнения всех сегодняшних заказов, то как этот завод может быть планово убыточным?!

Есть в крае заводы, загруженные сегодня на 30-40 процентов: «Амурметалл», Хабаровский судостроительный завод, «Дальэнергомаш»... Но чем ниже объемы производства, тем структура затрат на единицу продукции будет несопоставимо расти. Поэтому предприятиям надо выходить на оптимальную мощность, ведь только так удастся увеличить доходную часть бюджета.

Я в должности председателя думы принимаю уже третий бюджет следующего года и каждый раз делаю главный акцент на доходную часть. Объем доходов в бюджете края мы также утверждаем краевым законом. Однако в бюджетном процессе есть одно существенное противоречие - расходная часть является обязательной, есть ответственные исполнители - главные распорядители бюджетных средств, на них есть контролеры - в лице контрольно-счетной палаты и других надзорных органов; доходная часть бюджета является прогнозной, т.е. как получится, и, соответственно, законной (правовой) ответственности конкретных лиц за исполнение доходов в утвержденных объемах нет. И когда мы вынуждены принимать бюджет с дефицитом, надеемся, что дефицит будет закрыт доходами от экономики. Но надежда умирает последней.

Считаю, что необходимо срочно отрегулировать законодательно на федеральном уровне обязательность и ответственность по исполнению доходов. И не потому, что Хабаровский край на покрытие дефицита берет кредиты, а на уплату этих кредитов планирует брать новые кредиты. Потому что, к сожалению, рыночная экономика не имеет государственных регуляторов на развитие. Например, уже несколько последних лет рост заработной платы значительно опережает рост производительности труда, а это базовый закон экономики. В итоге российские экономисты-академики дают прогноз ВВП к 2015 году 102%, а необходимо - 110-112%. Наша доля в мировой структуре ВВП - 2%. Этот перечень экономических показателей можно продолжить. Нужно, чтобы бизнес в равной степени с властью отвечал за обязательность формирования доходов бюджета субъекта, где он планирует зарабатывать прибыль.

Бюджет следующего года будет, как всегда, социально ориентированным. По-прежнему главные расходы пойдут на выполнение социальных обязательств: здравоохранение, образование, поддержку малоимущих граждан, на развитие северных районов…

Для наших северных территорий мы сейчас изыскиваем возможность увеличить ассигнования на доставку основных продуктов питания - туда, где ограничено транспортное сообщение. У нас же в районах есть отдельные поселения, где автотранспортного сообщения нет вообще. В планах - законом добавить в существующий сейчас список населенные пункты, ранее туда не вошедшие, но не имеющие никакого транспортного сообщения, кроме авиационного и речного. К примеру, Херпучи района имени Полины Осипенко, где я был осенью в командировке и лично убедился, что завезти туда продукты невозможно даже летом!

Предлагается расширить сам перечень продуктов, на доставку которых идет дотация из краевого бюджета. Сегодня это только мука и сахар. Необходимо пополнить перечень фруктами или хотя бы сухофруктами и детским питанием. Во время встречи с выпускниками школы в Чумикане дети жаловались мне, что у них даже яблок не бывает!

Мы говорим о цивилизации, а дети недополучают питания! В Тугуро-Чумиканском районе была вспышка туберкулеза, угроза заболевания до сих пор сохраняется. Я считаю, что такая ситуация сложилась в том числе и из-за недостатка нормального питания. Детей в школах района кормят на 2 рубля 60 копеек - как можно на такие деньги накормить ребенка?! По итогам поездки комитет соцзащиты населения внес предложение увеличить дотацию на школьное питание. Вместе с расширением перечня продуктов, завозимых на Север, для этого потребуется около сорока миллионов рублей. Но такие траты вполне оправданы. Это - еще одна поправка, которая поступила ко 2-му чтению бюджета. Обсуждение проекта продолжается. Третье, окончательное, чтение главного финансового документа края пройдет в декабре - тогда он станет законом Хабаровского края, по которому нам предстоит жить и работать в 2013-м году.

Заместитель председателя постоянного комитета Законодательной думы Хабаровского края по бюджету и налогам, член фракции партии «Единая Россия» Наталия ПУДОВКИНА рассказывает  о том, из чего будет складываться «казна», на деньги которой краю предстоит прожить будущий год:

- По прогнозам  социально-экономического развития Хабаровского края, которые были даны во время депутатских слушаний накануне обсуждения бюджета, была выделена основная задача - наращивание собственных доходов. Во время обсуждения депутатов особенно волновал вопрос увеличения собственных доходов в бюджете края. Сегодня они составляют 70 процентов от всех доходов бюджета. Около 20 процентов - это федеральные средства, доля которых имеет тенденцию к снижению.

Законопроект «О краевом бюджете на 2013 год» принят в первом чтении. Основные параметры бюджета: доходы составляют 62,3 миллиарда рублей, расходы - более 65,8 миллиарда рублей. Таким образом, дефицит бюджета, по предварительной оценке, планируется 3,5 миллиарда рублей. Уточню, что собственные доходы бюджета составят 52 миллиарда рублей, 10,2 миллиарда рублей - это межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Если сравнить краевой бюджет 2012 года на этапе его утверждения с тем, который мы обсуждаем сейчас, получится такая картина: в прошлом году мы принимали доходную часть 65,2 миллиарда рублей, фактически со всеми изменениями доходы составят 68,8 миллиарда рублей. Расходы же, планируемые в сумме 71,3 миллиарда рублей, составят 78,8 миллиарда рублей. Дефицит снизился, хотя мы принимали его на пределе возможного.

Цифры свидетельствуют о том, что бюджет на 2013 год действительно напряженный, но свою социальную ориентированность он не утратил. В нем учтены не только все ранее взятые обязательства, но появились и новые. Они связаны с выполнением указов президента, прежде всего - это повышение оплаты труда педагогическим работникам до уровня, сложившегося в среднем по экономике, - 29 тысяч рублей. Удельный вес расходов на социальную сферу увеличивается в бюджетах всех уровней. С одной стороны, это хорошо, с другой - вопрос состоятельности именно за счет роста собственных доходов остается актуальным.

Основная часть расходов бюджета - более 90 процентов - будет направлена на реализацию 27 государственных целевых программ во всех отраслях. Программы имеют конкретные приоритеты, мероприятия, и, что самое главное, установлены результативные показатели их реализации. И в конце года мы сможем оценить эффективность вложения бюджетных средств. Перед нами стоят очень серьезные задачи, определенные президентом России, одна из самых главных - увеличение средней продолжительности жизни населения. Напомню, мы приняли ряд законов в демографической сфере, которые вступают в силу с 1 января 2013 года, в бюджете на них уже предусмотрены необходимые средства. Это выплата материнского капитала в размере 200 тысяч рублей на третьего и последующих детей, для чего заложено 220 миллионов рублей. Кроме этого, мамам третьего и последующих детей назначена ежемесячная денежная выплата в размере прожиточного минимума, которая будет выплачиваться до достижения ребенком трех лет. При существующих проблемах с детскими садами, куда детей принимают в основном с трех лет, такая финансовая поддержка позволит мамам выбирать: либо выходить на работу, либо оставаться дома с детьми. На эти цели в краевом бюджете заложено более 143 миллионов рублей.

Еще одно нововведение будущего года - единовременная выплата усыновителям, которая составит 250 тысяч рублей. На эти цели в бюджете запланировано около 25 миллионов рублей.

Кроме того, на 38 процентов проиндексирован размер выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой. На 255 процентов увеличен размер ежемесячного вознаграждения опекунам и попечителям. На 7 процентов - компенсация жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

Много внимания в последнее время уделяется проблеме обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У нас в крае сегодня порядка 700 судебных исков на эту тему. Их необходимо исполнять. По информации правительства, в 2013 году планируется сократить эту очередь на 500 человек. По сравнению с нынешним годом расходы в бюджете на эти цели увеличены в 2,5 раза. В 1,9 раза увеличится размер социальных выплат на строительство жилья для молодых семей. Расходы на погашение остатка основного долга по жилищному кредиту при рождении третьего ребенка или последующих детей увеличены в 1,9 раза - это составило почти 150 миллионов рублей. В общем, на реализацию мероприятий жилищного строительства расходы увеличены в 1,8 раза. Наверное, этого пока недостаточно, но, согласитесь, поддержка ощутима. Всего на реализацию указов президента России в краевом бюджете предусмотрено около 4,7 миллиарда рублей.

В крае в соответствии с федеральным законодательством был сформирован дорожный фонд. Его расходы, согласно проекту бюджета, составят 3,8 миллиарда рублей, что на 17 процентов больше, чем в 2012 году.

Остро стоит проблема, и она тоже будет решаться в наступающем году, переселения из ветхого и аварийного жилья. Множество обращений граждан именно на эту тему. Хотелось бы всем оказать поддержку, но, к сожалению, сегодняшние реалии не позволяют этого сделать.

Я рассказала о многих вопросах социального характера, которые будут решаться в следующем году. И было бы справедливым отметить, что расходы, предусмотренные на развитие экономики, по мнению депутатов, недостаточны. А ведь именно от этого зависит наше благосостояние.

Нам нужно рассчитывать на свои силы. Сегодня есть абсолютное понимание  необходимости развития малого и среднего бизнеса, который может дать нам перспективы развития, программа поддержки малого и среднего бизнеса постоянно набирает обороты.

Есть еще один момент, который беспокоил депутатов при рассмотрении законопроекта в первом чтении, - это сокращенные межбюджетные трансферты. В связи с изменением законодательства по отчислениям от налога на доходы физических лиц, этот год  для муниципальных районов был относительно благоприятным. С 2013 года вступает в действие закон об установлении дополнительных отчислений от НДФЛ в городские округа Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, что необходимо было сделать, но это негативно скажется на муниципальных районах.

Работа над главным финансовым документом края кропотливая и важная, ведь от каждой цифры, заложенной в его расходной и доходной части, зависит в итоге и социальное положение каждого гражданина.

Оксана ОМЕЛЬЧУК.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России



11.08.2015 00:00
Дать стимул развитию предпринимательства
Наталия Пудовкина, председатель постоянного комитета по бюджету, налогам и экономическому развитию:

11.08.2015 00:00
Губернатор Вячеслав Шпорт об итогах весенней сессии Законодательной думы Хабаровского края шестого созыва:
- Выборы депутатов Законодательной думы Хабаровского края VI созыва состоялись год назад в непростое время. Стране были объявлены мировые экономические санкции, что не могло не сказаться на экономике нашего края, глубоко интегрированной в глобальную экономику.