Сезон надежд?

05.08.1999 | АРХИВ | 4м. 8 c.

У хабаровских театров время отпускное. Первыми, отметив свое 55-летие, на отдых ушли тюзовцы. Порадовав, кстати, под занавес сезона своих зрителей новым спектаклем - рок-фолк-оперой «Конек-горбунок». Спектакль, по мнению театралов, стал событием, какого в этом коллективе давно не было.

У хабаровской драмы свои достижения - здесь поставлена «Поминальная молитва», которой отмечал свой юбилей постановщик, заслуженный артист России Э. Мосин. Зрители, успевшие посмотреть эту работу, бесспорно, приметили ее и отдали должное создателям спектакля. В новом сезоне он будет в репертуаре не на последнем месте. А сюрпризом для театралов станет новая постановка «Игроков» режиссера Ю. Ильина.

И в театре музыкальной комедии сезон закрывался праздником - зрителям был показан новый спектакль «Город дураков» (реж. В. Паршуков). Муниципальный театр «Триада» не отстает от своих коллег - на его счету пушкинские «Маленькие трагедии» и совместный с японскими коллегами проект -постановка на хабаровской сцене «Хагоромы».

Зададимся все же вопросом: что происходит с нашими театрами? Вдруг наступил нежданно-негаданно некий ренессанс, у театров появились финансовые возможности на воплощение своих замыслов? Или это отчаянная борьба за самовыживание, когда остается самое верное: помоги себе сам?

Вот что говорит Валерий Журомский, заместитель начальника краевого комитета по культуре и искусству, в ведении которого находятся наши театры.

- Что происходит? Очевидно, и это главное - несомненный творческий подъем произошел в конце сезона в наших театрах. И он дал неплохие результаты. Рок-фолк-опера «Конек-горбунок» в ТЮЗе - это, на мой взгляд, крупное явление. Во-первых, потому, что сценичное произведение полностью создано в Хабаровске. Музыку написал Дмитрий Голанд, либретто принадлежит Татьяне Горбуновой, поставил спектакль режиссер Вадим Гогольков. Это событие - этапное явление для тюзовцев. Актеры запели, затанцевали на сцене, и это у них хорошо получается. Вообще, ушедший сезон для ТЮЗа был плодотворным - яркий бенефис актрисы Т. Гогольковой, спектакль главрежа В. Сорвина «Тринадцатая звезда»... Ну а «Конек-горбунок» - удачный заключительный аккорд. Мне кажется, подобного у них не было давно, после знаменитой постановки «Р.В.С.».

- Как в театре драмы возник спектакль «Игроки»? Вроде бы и намерений здесь таких не было, но сразу после «Поминальной молитвы» репетируется новый спектакль с приглашенным режиссером.

- «Игроков» ставил Юрий Ильин, режиссер из Томска. Показателен такой факт: во время репетиций в зале сидела вся труппа - ей было интересно знакомство с новой режиссурой, театральной эстетикой. Хабаровчане не видели этот спектакль, премьера будет в новом сезоне, думаю, они не разочаруются. Вкупе с «Поминальной молитвой» «Игроки» пополнят репертуар, усилят его, несомненно.

- Театр музыкальной комедии в этом году понес немалые потери - ушли из жизни режиссер Ю. Гриншпун и К. Аркадьев, актер, умевший ставить спектакли. Ну а что такое театр без режиссуры, говорить не приходится. Его просто нет. Как быть театру?

- Дело еще сложнее - в театре идет смена актерских поколений, смена прежней эстетики. Ее долго утверждал в театре Юрий Изакинович Гриншпун, и это потеря просто невосполнимая. Какое-то время актеры старшего поколения будут, видимо, сохранять то, что закладывал здесь мастер. Но жизнь продолжается.

Начатую Гриншпуном «Пенелопу» закончит ставить приглашенный режиссер Ю. Чернышов, работавший во Владивостоке. В нашем театре драмы он ставил спектакль «Коломбо». Это интересный творческий лидер, у нас есть договоренность с ним - в течение года он будет работать с труппой.

Появится в репертуаре театра музкомедии также спектакль «Тетка Чарлей», ставить который будет Николай Филиппович Щербина, ректор института культуры и искусств. У него есть хороший режиссерский опыт, в «Триаде» он уже ставил спектакль.

- С недавних пор в Хабаровске появился краевой театр кукол. Как там обстоят дела?

- Кукольники еще не закончили своего сезона, и в отпуск труппа пойдет в середине августа. Сейчас артисты активно работают в детских лагерях отдыха, на площадках. Здесь тоже появится новый спектакль - «Аленький цветочек».

О «Триаде» не стану долго говорить - театр работает стабильно. В сентябре посмотрим на его сцене японскую «Хагорому»...

- И все же некая загадка остается. В театрах не хватает творческих лидеров, режиссеров, главных специалистов. Денег на спектакли больше не стало, их вообще из бюджета стали выделять на двадцать процентов меньше. И вдруг такая творческая вспышка.

- Да, денег сегодня дают меньше. Хотя на постановки театры эпизодически, но все же получают их. Но жизнь заставляет театры самим зарабатывать деньги, что-то у них получается, а это подспорье творчеству. Но не могу не сказать о том, что администрация края театры, творческие структуры без помощи не оставляет, все они у нас сохранены, а это 14 коллективов. Все работают.

Ансамбль «Дальний Восток» уехал на полугодовые гастроли в Китай, зарабатывает средства на новую программу. Театр музкомедии успешно провел двадцатидневные гастроли во Владивостоке. Подрастерявший было своего зрителя театр музкомедии спохватился и вот результат - за полгода план по зрителям у них почти стопроцентный.

Конечно, в нашем театральном деле проблем хватает. Мало самобытных режиссеров, чувствуется нехватка актеров, других театральных специалистов. Тем не менее, нынешний сезон под занавес подарил нам надежды.

Так станет ли новый театральный сезон временем сбывающихся надежд? Не станем гадать - рискованно. Творческая вспышка нынешнего лета может таковой и остаться. Качество театрального процесса вырабатывается годами, с участием творческих лидеров, их школами, вкусами, пристрастиями. Покойному Гриншпуну понадобились годы для того, чтобы повернуть шаблонную классическую оперетту в иное игровое направление, и только потом пришло признание. Без таких лидеров теряют форму актерские труппы, истончаются художественные цели театрального искусства, приобретая «лицо общего выражения». Любой рост, творческий тем более, обеспечивает атмосфера, которая побуждает к этому. Это и пополнение труппы, концептуальная режиссура, постоянная учеба всех театральных звеньев, гастрольные поездки и т.п. Ничего этого сегодня нет, существовавшая ранее система осталась в воспоминаниях. Провинциальные театры брошены на самовыживание российским Министерством культуры, все они отсечены от любой поддержки, там озабочены лишь коллективами федерального значения. Судьба провинциальной культуры оказалась в руках местных властей. Там, где ценят, понимают роль сценического искусства в жизни людей, театры еще держатся. Хабаровск тому пример. Будем надеяться - так и впредь останется.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ