Пелагея: «Тату» - сиюминутно, а фольклор вечен»

11.08.2005 | АРХИВ | 7м. 30 c.
Пелагея: «Тату» - сиюминутно, а фольклор вечен»

Эта история случилась лет десять назад. Пелагея тогда еще жила в Новосибирске. Весть о талантливом ребенке дошла до иностранцев: певицу пригласили выступить в американском посольстве перед американской же публикой. То, что случилось на концерте, Пелагея помнит до сих пор: в какой-то момент почти все зрители в зале начали рыдать. Только после выступления выяснилось, что плакали они не от умиления (что было бы вполне понятно и объяснимо), а... от ужаса. «Что же это за странный народ, у которого так поют дети?» - озвучила общее мнение сотрудница посольства.

Боязливые они все-таки, эти американцы. Вот Борис Ельцин, помнится, тоже смахнул слезу, когда впервые услышал Пелагею (этот кадр семь лет назад обошел все телеканалы). Но нет, нисколько не испугали его три с лишним октавы мощного голоса. Просто он был горд тем, какие таланты рождает земля русская. Вот и не смог сдержаться.
Обычная девочка из глубинки впервые вышла на большую сцену в четыре года - в Санкт-Петербурге. Причем уже в то время она была самодостаточной певицей, с собственным репертуаром и собственным же прочтением каждой песни. Однако триумфа, увы, не случилось - юная дебютантка в какой-то момент растерялась.
- Мне до сих пор стыдно за тот концерт: я запуталась, забыла слова одной из песен, начала петь заново и опять сбилась. Тогда я и решила, что больше никогда не буду выступать - такого позора я не могла пережить.
Слыханное дело?! Четырехлетняя девочка решила оставить сцену только потому, что перепутала-то всего пару строф! И ведь поначалу слово свое держала: целых два года она принципиально не вспоминала о вокальных опытах.
- Но потом сама почувствовала, что не могу не петь. И все - остановить меня было уже невозможно. С тех пор я стала выступать много и часто.
В восемь лет она поступила в спецшколу при Новосибирской консерватории - причем в это престижное заведение ее приняли без экзаменов. Еще через год стала участницей программы ООН «Новые имена планеты», в одиннадцать дала сольный концерт для президентского саммита, а в четырнадцать экстерном закончила школу и поступила в ГИТИС. Так что к тому возрасту, когда другие дети еще только раздумывают, кем они больше хотят быть, у Пелагеи в поклонниках числились патриарх Алексий II (он лично благословил певицу заниматься пением), Борис Ельцин, Жак Ширак, Гельмут Коль, Лучано Паваротти, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская. И этот список далеко не полный.
Элен в кокошнике
Пелагея - ее настоящее имя, а вовсе не псевдоним. Правда, официально она зовется Пелагеей только с момента получения паспорта - всего-то пять лет. До этого во всех метриках ее величали Полиной.
- Когда меня регистрировали в ЗАГСе, местная тетенька заявила, что имени Пелагея не существует. Убедить ее в обратном было невозможно. Поэтому родителям пришлось выбрать ближайшее имя из списка. Так я стала Полиной, хотя меня все близкие продолжали звать Пелагеей. Справедливость восторжествовала, когда я получила паспорт.
Она не любит об этом рассказывать, но к архаическому имени Пелагея ей пришлось привыкать очень долго - как раз к совершеннолетию она и смирилась. А все детство от его звучания приходила в ужас. Ей хотелось зваться как-нибудь более изысканно - например, Кристина. Или Элен. Представляю себе милую картинку: выходит на сцену Элен в кокошнике и с длинной косой и начинает петь русский фольклор.
- Теперь-то ты поняла, как подходит к тебе твое имя?
- Я же стала взрослее.
- А как получилось, что ты стала петь именно народные песни?
- Манера русского пения, она, скажем так, менее вредна для голоса, что оптимально для четырехлетнего ребенка. Так что выбрала я этот репертуар по необходимости, а потом втянулась. Ну и к тому же дома всегда пелись именно русские народные песни - и бабушки-дедушки, и мама иногда заводили за столом «Валенки» или «Любо, братцы, любо». Только позже у меня появились совсем уж аутентичные вещи.
- Где ты берешь песни - сама ездишь по деревням?
- В Москве существует специальный Фонд русской культуры, который отправляет экспедиции в русскую глубинку. Потом весь материал, собранный по деревням и селам, записывается на кассеты и диски, это все можно слушать, включать в свой репертуар. Но в последнее время исполнять просто русские народные песни стало скучно - мне интересен фольклор как таковой. Поэтому сегодня мы смело совмещаем русские, болгарские, африканские и северные песни. Это очень интересно: брать совершенно непохожие на первый взгляд вещи и делать из них единое произведение.
Именно новый репертуар сыграл с Пелагеей злую шутку: ее песни почти перестали звучать на радио. Высокие музыкальные начальники считают, что такая музыка чересчур депрессивна. Вот «Валенки» - это всем понятно и приятно!
- Меня раздражает, когда люди считают, что русская народная музыка - это только «калинки-малинки». Жуткие тетки в кокошниках, мужики с балалайками в руках, медведи на поводке - и всю эту псевдорусскость пытаются выдать за фольклор! Хорошо, что рядом со мной всегда была мама, она незаметно меня поправляла и направляла. А так еще не известно, что и где бы я пела. Или такой вот китч, или, наоборот, что-нибудь в стиле «Тату».
- «Тату» тебе чем не угодили?
- Я нормально отношусь к этому проекту. К тому же мы с Юлей Волковой учились в одной школе, в параллельных классах. Но то, что они делали, - очень сиюминутно. А настоящий фольклор - надолго!
Соло для президентов
Ее узнали во всем мире после выступления на президентском саммите в Москве в 1996 году - тогда культурная программа для президентов России, Франции и Германии состояла исключительно из сольного концерта Пелагеи. Именно тогда прослезился Борис Ельцин, а Жак Ширак во всеуслышание объявил ее русской Эдит Пиаф.
- Скажи, как поступило столь лестное предложение?
- Рассказываю со слов мамы. Однажды у нас дома раздался звонок: «Здравствуйте, вас беспокоят из администрации президента, мы хотим пригласить вашу дочь выступить на саммите». Мама решила, что это чья-то глупая шутка, и со словами: «Хватит прикалываться» положила трубку. Через минуту-другую позвонили вновь: «Здравствуйте, вас действительно беспокоят из администрации президента, и мы действительно хотим пригласить вашу дочь...» Мама опять не поверила и опять положила трубку. В третий раз звонивший уже не стал так долго представляться: «Только не надо бросать трубку, это правда из администрации президента». Тогда и выяснилось, что никто не шутит. Честно признаюсь, это было очень странное для нас предложение.
- Этот концерт сильно отличался от твоих обычных выступлений: пришлось ли заранее утверждать программу, костюмы?
- Нет, ничего такого не было. И программу мы ни с кем не утверждали, и про костюмы никто ничего не спрашивал. Они же знали: девочка поет русские народные песни - какие тут могут быть неожиданности. Перед концертом мама сама съездила в загородную резиденцию российского президента, где должно было проходить выступление. Но исключительно по собственной инициативе: она хотела посмотреть сцену, понять, какая акустика в зале. К нарядам мы с мамой тоже подошли очень ответственно. Я ведь тогда выступала еще без группы, совершенно одна. Поэтому мы хотели сделать шоу хотя бы с помощью переодеваний. Мама стояла за кулисами с очередным платьем наготове, а я периодически подскакивала к ней и за пару минут облачалась в новый костюм. Ну прямо как Александр Песков!
- Как вели себя высокие гости?
- Да как обычные зрители: сидели, слушали, хлопали. Пришлось им продержаться те сорок минут, что я пела.
- Нескромный вопрос: гонорар за тот концерт тебе полагался или это большая честь - выступать для первых лиц трех стран?
- Конечно, большая честь. И о гонорарах разговора даже не шло. Хотя без подарков я не осталась: в конце выступления мне подарили плейер - по тем временам очень хороший; огромные беспроводные наушники и именные часы с гравировкой «От президента Российской Федерации». Часы теперь - наша фамильная реликвия.
- Потом ты еще встречалась с Борисом Ельциным?
- Да, позже меня не раз приглашали на выступления «в верхах». Но, разумеется, ни о какой дружбе между нами (о чем успели написать некоторые газеты) не было и речи. Конечно, при встрече Борис Николаевич пожимал мне руку, но семьями мы друг к другу в гости не ходим.
- Но когда на смену Ельцину пришел Путин, тебя вроде как «передали по наследству».
- Да, получается, что так. Два или три года назад в Сочи проходил саммит глав СНГ, меня туда тоже пригласили. Хотя это уже был не сольный концерт. В нем принимали участие Лайма Вайкуле, София Ротару, Александр Малинин, «Песняры», Витас. А режиссировала процесс Алла Пугачева. На этот раз все готовилось очень серьезно: мы приехали в Сочи за пару дней до концерта, постоянно репетировали. Но на самом концерте не обошлось без экспромта. Финальную песню исполняла, естественно, сама Алла Борисовна. А мы, все участники концерта, сидели около сцены за столиками. И вот выходит Пугачева, начинает петь, а во время припева вдруг обращается ко мне: «Иди сюда» - почему-то она решила, что вокализ мы должны спеть с ней вместе. Это было так неожиданно, что я… отказалась. Представляешь картинку: сидят одиннадцать президентов, куча артистов, Пугачева тянет мне руку со сцены, а я лишь мотаю головой: «Нет, не пойду». Она опять: «Иди сюда». Кто-то начал выталкивать меня на сцену, но я была в таком шоке, что ничего не соображала и какое-то время еще сопротивлялась. Правда, в итоге мы с ней все-таки спели вместе…
- Одного не пойму: почему ты так испугалась?
- Потому что Пугачева действует на обычного человека, как удав на кролика. У нее такие удивительные глаза, что в них невозможно не смотреть. Поэтому когда она на репетициях что-то говорила, я абсолютно терялась. А уж когда она решила вытащить меня на сцену… Есть такие люди, общаясь с которыми ты понимаешь: не человек, а глыба - настолько у них сильная энергетика.
- Внимание первых лиц государства как-то помогло твоей карьере?
- Карьере - нет. А вот журналисты часто пытают на эту тему. Конечно, круто, что я знакома с президентом. Но я не просыпаюсь с мыслью: «Боже мой, совсем недавно я пела перед Владимиром Владимировичем Путиным».
- Но хоть какими-то регалиями тебя одарили?
- Нет, конечно, какие регалии? Ну разве что года три назад предлагали присвоить звание заслуженной артистки - мне как человеку, поющему на сцене больше десяти лет, уже полагается столь высокий титул. Для этого мы с мамой должны были собрать документы и отдать их на рассмотрение в администрацию президента. Но я отказалась.
- Почему?
- Да какая же из меня заслуженная артистка? Глупости это все.
Подруга сестры Есенина
- А почему ты нигде никогда не училась?
- Так получалось, что те люди, мнению которых я доверяла, отказывались работать со мной - говорили, что не хотят портить то, что у меня уже есть. А те, кто готов был со мной заниматься, не устраивали меня. Поэтому приходилось учиться самостоятельно: сорвала на концерте голос - ага, вот здесь и здесь я делала что-то неправильно. Осипла после бурной вечеринки - еще одна зарубка на память. Так получилось, что мой голос всегда жил немного отдельно от меня, какой-то самостоятельной жизнью. А я всего лишь открывала рот и издавала разные звуки.
- Ты в этом году закончила ГИТИС: неужели в столь уважаемом заведении ты даром потеряла время?
- Уточняю: я училась на отделении артистов эстрады. И вокалом со мной никто не занимался. А вот сценическое мастерство, которое преподавали в ГИТИСе, мне очень даже помогает.
Результаты обучения не заставили себя долго ждать. Сергей Безруков, поначалу пригласив Пелагею в свой фильм о Сергее Есенине лишь в качестве певицы, позже доверил ей самостоятельную драматическую роль.
- Кого ты там играешь?
- У меня совсем маленький эпизод - всего-то три слова, но даже от такой небольшой роли я получила удовольствие. Я играю подругу сестры Есенина. По сюжету поэт приезжает к себе в деревню и встречает девушку (то есть меня), которую он помнит еще ребенком. Я приношу ему молока, а он тянется ко мне: «Дай тебя поцеловать!» А я отвечаю: «Нет, женись, тогда целуй».
- А у тебя, извини за любопытство, хватает времени на личную жизнь?
- Не-а. В тринадцать лет я дружила с одним мальчиком. Писала ему стихи, рассказы посвящала. Потом он ушел в армию, и любовь сама собой прошла. Недавно почитала свои творения - очень смеялась. А вообще кто-то пошутил: пока Пелагея не бросит концертную деятельность, замуж ее никто не возьмет. Но я пока и не думаю об этом.

(Newsmusic.ru).







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента

08.05.2024 12:12
Об ответственности за мелкое взяточничество

08.05.2024 11:18
Ветеранов края поздравит президент

08.05.2024 09:53
Работников связи поздравили с Днём радио

08.05.2024 09:30
Алексей Младов открыл школу программирования в Городе юности

08.05.2024 09:00
Поезд Победы приехал в Хабаровск

08.05.2024 09:00
В ожидании пасхального фестиваля

08.05.2024 08:45
Золотые награды в память о наставнике

08.05.2024 08:29
Путешествие по затерянным островам

08.05.2024 08:24
Волонтёры помогут найти героев-фронтовиков

08.05.2024 08:06
Футбольная школа «Искра» - в шорт-листе