«Сильва» пела и плясала

03.11.2006 | АРХИВ | 6м. 41 c.

Историки театра утверждают, что хабаровская оперетта стала первым советским театром музыкальной комедии. На самом краю страны родился жанр, который прочно и надолго поселился во многих крупных городах России, сохраняя иногда свое первоначальное имя - оперетта.

Но удивительно не это, а то, что такое эклектичное содержание жанра (драма, музыка, пение, хореография) прочно прижилось и приобрело множество поклонников. Они не перевелись и сегодня. Развлекательное искусство все же обладает тайной своей протягательности.
Официальная биография театра началась 14 октября 1926 года, когда в Хабаровске новый, организованный здесь театр показал спектакль «Сильва». До этого постоянного театра здесь не существовало, и горожане довольствовались приездами гастрольных трупп и спектаклями местных любительских кружков. Развитие театрального дела на государственном уровне на Дальнем Востоке начинается с 1925 года. Во главе его стало объединение Далькрайтео. Оно пригласило в Хабаровск и Владивосток две театральные группы - драматическую и сатиры, которые начали работать на правах передвижных коллективов. Со временем они и превратились в стационарные театры. В Хабаровске основалась комическая опера, в которой работали приглашенные актеры, небольшой хор, оркестр, небольшое число местных любителей театрального искусства. Вот на этой основе и зародился нынешний краевой театр музыкальной комедии, которому в этом году исполнилось 80 лет. Становление любого театра - это долгий путь поисков, находок, заблуждений. Известно, что подбором и организацией первой хабаровской труппы занимался бывший артист оперетты Н.Н. Туманов. Дело это было сложным, кадров не хватало, а те, что собрались в труппе к октябрю 1926 года, представляли собой весьма пеструю картинку - опытные лицедеи и начинающие любители, представители разных школ и люди без элементарного опыта. Вот из них и предстояло изваять труппу единомышленников, объединить «толпу» вокруг индивидуальностей. А таланты в театре были: Ростинин, Урванцев, Валин, Жданова, Орловская, Крамида и другие участники первого хабаровского сезона. В репертуар кроме «Сильвы» вошли еще десяток спектаклей («Марица», «Баядера», «Коломбина», «Жрица огня» и другие). Тогда это был театр актерский, в спектаклях царил не режиссер, а актер, мастер импровизации, веселья, умевший увлечь зал. Свой первый сезон оперетта провела в здании нынешнего ТЮЗа, а следующий - в новом зале Дворца труда. В 1928 году театр поставил первую советскую оперетту - это были «Женихи» И.О. Дунаевского (режиссер-постановщик А.П. Елизаветский). В 30-31-х годах советские авторы уже преобладали в репертуаре театра музкомедии. Лучшим из всех, пожалуй, был спектакль «Холопка» Н. Стрельникова, поставленный новым режиссером Дмитрием Фаустовичем Джусто. Роль этого человека в становлении хабаровского театра значительна. При нем стали широко применяться студийные формы повышения актерского мастерства, обучение молодых артистов из числа талантливых любителей. «Одним словом, по утрам до репетиций, ежедневно, часа полтора коллектив усердно занимался… Выявлялись способные актеры», - вспоминал Джусто. В архиве сохранился текст его воспоминаний, написанных к 50-летию театра (1976 год). Приведу несколько фрагментов из написанного Дмитрием Фаустовичем.
«В мае 1930 года я получил приглашение Дальневосточного краевого управления зрелищных предприятий возглавить в качестве главного режиссера и по совместительству стать актером уже функционирующего в течение нескольких лет театра музыкальной комедии. Я охотно принял это предложение, т.к. меня давно тянуло побывать на Дальнем Востоке, много интересного слышал про этот край, читал о нем, и это предложение представляло для меня большой интерес.
Я знал, что в театре работает ряд товарищей, работавших со мною ранее, вполне квалифицированных артистов, с которыми мне приятно было вновь встретиться.
Это острохарактерный, прекрасно танцующий актер комического плана Валин; героиня Орловская, с красивым голосом, обаятельная, прекрасно двигающаяся молодая актриса; характерная, с большим юмором актриса Жданова. Танцевальную группу возглавлял хороший молодой балетмейстер Леонидов, прима-балерина Павлова и ее партнер Кобрин. В оркестре был опытный дирижер Апрельский. В составе были также квалифицированный актер Тарский и молодой Муринский, которых я хорошо знал по прежней с ними работе.
Кроме всего, одновременно со мной, получила приглашение артистка Меджи, моя супруга. Нас вполне устраивало это предложение, и мы дали согласие. Стали ждать аванс и дорожные, которые составляли довольно большую сумму.
И тут получилась задержка на довольно длительный срок. Очевидно, в то время у УЗП и театра были финансовые затруднения, вполне естественные в те трудные годы.
Ожидание было довольно длительным, это продолжалось до октября 1930 года, когда мы смогли сесть в поезд и поехать в Благовещенск, где в это время находилась труппа театра.
Для того, чтобы понять, в каких условиях работали тогда артисты театра, необходимо описать некоторые подробности.
Здание отапливалось печами, от которых тепло распространялось только на небольшое расстояние, около самой печи, а в другом углу мог лежать снег. Так было на сцене, в фойе. Ну а в зрительном зале тепло было только, когда он заполнялся зрителями (речь идет о театре г. Благовещенска).
В самом начале на меня, как на южанина, это произвело удручающее впечатление. Ну как работать в таких условиях? Но молодые годы сделали свое дело.
Купив иркутские валенки-катанки и хорошо устроившись с комнатой, в теплой уютной квартире на Зейской улице, мы почувствовали себя гораздо лучше, и это позволило нам, засучив рукава, приняться за работу.
Мне, как режиссеру, прежде всего необходимо было привести в порядок текущий репертуар, сделать необходимые выводы, самому, как актеру, войти в ряд спектаклей и приняться за постановку новых оперетт. Работы было много, я привлек к режиссерской работе моего товарища артиста Валина, которого я уже испытал в режиссуре, когда мы вместе работали в Средней Азии, и который успешно справился с порученной ему постановкой.
Итак, я доверил ему постановку советской оперетты «Сирокко» на текст Данцигера и Зака, но только не с музыкой Половинкина, очень сложной и не очень мелодичной, а музыку поручили написать нашему дирижеру Павлову, очень талантливому музыканту и композитору. Сказать по правде, этот эксперимент удался. Благодаря мелодичной доходчивой музыке и очень удачной постановке спектакль прошел с большим успехом, и этот успех продолжался впоследствии и в Хабаровске, и во Владивостоке.
На себя взял постановки двух оперетт: «Олли-Полли» композитора Колло (впоследствии получившей большую популярность под названием «Сорванец»), очень веселой по сюжету, с легкой, непритязательной музыкой, и «Людовик... надцатый» советского композитора Сахновского, также веселой и остроумной по сюжету, несложной в музыкальном отношении.
Выбор такого рода оперетт обуславливался недоукомплектованностью труппы. Оркестр был малочисленным, и в нем не хватало некоторых инструментов. Хор также был мал, особенно мужской. Что касается актерского состава, то если в отношении певиц-героинь наличие Орловской и Викс было вполне удовлетворительным, то в труппе отсутствовала юная, подвижная, танцующая актриса, по амплуа субретка. Характерные, с юмором, пожилые роли достойно представляла артистка Жданова.
В мужском составе изъянов было гораздо больше. Если герой-баритон Молчанов, с красивым голосом, большим сценическим обаянием, молодой, подвижный, и ему помогал тоже баритон Рябовский, с меньшими данными, но вполне квалифицированный актер, то в отношении теноров место оставалось вакантным - не было ни одного. Не было тоже молодого, с юмором, подвижного, хорошо танцующего актера-простака.
Приходилось изворачиваться. Так, например, в «Олли-Полли» роль простака удачно играл Валин.
Конечно, ни о каких больших классических опереттах, которые очень были необходимы в репертуаре театра, не приходилось и думать. Надо было обходиться теми силами, которые имелись, и ждать пополнения. Что касается актеров комического плана, то наличие Валина, Тарского, Горского и меня было на данном этапе вполне достаточно.
Для меня, да и для всего коллектива в целом, было вполне понятно, что пополнение труппы - дело трудное и затяжное. По причине полного отсутствия местных кадров, при отсутствии в то время на ДВК специальных учебных заведений, отдаленности от центра, трудного материального положения УЗП и театра.
Наконец наступило время переезда всей труппы в Хабаровск. К этому времени, благодаря заботам о театре и усилиям заведующего театральным отделом УЗП, очень опытного, прекрасно знающего театральное дело Збарского Ильи Яковлевича, труппа пополнялась некоторыми артистами.
Во всяком случае, теперь явилась возможность приступить к пополнению репертуара более сложными произведениями. Возобновили очень популярные в те годы «Холопку» советского композитора Стрельникова и «Роз-Мари» Стотгардта и Фримля. Это не заняло много времени, т.к. эти оперетты были в репертуаре почти всех исполнителей.
Прежде чем перейти к следующему этапу жизни Хабаровского театра музыкальной комедии, необходимо хотя бы вскользь упомянуть о другом музыкальном театре ДВК, а именно - об оперном театре.
Он работал тогда параллельно с нашим. Когда музкомедия была в Благовещенске, опера была в Хабаровске, когда последняя была во Владивостоке, ее место в Хабаровске заняла наша музкомедия.
Подробно рассказать об оперном театре я не могу, т.к. мы были в разных городах, спектаклей мне не пришлось видеть. Знаю только, что в составе оперного театра были квалифицированные силы, как-то: дирижер Зак, вокалисты Ребезова, Бюколова, Лопатин и другие. Был, конечно, оркестр, хор, балет. Но трудности они переживали не меньше, чем мы, да, пожалуй, и больше. Пополнить состав им не удавалось, а коллектив распадался. Многие оркестранты, хористы, солисты, испугавшись нарастающих бытовых трудностей, главным образом продовольственных, старались покинуть театр и уехать поближе к центрам европейской части Союза, где они надеялись на лучшие условия.
Словом, если наш театр музкомедии еще как-то мог существовать, хотя, по тем же причинам, с большими трудностями, то опера была близка к катастрофе. Вот в это самое время, одновременно, в УЗП И.Я. Збарского и у меня родилась мысль: предложить руководству два театра объединить в один, музыкальный театр ДВК, оперный театр расформировать и влить часть состава в театр музкомедии. И таким образом взамен двух неполноценных коллективов образовать один полноценный, в котором могли бы ставиться классические оперетты, комические оперы, оперы, также и балеты, и оперетты.
Наше предложение было принято, и я был командирован во Владивосток, где предложил целому ряду оперных работников всех цехов перейти в музыкальный театр…»
Так жил и развивался, становился на ноги и креп молодой театральный коллектив Хабаровска. Сегодня он - старейшина среди театров края.

А. ГРИГОРЬЕВ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ