Пять дней выставки художников в Харбине

10.11.2006 | АРХИВ | 6м. 52 c.
Пять дней выставки художников в Харбине

«Россия далекая и близкая» - так назвали свою выставку художники. Прошла она в городе-побратиме Харбине в рамках проведения года России в Китае. Вернулись на родину в хорошем настроении - успех был очевиден.

- Публики было битком, - лаконично сказал участник выставки, заслуженный художник России Виталий Петрович Дроздов. Каталог был раскуплен мгновенно. Пресса, телевидение тепло отозвались о картинах, официальные власти проявили совсем неофициальный интерес. Мэр города Харбина, например, выделил полтора часа для знакомства с русской живописью. На прощание он попросил передать привет своему другу - мэру города Хабаровска.

* * *

Но самым показательным было отношение профессионалов - китайских художников. От них хабаровчане узнали, что, кроме личного интереса, есть постановление политбюро КПК, принятое лет пять назад, в нем говорится об овладении китайскими художниками техникой европейской живописи маслом.
Узнав об этом, я понял, почему китайские коллеги так настойчиво просят для выставок только картины маслом, а графика их не интересует.
Очевидно, принимая постановление, власти исходили из того, что великая страна должна иметь великое искусство. Масляная живопись, по их мнению, великолепно может подойти для этого. Нужно только освоить технику. Техника, безусловно, важна. Но почему в качестве образца китайские товарищи выбрали русскую и советскую живопись? Выбор этот произошел не сейчас. Получив свободу после окончания войны, китайцы многое взяли от нас. Это хорошо видно по архитектуре. Многие китайские здания тех лет кажутся такими знакомыми. В те годы в Академии художеств появились первые китайские студенты. Они впервые и с большим интересом соприкоснулись с новой системой восприятия и воспроизведения реальности во всем богатстве ее многоцветия, материальности, освещения. По картинам тех лет, выполненным китайскими художниками, можно легко узнать их русских учителей. Китайцы полюбили русскую живопись. И сегодня на прилавках книжных магазинов много альбомов о русских художниках. Они очень любят нашего Фешина. Возможно, его хлесткая манера письма сродни их традиционной живописи тушью - гохуа. Мысль эту высказал другой участник выставки Анатолий Блажнов. Очевидно, он прав.
И все-таки техника техникой, манера манерой, но суть искусства совсем не в этом. Главным является внутренний мир автора. Невольно отражаясь в картине, он придает особую ценность произведению. Задумываются ли об этом китайские товарищи? Или они видят в искусстве чисто технологический процесс? Это покажет время.

* * *

Естественно, хабаровчанам было интересно узнать, как живут, чем дышат китайские коллеги, как учатся будущие художники.
Они побывали в художественной школе. Аккуратные детишки в огромном количестве сидели на одинаковых стульчиках, у всех в руках одинаковые кисти, краски и планшеты. И все они разводили одни и те же цвета для покраски одних и тех же мест изображаемого натюрморта. Здесь ценятся точность и дисциплина. Как это не похоже на нашу художественную школу, где дети с первых дней получают творческую свободу и любая отсебятина приветствуется, поощряется и вызывает умиление взрослых. Мы видим в ребенке маленького художника. Они - ученики. И только.
Побывали наши художники и в художественном вузе. В. Дроздов, оценивая рисунок, которому учат китайских студентов, отметил, что он в значительной степени отличается от того, чему учили его самого в Суриковском институте. Рисунок показался ему грубоватым и черным. «Нет деликатности, мало личностного», - добавил он, подумав. Возможно, дело в разнице менталитетов и в разном складе мышления, связанного с художественной традицией? Но то, что среди китайских художников есть великолепные мастера, не подлежит сомнению. В этом хабаровчане убедились, побывав на выставках, в мастерских, просматривая книги и каталоги.
При личных встречах они расспрашивали о том, как живется китайским художникам. Оказалось, что художник в Китае встроен в государственную систему. Точно так же было у нас в советское время. Только китайские товарищи довели систему до полного совершенства.
Все художники поделены на три категории. Самую высокую, первую, имеют участники всекитайских выставок. Художники получают от государства мастерские, квартиры, обеспечиваются заказами. Кроме того, они получают постоянную зарплату, соизмеримую с нашими 15 тысячами рублей.
Все мастерские - с блестящим паркетом, пластиковыми окнами, чистота в них идеальная. В. Дроздов даже выразил сомнение: «Смог ли бы работать в таких стерильных условиях?». Краски, холсты и даже мебель - все выдается бесплатно как рабочий инвентарь: пиши, дорогой художник, в свое удовольствие и на радость зрителям. Но в девять часов придет охранник и попросит оставить казенное помещение. Вдохновение можешь забирать с собой. Прекрасная эта жизнь может кончиться в тот день, когда ты пропустишь всекитайскую выставку. Тогда у тебя отберут мастерскую и все льготы.
Интересная система. Очень, очевидно, эффективная. Но мне, свободному стрелку и большому лентяю, в нее не хочется. Все-таки это производство. А мне хочется тайн и открытий, которыми, если повезет, можно поделиться со зрителями. Но ведь может и не повезти… Что тогда? Отправляться на улицу? Гарантированный хлеб с маслом для художника всегда имел особый привкус. Кому-то он нравится, кому-то - нет. Большинство об этом не задумывается… И все-таки в Китае художник чувствует себя нужным и востребованным. Это, по-моему, очень хорошо. Это дает внутреннюю уверенность, спокойствие. Без этого художники долго не живут. Сами себя терзают творческими муками, а тут еще внешние обстоятельства…

* * *

Еще несколько слов о причинах интереса китайцев к русской школе живописи. Она, пожалуй, единственная сохранившаяся в мире. Поскольку основывается на старой академической, классической системе преподавания. При этом она впитала достижения и открытия импрессионистов через наших В. Коровина, Б. Мусатова, А. Архипова и других мастеров начала ХХ века. Дальше, в авангард и другие «измы», мы не пошли. Нас не пустило сталинское государство. Это сделало советскую Россию заповедником, где работали художники по классическим законам. В Европе так называемое «современное» искусство пошло в крайний индивидуализм, а у нас не прерывалось общение с природой, не прерывался разговор с народом на понятном ему языке. Этому языку и хотят научиться теперь китайские мастера. Если им удастся заговорить по-своему, совместив лучшие традиции Востока и Запада, то, кто знает, может, мы увидим китайское Возрождение?
И еще одно. При всей своей кажущейся отличности от нас китайцы очень близки нам эмоционально в восприятии искусства. Они очень ценят и поют наши народные песни (память о которых так тщательно вытравляется из душ наших детей), они любят наших писателей. В. Распутин объявлен ими величайшим писателем ХХ века. Распутин жив. Много ли о нем мы можем узнать сегодня из средств массовой информации? Более того, мне порой кажется, что китайцы лучше нас понимают и ценят нашу культуру. Мы увязли в американской. Такова сегодняшняя реальность. И мне подумалось с печалью, если мы не придем в разум, не вспомним о корнях, не протрезвеем, наконец, то китайцы поднимут знамя русской культуры. И понесут в свою сторону. Такие мировые ценности на дороге не валяются.
* * *
Хабаровские художники побывали в новом, с иголочки, городе Дацине. Возник он среди болот несколько десятилетий назад. Здесь найдена нефть. Город очень чистый, даже идеальный, с точки зрения экологии. Красиво раскрашенные «качалки» машут своими коромыслами везде: вдоль центральной улицы, в школьных дворах. И везде нет запаха нефти, нет радужных пленок. Белые лебеди плавают в городских прудах. Уровень жизни в городе довольно высокий. Власти построили в память о первопроходцах музей «Стального человека». Как не вспомнить роман Николая Островского, которого до сих пор любят китайцы. «Стальной человек» - конкретный рабочий. Он, рискуя собой, участвовал в ликвидации аварии на нефтяном прииске, переносил все трудности работы среди первозданных топей. Четыре этажа музея повествуют о его подвиге. Музей заполнен скульптурой, панорамами, картинами, личными вещами первостроителей. Понятно, какие ценности ставятся китайским обществом во главу угла и какой они получат результат.

* * *

Закончились пять дней выставки. Многие картины были приобретены, часть вернулась в Хабаровск. Перед отъездом был подписан договор о долгосрочном сотрудничестве и партнерстве в сфере культуры и изобразительного искусства.
Ближайшее крупное мероприятие - ответная выставка китайских художников в Хабаровске. Состоится она в следующем году в рамках мероприятий, проводящихся в связи с годом Китая в России. Приедут лучшие художники провинции Хэйлунцзян. Они привезут свои картины, проведут мастер-класс. Возглавить делегацию собираются высокие официальные лица провинции. Сумеет ли наш Союз художников своими силами достойно принять делегацию, выставку? Без финансовой и административной помощи краевых и городских властей - конечно, нет. В Китае были привлечены значительные средства, и официальное общение было на очень высоком уровне. Хотелось, чтобы китайские хозяева, став гостями, остались довольны встречей…

* * *

И в завершение несколько слов об участниках выставки и их картинах. Главную стену экспозиции, обычно это стена, которая просматривается издалека и как бы «держит» весь зал, заняли холсты В. Дроздова. Тема их - сложность и драматизм бытия в сегодняшней России. Китайцы хорошо осведомлены о наших проблемах, сюжеты картин им оказались близки и понятны.
Несколько работ предоставил заслуженный художник России Н. Долбилкин. Свою живопись он строит не как пассивное изображение, а как активное воздействие. Он часто форсирует звучание цвета, добиваясь от зрителя эмоционального отклика.
Точно так же поступает наш известный художник В. Хрустов. Но, заставляя цвет «гудеть», он не драматизирует его, а стремится добиться мажорного, приподнятого аккорда.
Картины В. Романовой сродни легкому полету бабочки. Касание кисти - как след крыла. Никаких видимых повторов и исправлений. В этом они близки восточной традиции.
Холсты С. Шаропова всегда основательно прописаны. Для этого художника характерна серьезная основательность. Если есть в искусстве такое понятие, как добротность, то оно в полной мере присуще его холстам.
Художник А. Блажнов умеет сочетать декоративность, условность с наблюдаемыми в природе живыми впечатлениями. Поэтому картины его синтезируют мимолетное и вневременное.
Небольшие этюды художника А. Неженского очень музыкальны. Краска для него - одухотворенная материя, из которой он лепит свой мир.
Свои впечатления от родной дальневосточной природы показал заслуженный художник России В. Торгашен. На одном из холстов изображена историческая сцена, связанная с победой над Квантунской армией. Думаю, сюжет этот не оставил равнодушными китайских зрителей.
Натурные этюды, полные живой энергии, показали молодые талантливые хабаровские художники А. Павленкович и Л. Авдеев. Всего было 15 участников. О каждом можно сказать несколько добрых слов, но живопись требует, чтобы ее видели. Поэтому, заканчивая статью, приглашаю вас на выставки. Право, в Хабаровске есть хорошие художники, есть на что посмотреть.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ