Подключение к сетям газораспределения - только по правилам
поиск
5 июля 2025, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Подключение к сетям газораспределения - только по правилам

30.11.2021
Просмотры
899
Государственное регулирование и контроль в отношении субъектов естественных монополий обусловлены характером деятельности соответствующих субъектов (отсутствие конкуренции, существенная рыночная власть на товарном рынке, связанная с технологическими особенностями производства).

Правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.08.1995 № 175-ФЗ «О естественных монополиях», который направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Это в полной мере относится и к подключению потребителей к сетям газораспределения. Порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям установлен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила). 

Примечание: с 18.10.2021 действуют Правила подключения, утвержденные Постановлением правительства РФ от 13.09.2021 № 1547.

- Практика Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), к сожалению, изобилует многочисленными фактами нарушений субъектами естественной монополии Правил, - говорит заместитель руководителя Хабаровского УФАС России Николай Костромеев. - Значительная часть из них связана с нарушением исполнения обязательств перед потребителями по существенным условиям договоров о подключении.

Они, как правило, касаются сроков осуществления мероприятий по подключению (создание или реконструкция) сети газорас­пределения до точек подключения к сети потребителя, подготовки сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства потребителя и пуску газа, а также совершения иных действий по подключению.

Значительная часть дел об административных правонарушениях, рассматриваемых антимонопольным органом в данной сфере, связана с нарушением сроков, предусмотренных дополнительными соглашениями (то есть последующие за первым (общим) сроком осуществления мероприятий по подключению.

Хабаровское УФАС России в своей практике придерживается подхода, согласно которому антимонопольный орган правомочен привлечь субъект естественной монополии к административной ответственности как за нарушение первого (общего) срока, так и за иные последующие нарушения новых сроков подключения объекта потребителя к сети газораспределения.

- В частности, за 2020 год и I полугодие 2021 года Хабаровским УФАС России завершено рассмотрение 17 дел в отношении газораспределительной организации АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», общая сумма наложенных штрафов составила 3250000 рублей, - приводит пример Николай Костромеев.

Нарушение субъектами естественной монополии установленного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям влечет административную ответственность, предусмотренную частями 1 и 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Административный штраф по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ составляет от 100 тысяч до пятисот тысяч рублей, а при повторном совершении нарушения (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ) - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Пунктом 85 Правил установлены различные предельные сроки (в зависимости от категории потребителя, определенной Правилами), в рамках которых субъект естественной монополии обязан совершить весь комплекс мероприятий, направленных на осуществление подключения объектов заявителя к газоснабжению.

В практике Хабаровского УФАС России зачастую встречаются потребители так называемой второй категории, срок осуществления мероприятий по подключению которых не может превышать 1,5 года, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон (подпункт «в» пункта 85 Правил).

Субъект естественной монополии обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения (подпункт «а» пункта 98 Правил).

Вместе с тем, согласно пункту 102 Правил № 1314, изменение условий договора о подключении осуществляется при согласии сторон договора о подключении и оформляется дополнительным соглашением.

Особо необходимо отметить, что для субъекта естественной монополии договор о подключении сохраняет публичный характер как в пределах первоначального срока, так и в рамках последующих сроков, определенных сторонами договора путем оформления дополнительных соглашений, и вплоть до его окончательного исполнения. Иное толкование противоречит существу законодательного регулирования публичных договоров.

В силу статьи 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются в том числе охрана прав и свобод человека и гражданина, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 9.21 КоАП РФ введена в КоАП РФ в целях защиты экономических интересов физических и юридических лиц, охраны прав и свобод человека от противоправных действий (бездействия) субъектов естественной монополии, нарушающих порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям. 

Также соответствующая норма имеет значительный предупредительный потенциал для субъектов естественной монополии, в том числе с учетом величины и характера санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

- Таким образом, обращение заявителя в Хабаровское УФАС России дополнительно с возможностью судебной защиты своих прав является действенным инструментом защиты потребителя от противоправных действий (бездействия) субъектов естественной монополии, - резюмирует Николай Костромеев.