Хабаровский НПЗ - по таким ценам нам бензин выпускать невыгодно

18.11.1999 | АРХИВ | 4м. 53 c. | 438

В очередной раз в начале ноября Хабаровский НПЗ поднял отпускную цену на свою продукцию. И хотя подобную операцию предприятие, начиная с весны, проводит чуть ли не каждый месяц, привыкнуть к этому не может никто. Так как к ударам привыкнуть, в принципе, невозможно. Во всяком случае, у владельцев автотранспорта это не получается.

В очередной раз люди задаются вопросом: почему это происходит и кто остановит этот небывалый топливный взлет? В поисках виноватого мы в первую очередь обратились на Хабаровский НПЗ. Но, увы, там его не нашли. Во-первых, очередное повышение цен, как, впрочем, и все предыдущие, прошли согласование в комитете по политике цен администрации края. А там проще умереть, чем необъективно завысить цену. Во-вторых, Виктор Геннадьевич Лемеха, первый заместитель генерального директора НПЗ, утверждает, что заводу, может быть, даже более чем другим невыгодно это повышение.

- Кому-то, может быть, кажется, что если НПЗ повысил цену, то ему от этого и тепло, и хорошо. Но на самом деле, чем дороже наша продукция, тем труднее ее продать. И в результате сегодняшнего роста ситуация складывается для нас просто критически.

Судите сами: до 17 августа 1998 года наш рынок сбыта был ограничен Хабаровским краем, мы перерабатывали 20-30 тысяч тонн собственной нефти в месяц и прибыли практически не получали.

К весне 1999, благодаря дефолту, росту курса доллара, удорожанию импорта мы довели свою переработку до 150 тысяч тонн в месяц. Практически вытеснили экспортное горючее с Камчатки, Сахалина, с других районов Дальнего Востока. У нас появилась прибыль. И не было серьезного роста наших отпускных цен. Но в это же время для нефтедобытчиков экспорт стал настолько выгоден, что они любыми путями начали выкачивать нефть за границу. Сколько пропускал трубопровод - столько и уходило. При этом торговать внутри России по низким ценам им стало невыгодно, и они загнали нас, а затем и всю страну в угол своими ценами.

- Многие сегодня не видят разницы между нефтедобытчиками и нефтепереработчиками, думая, что это одна команда. Но, судя по всему, вы не просто из разных команд, но еще и, мягко говоря, не особо любите друг друга?

- Дело не в любви, а в противоречии экономических интересов. Сегодня стоимость нефти внутри нефтедобывающих компаний в пределах 1000 рублей, а продается нефть российским переработчикам за 3250 рублей за тонну. То есть очевидно, что такая высокая цена вызвана не затратами, а сиюминутной коньюнктурой. В этой погоне за сверхприбылью с января по октябрь нефтедобытчики подняли цену за тонну нефти с 736 до 3 250 рублей - в 4,5 раза! Причем основной рост произошел в период с августа по октябрь.

В этих условиях для сохранения конкурентоспособности завод вынужден снижать плановую рентабельность своей продукции. В ноябре она составила 4,8 процента, в том числе на неэтилированный АИ-93 - 1,3 процента, а на неэтилированный А-76 - 4,9 процента. Но все равно рынок сбыта Хабаровского НПЗ вновь катастрофически сужается.

Так разве можно сказать, что нам выгодна эта ситуация и эти цены? Ведь мы вынуждены сознательно идти на сокращение объемов переработки собственной нефти, потому что не хотим отдавать свою продукцию себе в убыток или бесплатно.

- Почему же бесплатно?

- Потому что те же энергетики топливо у нас не покупают, а в основном забирают в долг. Так, задолженность Хабаровскэнерго на 1 ноября составляет 9,1 миллиона рублей. Задолженность по северному завозу в октябре выросла с 49 миллионов до 51,6 миллиона. Представляете, какие огромные средства мы субсидируем в государственные программы, теряя свои оборотные фонды. А нефть в результате по все более и более высоким ценам мы покупаем на кредиты.

- Но такая ситуация была всегда, и из нее завод находил выход за счет экспорта и коммерческих продаж за живые деньги.

- Все верно. В среднем за 9 месяцев этого года прибыль с одной тонны топлива, проданного на экспорт, составила 618 рублей, а с тонны на внутреннем рынке - 260 рублей (более чем в два раза меньше). Мы не злоупотребляли этим положением. Лишь 26 процентов реализованной продукции ушло на экспорт, остальное - на внутренний рынок. Показательно в данном случае, что программу северного завоза мы в этом году выполняли даже с опережением графика, а на Николаевскую ТЭЦ завезли мазута даже больше, чем в прошлом году.

Ситуация изменилась, когда в стране начался топливный голод и правительство ввело ограничение отнюдь не на экспорт нефти, а на экспорт наших нефтепродуктов. Хабаровскому НПЗ было разрешено лишь 10 процентов продукции отправлять за рубеж. То есть на нефтепереработчиков была переложена вся тяжесть снабжения топливом селян, северных территорий (неприбыльные, часто безденежные поставки). В то же время ничем не ограниченные нефтяники продолжают гнать экспорт, повышать цены и увеличивать свою сверхприбыль.

Но ведь не нужно быть большим экономистом, чтобы определить, что выгоднее экспортировать сырье или готовую продукцию (нефть или бензин). Сколько раз повторяли, что быть сырьевым придатком невыгодно и унизительно, что экспорт продуктов переработки позволяет сохранять рабочие места, дополнительно получать налоги в бюджет, пенсионные отчисления. Но государство в очередной раз идет вопреки здравому смыслу. Мало административных мер, так правительство ввело еще и экономические, установив экспортную пошлину на нефтепродукты. В результате сегодня, если мы отправим за границу дизтопливо, получим убыток 16 долларов с каждой тонны. Убыток на 93-м бензине составит 40 долларов за тонну, на 76-м бензине - 7 долларов и так далее.

- Но ведь и нефтедобытчикам повысили пошлину?

- Нефтяники тоже платят 10 евро, но нефть им обходится в 40 долларов за тонну. Мы при покупке нефти по 125 долларов платим 10 евро за тонну дизтоплива, 20 евро за бензин и 10 евро за мазут. Согласитесь, разница рентабельности колоссальная.

Таким образом нас заставляют всю готовую продукцию отдавать бесплатно на внутренний рынок, а сырье максимально выкачивают за рубеж...

- А за деньги сегодня в России разве горючее не покупают?

- Мы начали разговор с того, что наша продукция поднимается в цене и почему нас это не устраивает. Вот именно потому, что сегодня вновь становится выгоднее коммерсантам покупать горючее не у нас, а за рубежом. Нам вновь обрезают рынки сбыта. Снова Камчатка, Сахалин переходят на южнокорейский бензин. Приморье - на китайский. Самое интересное, что выпускают его они из российского сырья.

Характерный пример: первый танкер с 81 тонной первой нефти сахалинского шельфа пошел не куда-нибудь, а в порт Ульсан на Ульсанский нефтеперерабатывающий завод. И это не единичный факт, бункеровка судов сегодня уже происходит в основном в Южной Корее. Эта нефть вернется на Сахалин, в Приморский край в виде бензина РОН-95. Мы вновь будем работать на чужую экономику, сокращая и останавливая свое производство.

- Вы действительно можете остановить производство или это просто шантаж?

- Скорее всего мы будем как и год назад перерабатывать только давальческую нефть и получать за это жалкие крохи. Для примера: за 9 месяцев 1999 года НПЗ переработал 755 тысяч тонн своей нефти и получил прибыль в размере 260 миллионов рублей, переработал 815 тысяч тонн давальческой нефти - заработал 2 миллиона. Есть разница?

В результате мы просто не сможем субсидировать свой край и вести свою реконструкцию. Простой пример: в прошлом году мы к 60-летию края запустили новую установку по переработке сжиженного бытового газа. Вложили из собственной прибыли огромные деньги. Газ нужен краю, и мы его сегодня выпускаем, но с рентабельностью минус 36 процентов.

Ни одно предприятие в таких условиях не может существовать.

- Как вы прогнозируете, цены на топливо в Хабаровске в результате будут и дальше расти теми же темпами?

- Сегодня нефтяники практически сравняли цену на нефть на внутреннем рынке с общемировой. То есть теперь она, возможно, не будет расти такими скачками и во многом будет зависеть от колебания курса доллара.

И это, наверное, единственный положительный момент в сегодняшней ситуации.

В. Илин.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу

23.04.2024 09:00
Пособия получат отцы



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов