Автобус тронется, а кто останется?
Арбитражный суд Хабаровского края принял решение начать процедуру банкротства для Хабаровского муниципального автотранспортного предприятия номер три. А это значит, что суд отстранил знаменитого «филиппоборца» - противника Филиппова, депутата краевой думы Валентина Парчинского от руководства его предприятием - ХМАТП-3. И назначил на его место арбитражного управляющего - Николая Илющенко.
О проблемах ХМАТП-3 знал весь город. Все СМИ краевого центра в течение последних лет только и писали о нем. То мэра города не пускали на территорию предприятия, то бастовать пытались, то милицейские наряды появились у проходной. Но бойцовский характер директора и ожесточенная защита коллектива так и не дали бывшему мэру возможности справиться с одним из зачинщиков импичментов. Но новый мэр оказался значительно тоньше, ведь воюй не воюй, а городу без такого предприятия все равно не прожить. Начав процедуру банкротства, муниципалитет решил основную задачу: дал предприятию шанс для выживания, как это ни парадоксально.
Тем не менее, по словам Николая Илющенко, внешнего управляющего ХМАТП-3, неправильная интерпретация некоторых средств массовой информации решения суда уже поставила автобусников в неудобное положение.
- Вот смотрите, СМИ раструбили, что третий автопарк объявили банкротом. У него огромные долги, и теперь он несостоятелен. И все встает с ног на голову. Действительно, арбитражный суд начал процедуру банкротства, но это не значит, что завтра АТП не будет. Мы только начинаем работать. И суд дал нам шанс. Кредиторы вместе с мэрией обдуманно пошли на этот шаг. Ведь сегодня долги предприятия составляют 28 миллионов рублей. Решение же суда ввести внешнее управление замораживает сумму долга больше чем на год и дает мне, как антикризисному менеджеру, шанс организовать работу предприятия по-новому, чтобы оно не только смогло прокормить себя, но и приносило хоть какую-то прибыль. Кроме того, за это время мне предстоит договориться со всеми, перед кем АТП оказалось в долгу. Обсудить с ними, как погашать долги. И подписать между всеми кредиторами и предприятием мировое соглашение.
Но после заявлений некоторых СМИ мне даже за «живые» деньги перестают отпускать горючесмазочные материалы, ссылаясь на то, что «вы же банкроты, и вас завтра продадут с молотка». Вот и получается, что теперь весть о нашей несостоятельности, как круги по воде, поплыла по всему городу. Действительно, процедура банкротства подразумевает два выхода: или ликвидация предприятия, или его оздоровление. В ситуации с транспортниками речь идет именно о санации, то есть о восстановлении предприятия в новом качестве.
Пока Николай Илющенко входит в курс дела и пытается оценить то наследство, которое ему досталось. Сегодня третье предприятие выполняет 13 маршрутов, среди которых самые загруженные - 25, 27, 13, 9. В гаражах и за баранкой работают 860 человек. Задержка по заработной плате составляет около трех месяцев. Того, что зарабатывают автобусники ежедневно, едва хватает на покрытие сиюминутных расходов. Уже сегодня, как заверяет арбитражный управляющий, тарифы на проезд в общественном транспорте не покрывают расходы автобусников, а что же будет дальше? Ведь бензин дорожает чуть ли не ежедневно. Однако антимонопольный комитет, который отслеживает тарифы автобусников, уже заявил, что и четырехрублевый проезд превышает допустимые нормы на сорок копеек. Так что поднять стоимость проезда и решить все проблемы одним махом не удастся.
Директор Валентин Парчинский, по его собственным словам, несмотря на решение суда, не намерен покидать предприятие.
- Я проработал здесь не один десяток лет и без работы не мыслю себе жизни. Пока я не планирую куда-либо уходить и остаюсь на предприятии.
Сейчас он вводит в курс дела нового руководителя и делится своим видением проблем.
В отличие от прошлых конфликтных ситуаций не стали защищать своего бывшего шефа и автобусники. Александр - водитель, который проработал за баранкой уже не один год, высказался так:
- Надоели эти разборки. Семью нужно кормить, детей учить, а зарплату не дают. Мне все равно, кто будет нами руководить. Лишь бы зарплату давали да людей уважали. Может, сейчас хоть что-то удастся сделать. Хотя особо уже не верится, слишком долго ждем улучшений. Главное, чтобы нас не закрыли и не распродали за долги. Иначе все без работы останемся.
По идее, через три месяца на столах у кредиторов и в мэрии появится своеобразный «план Маршалла» - перечень мероприятий, которые должны за 10 -12 месяцев сделать предприятие рентабельным. К его составлению, по словам Николая Николаевича, вместе с ним приступит некоммерческое партнерство антикризисных управляющих края. Их работа начнется в ближайшее время, а пока Николай Илющенко занимается тем, что пытается понять, что же сдерживает развитие предприятия.
- Конечно, я на предприятии всего ничего, и пока говорить о каких-то выводах еще рано. Но кое-что видно даже невооруженным взглядом. Судите сами, только кассиры в автобусах задолжали самому предприятию более шестисот тысяч рублей. Билеты были проданы, а деньги на АТП не поступили. Или вот ситуация. Водитель где-то в пути сломался. Приезжает к механику и ждет, пока тот устранит поломку. Ремонт может длиться несколько часов, на маршруте автобусов не хватает, предприятие несет убытки, а водитель сидит в АТП и спокойно получает свою почасовую зарплату. Спрашивается, почему он не сел на другую машину и не вышел на маршрут?
У предприятия есть несколько социальных объектов, не связанных с основной деятельностью ХМАТП. У нового руководителя есть намерение выяснить - а нужны ли они, может, от чего-то стоит избавиться? Есть имущество, которое числится на балансе. Его необходимость будет проверена, и от ненужного будем избавляться. За него взимаются налоги, а никакой прибыли автобусникам оно не приносит. Но новый менеджер тут намерен быть весьма осторожным. Ведь нужно помнить, что это еще и муниципальная собственность, а потому никакой повальной распродажи не будет. По мере погашения задолженности по зарплате новый руководитель намерен увеличить и требования к трудовой дисциплине.
- И пусть профсоюз готовится к тому, что мы будем с ним очень плотно работать. Ведь какие бы планы развития мы не писали, без хорошей и слаженной работы коллектива нам не обойтись. Будет пересматриваться и штатное расписание АТП. Никаких повальных увольнений не предвидится, а вот от тех, кто предприятию не нужен, будем избавляться. Как и от того имущества, которое висит на балансе предприятия.
Кстати сказать, у Николая Илюшенко это назначение - далеко не первое. За плечами не одна завершенная процедура цивилизованного банкротства фирм, да и опыт финансового оздоровления тоже есть. Так, помимо АТП, сейчас у Николая Николаевича есть еще одно внешнее управление. Одна из оптовых баз, выполнявших в годы строительства коммунизма госзаказы, после целого ряда неудачных сделок оказалась на грани банкротства. «После назначения на внешнее управление, - рассказывает Николай Николаевич, - на базу пришлось пробиваться с милицией, почти так же, как показывают по телевизору. Зато теперь предприятие практически расплатилось с долгами».
Кроме того, Николай Илюшенко уже получил определенное признание на всероссийском уровне. Недавно он вошел в число двенадцати менеджеров, которые были признаны лучшими антикризисными управляющими на Дальнем Востоке, а позже поедут бороться за победу в Москву. Так что у предприятия, судя по намерениям и опыту его арбитражного управляющего, может появиться шанс выжить.
Готовьте деньги за проезд, господа!
Александр Пимин.