«Мир входящему!» на должность мэра
Трудно сказать, для себя ли самого постарался нынешний мэр Комсомольска-на-Амуре, идущий снова на выборы, или для своего преемника, но факт остается фактом: кого бы 10 декабря ни избрали на должность главы города, он будет иметь максимум прав и социальных гарантий при минимуме ответственности.
Конечно, считать В. Михалева автором «Положения о статусе главы города Комсомольска-на-Амуре» нельзя, хоть он и входит в состав городской думы и даже председательствует на ее заседаниях - над этим образчиком бюрократического творчества весь депутатский корпус потрудился. Но коль скоро именно Владимир Петрович собственноручно подписал решение об утверждении документа, который стал прочным фундаментом благополучия как ныне здравствующего главы города (то есть его самого), так и всех последующих, то отношение к созданному городской думой произведению он определенно имеет, хотя вряд ли в том захочет признаться.
И никто из депутатов не пожелает этого сделать. Давно известно, что в случае успеха произведения каждый стоявший рядом претендует на ведущую роль в процессе созидания, а в случае провала тут же готов обвинить в бездарности кого-либо другого. Вот почему, сколько бы мы не кричали: «Автора!», вряд ли хоть один из законотворцев признается, какую именно лепту внес он в пресловутое положение о статусе мэра. Выйти из-за кулис на всеобщее обозрение не побоится, пожалуй, лишь тот, кто помимо многочисленных льгот и прав для главы города вспомнил, в конце концов, и об ответственности, без которой немыслима деятельность любого должностного лица. Однако и его, думается, не наградили бы бурными аплодисментами: маленький абзац, в котором заключена вся ответственность первого руководителя Комсомольска-на-Амуре, увы, не насчитывает даже десяти строк.
Не поленилась и подсчитала количество строк в другой статье положения о статусе мэра, где говорится о его денежном содержании. Их оказалось ровно в девять раз больше! Надо полагать, что короче написать о таком важном предмете, как зарплата главы города, депутаты просто не смогли. Ну разве могли они быть лаконичными, определяя и закрепляя законодательно каждый пункт, из которого складывается денежное довольствие мэра. Одного должностного оклада депутатам показалось мало, вот и добавили они к нему огромное количество всевозможных надбавок: за квалификационный разряд, сложность работы и ее напряженность, специальный режим муниципальной службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за выслугу лет, районный коэффициент к заработной плате, процентная надбавка за непрерывный стаж работы в учреждениях, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и т. д. (Интересно, а сколько надбавок положено к окладу В. Путина? По-моему, меньше...). Не забыли депутаты также и о премиях, и, конечно же, о материальной помощи.
Затем каждый из этих пунктов был обозначен в процентном соотношении. Щедрость при этом была проявлена необыкновенная. Самая маленькая надбавка полагается мэру за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - от 10 до 25 процентов от оклада. Чтобы получить еще 40 процентов к нему, достаточно один год из четырех положенных просидеть в кресле главы города. Остальные надбавки в основном составляют либо половину должностного оклада, либо половину всей его заработной платы. Надо полагать, конечный итог получится впечатляющим, ведь оклад мэру наверняка положен немаленький.
Но если б только описание денежного содержания главы Комсомольска-на-Амуре превалировало над скромной статьей о его ответственности! Сочиняя положение о статусе мэра, депутаты городской думы учли практически все: гарантии его неприкосновенности (как же в нашей стране без этого!), трудовых прав, социальные гарантии и освобождение от военной службы. Как и каждый человек, уходящий на заслуженный отдых, глава города, конечно же, имеет право на пенсию. Но поскольку он все же мэр и этим отличается от простых граждан, то депутаты для него опять же предусмотрели доплату, которая чаще всего по установившейся практике в два-три раза превышает саму пенсию.
Кроме того, глава Комсомольска-на-Амуре и члены его семьи (к ним, кстати, депутаты отнесли не только супругу, детей и престарелых родителей, но даже иных нетрудоспособных родственников, проживающих с мэром в одной квартире), согласно этому положению, имеют право на оказание как амбулаторной, так и стационарной медицинской помощи в любой больнице города за счет средств городского бюджета. Вряд ли кто из жителей Комсомольска-на-Амуре, избирая главу, подозревает о том, как дорого он и его родственники обойдутся городской казне. Ведь и страхование мэра производится за счет бюджетных средств, и квартира оплачивается налогоплательщиками.
Как известно, служебное жилье у нас никак не может прижиться. Первыми, конечно же, подают пример депутаты Государственной думы, ни один из которых после окончания срока своих полномочий не поспешил освободить столичную квартиру (подробнее об этом можно спросить у экс-депутата Н. Камышинского). И в Хабаровской краевой думе законодатели придерживаются этой же политики. А раз так, то чему, спрашивается, удивляться, если и в Комсомольске-на-Амуре депутаты не посчитали нужным определять своему мэру жилье как служебное? В результате каждому избранному главе города нужно предоставлять новые хоромы из расчета не менее 12 квадратных метров на каждого домочадца, сколько бы их не было, плюс дополнительная жилая площадь в виде комнаты, площадь которой не уточняется. Тут в пору призадуматься и из одних только соображений экономии проголосовать на предстоящих выборах за ныне действующего главу города - не резон ведь так сильно тратиться каждые четыре года.
Интересно, подсчитывал ли кто из авторов положения о статусе главы, во что суммарно выльется придуманная ими статья об отпуске главы города? У меня, например, при подсчете получилось 64 рабочих (!) дня, а календарных, следовательно, - больше трех месяцев. Целый квартал в году может отдыхать мэр (такой отпуск даже президенту России не положен!). Немного же остается на «напряженный и специальный режим работы»... Может, потому и об ответственности мэра так мало написано в положении о его статусе?
Возникает и другой вопрос: имеют ли депутаты городской думы, претендующие на роль законотворцев, хоть малейшее представление о том, чем отличаются друг от друга понятия «статус» и «льготы»?
Согласно канонам науки административного права, правовой статус любого должностного лица состоит из его прав, обязанностей, гарантий деятельности, социальной защищенности и ответственности. Легко заметить, что с правами, гарантиями и социальной защищенностью главы Комсомольска-на-Амуре в пресловутом положении все в порядке. С обязанностями дело обстоит похуже - уж больно расплывчато они описаны. А вот ответственности и вовсе нет никакой, потому что даже в тех десяти строках, о которых упоминалось выше, по большому счету, сущая чепуха написана. Фраза о том, что глава города несет ответственность перед населением и государством «в соответствии с действующим законодательством», звучит, конечно же, громко. Но, как за барабанным звуком, за этим лукавым выражением одна лишь пустота. На сегодняшний день существует лишь один федеральный закон, где сказано, что глава муниципального образования может быть отстранен от должности губернатором, да и то лишь в том случае, если мэр не отменит свои же незаконные постановления. Всего остального в законодательстве просто-напросто нет. Ну разве что глава города на преступлении попадется. Но что в этих случаях бывает, тоже хорошо известно.
Кто, к примеру, вправе объявить мэру хотя бы выговор? Ответ очевиден. А по теории и жизненной необходимости за все должна быть прописана ответственность: и за плохое состояние дорог, и за отсутствие тепла в домах, и за наши вечные помойки, и за неспособность, к примеру, обеспечить общественный порядок на улицах города. Вспомните, сколько было претензий у жителей Хабаровска к бывшему мэру П. Филиппову. Но кроме едва ли не каждодневного склонения его фамилии в средствах массовой информации ни за какое упущение в своей работе он не пострадал - даже волос с головы не упал. И тоже все вроде бы по закону. Так, может, настала пора менять подобные законы, уставы и положения о льготах для тех, кто должен работать для блага избравшего населения, а не за счет его?
Говорят, депутаты городской думы Комсомольска-на-Амуре чуть ли не всем своим составом вновь хотят туда податься. Но если им понравилось творить нормативные акты, дорогостоящие для бюджета и совершенно бесполезные обществу, то избирателям вряд ли придется по душе скверный сценарий льгот и полной безответственности.
Татьяна СЛЕПЦОВА.