Кепка Куросавы

23.11.2000 | АРХИВ | 5м. 13 c. | 448

Двадцать пять лет назад в окрестностях приморского города Арсеньева велись съемки фильма «Дерсу Узала». На роль В.К. Арсеньева был приглашен Юрий Соломин, его верного спутника по таежным дебрям Дерсу играл Максим Мунзук. А вот режиссером этого «русского» фильма был знаменитый японский режиссер Акира Куросава.

Почему именно он взялся за экранизацию непреходящего арсеньевского бестселлера? Случайностей в этом событии почти нет. Об этом в свое время не раз говорил и сам режиссер. «В русской литературе меня более всего привлекает (речь идет о нашей классике. - А.Г.) гениальное проникновение ее корифеев в духовный мир человека. Японцы воспитываются на русской классике. Я врос в нее настолько, что это отразилось на моем творчестве». Это было сказано на VII Московском кинофестивале, где новая лента мастера «Под стук трамвайных колес» (1970 г.) была показана вне конкурса. Перед ее демонстрацией японский гость признался, что снял фильм под влиянием произведений Чехова и других русских писателей. Хабаровчане - любители кино смотрели эту ленту на клубном показе «Киноглаза» и были поражены редким, непривычным новаторским киноязыком режиссера.

А через несколько лет Акира Куросава оказался в Хабаровске, ненадолго правда, проездом в Приморье, где искал места для съемок «Дерсу Узала». Хабаровский киновед Эдуард Корчмарев встречался с гостем и беседовал с ним. Вот что он вспоминает.

- Куросава остановился в гостинице «Центральная», он прилетел из Москвы, чтобы ехать в Арсеньев. На встречу мы пришли с тогдашним журналистом «Молодого дальневосточника» Юрием Лепским. И вот в холле второго этажа появился почти баскетбольного роста (180 см) человек в сопровождении переводчика. Держался он приветливо, никакого величия или снобизма. Сам факт, что такой мастер согласился беседовать с двумя журналистами в провинциальном Хабаровске, о многом говорил. Человек он оказался отзывчивый. Беседа длилась долго, часа три, наши вопросы и его ответы переводились, и это удлиняло время беседы. В основном мы спрашивали о том, почему он взялся экранизировать книгу о Дерсу. Он отвечал, что книга В. Арсеньева им была прочитана давно, и она потрясла, а образ Дерсу Узала чрезвычайно увлек режиссера. Он давно хотел снять об этом фильм, но не получалось.

- Это большое счастье, - сказал режиссер, - что мы будем снимать ленту в тех местах, которые описаны у Арсеньева. Дерсу - человек природный, он не только живет в этой среде, но и слился с ней. Вот чем он мне интересен...

Куросава много говорил о своей бесконечной любви к русской литературе, к Достоевскому, Чехову, о том, почему и как он снимал фильмы по книгам наших классиков. Слушая Куросаву, я подумал о том, что эти слова мастера - не простая дань культуре страны, в которой он оказался. Это было признание большого художника в своей привязанности к удивительно человечной русской литературе.

До сих пор с трепетом беру в руки потрепанный, даже без обложки, томик вестника «На экранах мира», на котором и оставил свой автограф Куросава, написав его по-русски и привычными для него иероглифами.

К этому времени Куросава был едва ли не самым знаменитым кинорежиссером мирового кинематографа, мастером-новатором. На его счету уже был «оскароносный» «Расёмон», снятый еще в 1950 году по рассказу Р. Акутагавы «Семь самураев», «Красная борода» и другие. В перечне режиссерских работ Куросавы были и его «русские» фильмы: «Идиот» по Ф.М. Достоевскому, «На дне» по М. Горькому. «Русский» след в его творчестве очевиден и однозначен, режиссером двигал искренний и глубокий интерес к нашей культуре. И все же, хотя в активе японского режиссера ко времени съемок «Дерсу» было с десяток фильмов, два «Оскара» и мировая известность, на родине не все просто и легко складывалось с его творчеством. После «Семи самураев» Куросаву стали обвинять в том, что он поставил «западный» фильм-вестерн. На что мастер отвечал: «Я всегда думал о японском историческом фильме, что в нем никогда не используются достижения современного киноискусства и что он исторически поверхностен... Вестерны делались всегда, недаром сейчас создалась своего рода грамматика вестерна. Этой грамматике я и учился». Именно из-за популярности своих картин на Западе не избежал режиссер критических нападок от соотечественников, его упрекали в отходе от многолетних традиций японского «фехтовального» кино, разрушением кодекса самурайской чести «бусидо». Режиссер никогда и не скрывал своего интереса и открытости к иной культуре, в том числе и кинематографической, более того, со временем переосмыслив традиции интересовавшего его американского вестерна, он оказывал обратное действие на жанр. Подтверждение этого - появление в 1960 году известного фильма американца Д. Стерджеса «Великолепная семерка», явившегося нескрываемым римейком (повтором) «Семи самураев» Куросавы.

И все же... Мастеру жилось непросто. Ему не удалось осуществить замысел снять фильм в Голливуде, куда его пригласили поставить картину по своему сценарию «Поезд-беглец». (Позже этот фильм снял здесь наш А. Кончаловский.) Рухнул еще один американский проект «Тора, Тора, Тора!» - о нападении японцев на Перл-Харбор. Режиссер вспоминал: «Компанию «ХХ век Фокс» не устраивала моя трактовка темы: показать, что и среди японцев были противники войны. Американцы хотели представить войну как боевик с эффектными сценами. Я же считаю, что подобные картины должны вызывать страх и ненависть к войне».

Все это сказывалось на творчестве режиссера не самым лучшим образом, у него были периоды тяжелейшей депрессии, а банкротство собственной кинокомпании стало причиной нервного срыва - режиссер совершил попытку самоубийства, вскрыв вену на запястье лезвием бритвы.

На родине и за рубежом сложилось мнение, что великий режиссер кончился, желающих вкладывать деньги в его фильмы не находилось. В это трудное время Куросава охотно принял предложение «Мосфильма» снять фильм «Дерсу Узала». Охотно потому, что раньше он высказывал желание снять картину по книге В.К. Арсеньева. Приехав в Москву второй раз, он признался: «Три десятилетия назад, когда впервые у меня возник замысел экранизации книги «Дерсу Узала», я не мог предположить, что фильм станет актуален в наши дни. Это гимн гармоничному единению человека с природой. Разрушение этого единения может обернуться катастрофой».

И вот четверть века спустя сын великого режиссера Хисао Куросава напомнил всему миру о своем отце и его фильме-«оскароносце» «Дерсу Узала». В октябре этого года в приморский город Арсеньев прибыла группа японских кинодокументалистов, чтобы снять материал для фильма о самом Акире Куросаве, вернее, об арсеньевском периоде его творчества. Великого мастера уже нет в живых, но его сын Хисао, генеральный директор продюсерского центра «Кurosava production», снимает этот фильм по заказу японской государственной телерадиокомпании «NHK». До этого, в сентябре, в Арсеньеве побывал японский продюсер Усияма Синити, он осмотрел места съемок «Дерсу Узала», встретился с людьми, сотрудничавшими 25 лет назад с легендарным японским режиссером. Съемки велись в окрестностях города в нынешнем октябре. В единственном кинотеатре Арсеньева с аншлагами демонстрировался фильм об Арсеньеве и Дерсу. Многие зрители вспоминали о том, как Акира Куросава работал здесь. За их воспоминаниями и приехал сын режиссера, который намерен в 45-минутном фильме рассказать о творчестве своего отца. Будет в нем и арсеньевский период. Фильм называется «Бейсболка» (кепка) Куросавы». По словам Хисао, «отец на съемочной площадке все время надевал кепку, и она стала своего рода символом его творчества, фирменным знаком, что ли. Поэтому мы выбрали для фильма такое необычное название». Киноактеры, прилетевшие на эту встречу, хорошо помнят работу с Куросавой и считают ее поворотным моментом в своей карьере. Те несколько месяцев, проведенные с мастером, дали им больше, чем годы работы в театре и кино. И актеры, и исполнители эпизодических ролей, которыми были и местные жители, рассказали и даже показали сыну, как работал его отец. Хисао это было очень важно знать - фильм задуман как воспоминания сына об отце и рассказы тех людей, кто работал с Куросавой. Одним из них в этом фильме будет и исполнитель роли В.К. Арсеньева народный артист России Юрий Соломин, с которым съемочная группа встречалась в Москве. «Кепка Куросавы» выйдет на экраны Японии в декабре в рамках цикла «Великие люди Японии».

...В течение восьми месяцев съемок фильма «Дерсу Узала» Акира Куросава не снимал со своей головы бейсболку с длинным козырьком. После смерти режиссера кепку положили в его могилу.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение

17.04.2024 13:34
Эксперты ВТБ: в 2024 году выдачи ипотеки в России составят 4,6-5,1 трлн рублей



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов