Мухомор начинал свою карьеру в Хабаровске
Популярный киноактер Юрий Кузнецов взлетал в сегодняшнюю известность с хабаровской сцены лет тридцать назад. Закончив театральный факультет института искусств во Владивостоке, Кузнецов вместе с женой-актрисой Валей Луневой направление получил в Хабаровск, в краевой театр драмы, где и началась его актерская судьба.
Студенческие годы не всегда проецируют будущую профессиональную биографию человека, но они закладывают ее основы, своеобразный фундамент личности. К сожалению, далеко не со всеми это происходит. Мне удалось отыскать кузнецовского однокашника по альма-матер и поговорить с ним о далекой студенческой поре. Это нынешний директор краевого театра драмы, заслуженный артист России Анатолий Александрович Шутов. С Кузнецовым он учился на одном факультете курсом позже.
- На том курсе взрастали две будущие кинозвезды - Александр Михайлов и Юрий Кузнецов. Первый жил с мамой, в небольшом деревянном домике, а Юра был наш, общежитский, потому и общались мы с ним чаще. Тем более, что я был комсоргом факультета. Примечательны были оба эти студента, но каждый по-своему. У Саши не совсем хорошо складывалась вначале учеба, парень был видный, высокий, и слава уже ходила за ним тенью. А вот Юра привлекал другими качествами - был немногословен, сосредоточен и как бы погружен в себя. Никогда не стремился чем-то выделяться, за любое дело брался основательно, без суеты. Курс этот был в некотором роде оригинальный - руководил им главный режиссер драмтеатра и почти всех ребят он приглашал работать в спектаклях. Оставалось мало времени на развлечения. Ближе к концу учебы Юра и Валя поженились, что вызвало недоумение и обсуждалось в общежитии: Лунева была одной из красивейших студенток, Юра обладал внешностью обычной. Как же он ее увлек?
- Потом, когда ребята уехали в Хабаровск, - рассказывал мне Шутов, - начиналось, мне кажется, совсем неблестяще. В каждом театре тогда к молодым артистам относились без пиетета, докажи-ка вначале, на что способен. А как доказать? Только хорошей ролью, а не крохотным эпизодом. Я встречался в то время с Кузнецовым, и у меня осталось такое впечатление. Так, во всяком случае, было до прихода в театр нового главного режиссера А. Найденова, он-то и открыл Кузнецова.
Что же было до Найденова? Ничего особенного в судьбе молодого актера не произошло. На сцене он выделялся - молодой, стройный, круглолицый, этакий русский типаж так и просился на роль современника. Заслуженный артист Сергей Лычев, и сейчас работающий в театре, припоминает:
- Кажется, в 70-м году мы с Юрой играли в какой-то инсценировке на местном телевидении у режиссера Л. Славутской. У Кузнецова там была небольшая роль чудаковатого парня, сыграл он ее смешно, достоверно и точно. А вот в театре мы встретились в 1971 году в «Бременских музыкантах», оба были героями-недотепами, известными всем очень хорошо. Думаю, первую серьезную роль Кузнецов получил в «Даме-невидимке», где я был одним из героев спектакля, а Юре поручили роль слуги, этакого представителя народа. Потом пришел Найденов, и в спектакле по пьесе «Власть тьмы» Кузнецов в роли Никиты и стал открытием. Потом пошли другие роли - в «Бане» Маяковского это Велосипедкин, в спектакле «Над белой водой» он играл героя - молодого современника, но это была роль проходная. У меня, во всяком случае, ярких впечатлений не осталось, таким же он был и в спектакле «Каленов яр». Мне кажется, что его уделом в театре становились роли острохарактерные, а вот социальные ему давались меньше, видимо, он к ним и не стремился.
Лычев прав - роль Никиты у Кузнецова получилась очень выпуклой. Припоминаю этот неординарный спектакль Найденова, погруженный в исследование сложных человеческих взаимоотношений, психологию. Хороши были отзывы театральных рецензентов - все обязательно уделяли внимание работе Кузнецова.
У коллеги Лычева Эдуарда Сергеевича Мосина осталось свое впечатление от актера Кузнецова:
- Это был весьма пытливый молодой человек, как актер он всегда стремился к достоверности характера, к его правде. Парень он был начитанный, скромный, мне всегда было интересно с ним беседовать.
Все же театр, в принципе, не стал уделом Кузнецова, видимо, он не во всем его удовлетворял. Не случайно он с готовностью откликался на приглашения с телевидения и с удовольствием смотрел в камеру. Это его влечение и подметила еще тогда хабаровский телережиссер Лилия Славутская.
- Кузнецов охотно, с желанием откликался на все наши предложения сниматься в инсценировках. Он умел быть перед камерой удивительно органичным, сосредоточенным, очень точно на нее работал. Можно было снимать крупным планом его лицо, он мог молчать, только смотреть, и это всегда было значимо. Работать с ним - одно удовольствие, Юра не позволял себе опозданий, не был суетным и мог поспорить с режиссерской установкой, предложить свое видение ситуации. Не любил много разговаривать, никакого участия в театральных интригах не принимал. Я как-то ему даже сказала: жил бы ты в Москве или Питере - давно бы уже снимался. Впечатления остались очень приятные, Юра всегда умел тихо закрыть дверь и попрощаться. Уехав из Хабаровска, по случаю всегда передавал приветы и добрые пожелания.
Из Хабаровска Кузнецова переманили в Омск, в лучший тогда периферийный театр страны. Отработал здесь недолго и оказался в городе на Неве, актером Ленинградского театра комедии. Этот своеобразный «маршрут» Хабаровск - Омск - Ленинград был хорошо обкатан. И в сибирском театре, и на ленинградских сценах преуспевали многие хабаровские актеры. Формально его повторил и Кузнецов, только результат был другим: из театра он все равно уйдет. Шутов, работавший в 80-е годы директором драмтеатра города юности, нередко бывал в Ленинграде и встречался с Кузнецовым, ходил на его спектакли, хорошо помнит роль в «Бешеных деньгах».
- Все у него складывалось вроде бы нормально. Кузнецов был даже членом худсовета театра, но, видимо, перед ним уже маячило кино, он уже начал сниматься, и, естественно, возникли трения с театральным руководством. Да и в семье тоже непросто сложилось, бывая дома у Кузнецова, я это ощущал. Все кончится разводом. А кто его привел в кино? Думаю, без Саши Михайлова тут не обошлось, не мешал этому и тогдашний директор театра комедии Губанов, также связанный с кино... Однажды мы встретились с Кузнецовым случайно в московской гостинице, Юра познакомил со своей будущей новой женой. Посидели, поговорили о его работе в кино. Он был доволен и много о театре не вспоминал. Сегодня, когда я вижу его на экране в самых разных киноролях, мало чему удивляюсь. Все, что он делает на экране, - он умел всегда, мог лихо сыграть характер, разыграть сценку, и это было правдиво, смешно. Как актер он очень органичен, бог отпустил ему талант, остального добился сам - известности, уважения. В Питере мы ездили к нему домой трамваем, Кузнецова узнавали, здоровались. Мало чем изменился человек с той студенческой поры: так же скромен, не допускает хамства или чванства. Таким вижу его издалека: в любимой кепке, с дипломатом в руке, где хлеб, колбаса, молоко... Не очень уютно ему жилось.
Театр не стал любимым домом Кузнецова, его заменило кино. Первая большая роль была в фильме «Торпедоносцы» (1983 год). Начало оказалось удачным, его стали сразу же приглашать самые разные кинорежиссеры, он снимался в трех-четырех фильмах в год, а в 1988 году их было целых пять! Среди них - «Утомленные солнцем», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Штаны»... Кузнецовская фильмография насчитывает шестьдесят картин, включая телевизионные ленты, самой популярной из которых стала «Улицы разбитых фонарей». Туповатый, зашоренный ментовскими догмами «товарищ подполковник», Мухомор в исполнении Кузнецова вылеплен им, кажется, из ничего. Расхожие фразы («в городе министр, а вы тут...»), не очень свежий мундир, «неслужебная» походка, путаная речь и выразительно «говорящие» глаза. Из этого «ничего» возникает вполне узнаваемый образ.
В знаменитом фильме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» Кузнецов был настолько типажным, взятым из прошлого времени, что он даже не воспринимался актерской работой. Ментов и злодеев различных лет нашей жизни на счету Кузнецов немало, и все они непохожие. Не случайно на съемках фильма «Капитанская дочка» в Оренбурге местная милиция специально для Кузнецова устроила теплый прием с банкетом...
Очень непривычной (и не типичной) стала его роль в знаменитом «Брате». Это персонаж по имени Немец, с которым общается юный Данила. У немца фамилия Гофман и русское лицо прекрасного актера Юрия Кузнецова - русее не бывает. Он обитает в основном на кладбище - то есть на границе жизни и смерти, где лежат его предки, и слова «жизнь» и «смерть» - из его словаря. В мире, где у всех без исключения персонажей внешность состарившихся, но так и не выросших детей, он - единственный настоящий пожилой (то есть поживший, проживший жизнь человек). Среди непрестанно движущихся, кричащих действующих персонажей он единственный, кто просто смотрит удивительно светлыми глазами.
Вот как дано актеру представить очень скромный, эпизодический персонаж в галерее человеческих лиц. Это умеет делать Кузнецов.
...Интересно, вспоминает ли актер хабаровский театр? И как часто? Или - никогда?
А. Шутов, между тем, обещает пригласить Ю. Кузнецова в Хабаровск.
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.