Не хотите быть «чайниками»? Поучитесь у хабаровских амазонок

26.01.2002 | АРХИВ | 5м. 11 c. | 271

К женщинам-водителям отношусь с особой симпатией. Вопреки расхожему мнению считаю, что они далеко не «катастрофа на дороге» и даже не «фашист с гранатой». Женщина за рулем - это очень современно и элегантно.

Однако потребность поставить себя в один ряд с коллегами-мужчинами на автомобильной полосе у многих хабаровчанок родилась по-разному. Для одних - это жизненная необходимость, для других - дань женской эмансипации.

По наблюдениям инспекторов ГИБДД, примерно около двадцати процентов всех машин в Хабаровске управляются женщинами. Наверное, это не так уж и много. Зато среди слабого пола встречаются такие водители, которые вполне могут дать фору мужчинам.

Шутка ли, но Фаина Яковлевна Рухлова водит машину почти 50 лет. Впервые села за баранку автомобиля ГАЗ - АА летом 1943 года, когда служила в артиллерийском полку в Биробиджане. Ей да еще одной девушке после специальных курсов доверили возить солдат и оружие. Не раз попадала она и в комичные ситуации. Как-то поручили ей встретить артистов из Хабаровского театра драмы.

- Они люди известные, постаралась я ехать осторожно и медленно, а дороги разбитые, грязные, машину из стороны в сторону бросает, их, бедных, там, видно, вообще растрясло, - вспоминает она.

Хотя и неудобно было пассажирам в кузове старенького грузовика, но когда доехали до места, вида не подали. «Так, значит, вот кто нас вез, - улыбаясь, заметил руководитель труппы, когда маленькая девчушка в ушитой армейской форме вылезла из кабины. - Спасибо», - похлопал он ее по плечу.

Первую и престижную по тем временам машину - «Москвич-401» семье Рухловых удалось купить только в 1954 году. Водили ее на пару с мужем, ездили вместе с детьми на природу, дачу и даже море. Фаина Яковлевна говорит, что весь Дальний Восток по автомобильным трассам изучили. Умение водить автомобиль здорово помогало и в самых обычных бытовых ситуациях. Рухлова работала корреспондентом в газете «Колхозная правда», поэтому многие свои материалы делала, колеся на своем авто по районам края.

Не изменяет своей привычке и сейчас в свои... 78 лет. «Жигуленок», купленный в 1986 году, до сих пор выручает, на даче незаменимый помощник.

- Как-то отдала его в ремонт, еле доехала с ведрами и сумками с дачи. Без машины ну просто никак, - рассказывает она. Может быть, поэтому каждый год беспокоится перед медицинской комиссией, а вдруг не дадут разрешение на управление автомобилем.

- Я себя хорошо чувствую, - не перестает она удивлять медиков. - К тому же в правилах дорожного движения про возраст ничего не сказано.

И при этом Рухлова задорно добавляет:

- Американки водят автомобили и в 90 лет, я тоже хочу!

Впрочем, только зимой, бывает, загрустит Фаина Яковлевна - «Жигули» переживают морозы в гараже. Наверное, поэтому с нетерпением и ждет первых теплых весенних деньков.

Тогда из гаража свою машину выводит и другая хабаровчанка - Валентина Ивановна Толстоногова, доцент, кандидат медицинских наук, консультант-невропатолог городской больницы № 3. С недавних пор она пересела за руль комфортной «японки» - «Тойота-Спринтер».

- У нее автомат, а это очень удобно, особенно для женщины, - говорит она. И со смехом вспоминает, как первое время мучилась на модной «Волге» (купить которую без блата в семидесятые годы просто было невозможно). Однако муж работал тогда на Кубе, получил чеки, и машину привезли аж из Москвы.

- Однажды остановилась я на перекрестке улиц Карла Маркса и Дзержинского на светофоре. А там пригорочек, машина заглохла, завожу, не могу переключить скорости и все тут, даже назад катиться стала. Сзади машины сигналят, а я застряла, уже «зеленый» опять на «красный» переключился. Тут какой-то мужчина с пешеходного перехода резко подбежал к машине, открыл дверь и скомандовал: «Двигайся!» Сел на мое место, завел и перевез меня на другую сторону. Это уже спустя время я к «Волге» привыкла.

Между прочим, если бы не настойчивость самой Валентины Ивановны и почти не женское желание научиться водить, вряд ли сейчас в 73 года она управляла бы «Спринтером». В свое время муж был против. На помощь пришел свекор, он-то и учил Валентину Ивановну, да так, что она без проблем сдала экзамены в ГАИ и получила права. Зато теперь муж Толстоноговой рад, что автомобилем занимается только Валентина Ивановна.

Ее пятнадцатилетний внук Денис теперь не хуже любого американского мальчишки умеет ладить с машиной. Впервые бабушка посадила его за руль в девять лет, даже подушку пришлось подкладывать. Теперь на проселочных дорогах возле дачи Денис рассекает не хуже своей учительницы, что дает право Валентине Ивановне им гордиться. Может быть, при этом вспоминает она и свои первые километры, и то, что была в Хабаровске одной из первых женщин, умеющих управлять автомобилем.

Это сейчас женщины всех возрастов и профессий безбоязненно садятся на новенькие лакированные иномарки и с успехом справляются даже с джипами. Хотя некоторые мужчины-водители нет-нет да презрительно фыркнут, мол, женщина за рулем - это катастрофа. Наши героини с этим категорически не согласны и уверены, что женщина даже по своей природе аккуратнее и внимательнее мужчины. А есть ли среди них рискованные лихачки или те, кого по известной причине лишили права управления автомобилем на целый год? Вряд ли.

- Неопытные женщины и неопытные мужчины за рулем одинаково опасны. Но вот гораздо опаснее опытный и самоуверенный водитель-мужчина, - к такому выводу пришла депутат краевой думы Светлана Жукова. Она водит автомобиль уже около десяти лет и успела заметить, что многие водители на дорогах просто не желают думать о других. Не показать поворот или лихо подрезать чужой автомобиль при обгоне - это в порядке вещей. Какая там водительская культура?!

Хотя не только это, по словам Светланы Жуковой, создает нынче проблемы хабаровским автолюбителям.

- В центральной части города все магазины и крупные офисы были построены без парковок, не было их, похоже, в проекте. Это создает массу проблем многим водителям, которые чаще готовы заплатить штраф, лишь бы поставить машину удобнее, пусть даже и в неположенном месте. Возьмите ту же гостиницу «Дальний Восток» - если там планируется открыть современный деловой центр, то он просто невозможен без современной удобной парковки, - рассказывает она.

Кстати, первый автомобиль «Тойота-Королла» ей пригнали братья-моряки из Находки.

- Не фасонистая, конечно, но удобная и практичная, даже не жалко будет ее убить, если что, - пошутили они тогда. С тех пор в семье Жуковых побывали «Судзуки-Эскудо», «Карина», которые потом были удачно проданы и заменены моделью поновее. Кстати, к другим владельцам авто переходили в достаточно приличном состоянии. Так что братья, похоже, зря переживали.

Вот уже четыре года Светлана Леонидовна водит маленький, но удобный автомобиль «Тойота-Тэрцелл» на пару с мужем. В прошлом году участвовала на нем даже в женском ралли «Дальневосточные амазонки».

- Правда, «Тэрцелл», видно, останется у нас навсегда, - улыбается Светлана Жукова, вспоминая о высокой цене нынешнего авто и о предполагаемых новых пошлинах. Будучи руководителем кадрового агентства, Светлана Леонидовна просто не мыслила себя без машины, по рабочим дням она была в ее распоряжении, а в выходные - мужа. Сейчас в думе края Светлана Жукова пользуется служебным транспортом и чаще ходит пешком. Говорит, что машина по ней скучает. Зато стоит предположить, что вскоре за руль сядет дочь Жуковых - Зинаида. По крайней мере, водить автомобиль папа ее уже научил. Осталось только права получить.

Как бы там ни было, но любая женщина за рулем вызывает интерес. Даже у самих мужчин, как бы они это умело не маскировали и не прятали за презрительными усмешками. Села же героиня нашумевшего романа «Унесенные ветром» Скарлетт О,Хара на облучок своей запряженной лошадьми коляски наперекор общественному мнению и доказала, что умеет справляться с неженским делом даже получше мужчин. Так было раньше, так есть и сейчас.

Может быть, не случайно и наши хабаровчанки вспоминали опыт Америки. Там умение водить автомобиль независимо от пола считается одним из важных условий при устройстве на работу. Причем это умение должно сочетаться с образованием, знанием иностранных языков и компьютерной грамотностью. Наверное, вряд ли там бытует полюбившееся нашим мужчинам противопоставление полов. Ведь, как правило, автомобиль для женщины - это все-таки нечто большее, чем престиж, комфорт и уверенность в себе. Это возможность чувствовать себя свободно в самых сложных жизненных ситуациях.

Анна Волынцева.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ

17.05.2024 09:26
Железобетонные изделия: виды и категории



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов