"Особенности национального «разведочного» бурения"

30.01.2002 | АРХИВ | 5м. 6 c. | 206

Необычное дело пришлось рассмотреть на прошлой неделе суду Советской Гавани. «На скамье подсудимых» оказалась... американская аппаратура GPS новейшей модификации, которую специалисты Госсвязьнадзора изъяли у представителей американской фирмы «Арктик ГеоСайенс Инк».

На территорию края эта аппаратура была ввезена с целью оснащения платформы разведочного бурения «Орлан» в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Однако, по мнению специалистов Госсвязьнадзора, помимо своей основной функции, аппаратура подобного класса может выполнять и «побочные». Будучи сверхточным навигационным оборудованием последнего поколения, она способна определять координаты точек земной поверхности с точностью менее одного сантиметра, а затем передавать полученную информацию на космический спутник. Подобные данные являются информацией стратегического назначения, так как используются при программировании крылатых ракет.

Попросту говоря, ввезенный американцами комплекс вполне может выполнять и... шпионские функции. Нетрудно представить, какие страсти разгорелись сразу же, как только специалисты Госсвязьнадзора изъяли у американской компании аппаратуру для проведения на сей счет экспертизы. Учитывая масштабы проектов освоения нефтегазовых шельфов Сахалина, в которых участвуют Россия и США, инцидент тут же приобрел оттенки международного скандала.

Между тем, с октября прошлого года платформа разведочного бурения «Орлан» (на которую и была установлена аппаратура «двойного назначения») стоит в бухте Советская Гавань. Так что именно местному городскому суду волей-неволей пришлось стать «арбитром» в международном споре. Судьям предстояло решить: изъять аппаратуру в пользу государства или вернуть ее американскому владельцу. Задача не из легких. Тем более, что накануне суд получил письмо от субподрядчика американской компании владивостокской фирмы «Трансфес», текст которого оставлял ощущение, что теперь чуть ли не все дальнейшее экономическое сотрудничество США и России будет зависеть от того, какое решение примут судьи. Подписавший письмо господин Багрянов кроме того информировал судей, что весь комплект документов по этому делу будет передан в консульство Соединенных Штатов Америки, а потом и в администрацию президента России.

...Впрочем, господин Багрянов мог особо и не пугать судей. В Советской Гавани и так все знают, какое огромное значение для Хабаровского края имеет эта платформа, которая стоит в их бухте. Прибывшая к нам с берегов Аляски, она стала «кормилицей» для нескольких тысяч рабочих Советской Гавани и Комсомольска-на-Амуре, крупнейшим заказом для корабелов Амурского судостроительного завода. Именно этот завод стал головным подрядчиком на модернизацию платформы, а это означает загруженность предприятия на несколько лет вперед. Рабочие места, финансирование...

Но недаром, наверное, говорится, что кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Очень скоро американская холдинговая компания «Арктик ГеоСайенс Инк» известила администрацию Амурского судостроительного завода о том, что для проводки платформы «Орлан» к причалу Северного судоремонтного завода в Советской Гавани она намерена оснастить ее той самой аппаратурой системы GPS. Дескать, технологические особенности проводки платформы по морю требуют самых точных географических координат.

Такая постановка вопроса смутила администрацию завода. Начать с того, что аппаратуре подобного класса запрещен «въезд» на территорию России. Есть на сей счет специальное постановление правительства, выход которого был продиктован соображениями государственной безопасности. Пока в мире есть крылатые ракеты, у каждого государства есть сведения (в том числе и географического характера), которые оно тщательно охраняет. А кроме того, для проводки платформы в залив, в общем-то, и не нужна аппаратура столь высокого класса. Вполне достаточно навигационного оборудования (той же GPS) с менее высокой разрешительной способностью. Однако представители американской компании в этом вопросе проявили редкую непреклонность.

Вот и шла платформа, «вооруженная до зубов» аппаратурой двойного назначения. На что тут же и обратили внимание специалисты Госсвязьнадзора по Хабаровскому краю, заподозрив неладное. Уже в Советской Гавани аппаратура была снята ими с платформы «Орлан» для проведения экспертизы. А экспертиза, проведенная специалистами Даль-аэроконтроля, однозначно подтвердила, что ввезенные американцами навигационные приемники сканируют местность с такой высокой точностью, что вся полученная информация автоматически подпадает под перечень сведений, содержащих государственную тайну.

...Разумеется, сегодня никто не возьмется утверждать, что у американской компании «Арктик ГеоСайенс Инк» был к нам шпионский интерес. Доказать подобный умысел чрезвычайно трудно: для этого надо, что называется, схватить за руку в момент передачи секретной информации. А как схватишь за руку приемник, который передает сигнал, простите, на спутник? Поэтому и в управлении ФСБ по Хабаровскому краю, куда мы обратились за комментариями, весьма сдержанно ответили на наши вопросы.

- Действительно, когда ввезенная аппаратура прошла экспертизу, специалисты Госсвязьнадзора обратились к нам. А мы провели поиск дополнительной информации об американской компании «Арктик ГеоСайенс Инк», - сообщил нам помощник начальника УФСБ по Хабаровскому краю подполковник Виктор Василин. - Информация, которую мы почерпнули с официальной информационно-справочной Web-страницы «Арктик ГеоСайенс Инк», говорит о том, что компания неоднократно принимала участие в проектах, связанных с жизнедеятельностью подразделений вооруженных сил США, в том числе и ВВС, постоянно дислоцирующихся на территории штата Аляска. Кроме того, в составе ведущих специалистов «Арктик ГеоСайенс» работают как гражданские специалисты, так и бывшие военнослужащие вооруженных сил США. В частности, ведущий специалист компании по геофизике и дешифровке материалов спутникового видового зондирования поверхности Земли, моделирования и анализа данных Эрик О.Роджерс в прошлом проходил службу офицером в авиачастях стратегического авиационного командования ВВС США. Все это, разумеется, может наводить на определенные вопросы. Но однозначных ответов на них не дает.

Наводит на размышления и еще одно обстоятельство. В бухту Советская Гавань американцы отправили свою платформу с видимой неохотой. После того, как им отказали в настойчивых просьбах расположиться на верфи «Восток» у Большого Камня в Приморье - там, где находится база ремонта подводных лодок. Впрочем, и это обстоятельство ровным счетом никак не доказывает наличие шпионских умыслов...

Так что, с одной стороны, на карту оказалось поставлено полное отсутствие доказательств шпионажа, а с другой - огромные американские деньги, в которых так нуждается Хабаровский край. Что, к слову, вообще очень удобно, если хочешь заставить партнера играть по своим правилам. Не секрет, что за одни только обещания инвестировать деньги в производство в последние годы целые иностранные делегации гуляли по режимным предприятиям Хабаровского края. А тут - уже подписанный хороший контракт. На фоне реальных денег само понятие охраны государственных интересов начинает выглядеть зыбко и расплывчато.

Вот, наверное, почему субподрядчик американской компании владивостокская фирма «Трансфес» не постеснялась направить в городской суд Советской Гавани письмо, в котором попросила суд «учесть», что владелец буровой платформы вкладывает около 1 миллиарда долларов в экономику России. Хотя к рассматриваемому в суде вопросу как раз это обстоятельство и не имело никакого отношения.

Надо отдать должное городскому суду: он не позволил сделать из себя ни «стрелочника» в международном скандале, ни главной фигурой, от которой зависит, будут ли США инвестировать деньги в российскую экономику. Ясно ведь, что именно выгода, а не чистая филантропия заставляет Америку участвовать в освоении Сахалинского нефтегазового шельфа. Так что вопрос об аппаратуре был решен сугубо в рамках правового поля, которое регламентирует режим работы подобных передатчиков на территории России. 23 января суд принял решение конфисковать у американской фирмы незаконно ввезенную в страну аппаратуру в пользу государства.

Правда, это решение американская сторона еще может обжаловать...

Ольга НОВАК.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

02.05.2024 16:00
График перекрытия улиц в мае

02.05.2024 13:47
Жители Хабаровского края на 10% нарастили сбережения в ВТБ

02.05.2024 10:12
Восстанавливать лес помогают семена и госпрограммы

02.05.2024 09:13
Как получить ипотеку на Дальнем Востоке

01.05.2024 16:14
Переезд в Хабаровский край из других регионов поддержат рублем

01.05.2024 14:11
Сотрудников для предпритяий поддержат по гспрограмме

01.05.2024 12:45
Самозанятость: преимущества в Хабарвоском крае

01.05.2024 12:24
Всутпил в кластер в крае — получи льготный займ

01.05.2024 12:16
Экскурсии на предприятия Хабаровского края — популярны

01.05.2024 10:13
Инвестиционные программы для сферы ЖКХ

01.05.2024 10:11
Жителей края приглашают на ярмарку

01.05.2024 09:09
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с Праздником Весны и Труда!



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов