Что-то хочется родного в грустной песне ямщика...
Бывают люди-парадоксы. Один из них появился в нашей редакции четыре года назад, поговорил с журналистом Игорем Литвиненко, а когда эта беседа появилась на страницах «Тихоокеанской звезды», читательская почта взорвалась бурей возмущения.
Бывают люди-парадоксы. Один из них появился в нашей редакции четыре года назад, поговорил с журналистом Игорем Литвиненко, а когда эта беседа появилась на страницах «Тихоокеанской звезды», читательская почта взорвалась бурей возмущения.
Владимир Василиненко, кинорежиссер-документалист и литератор, автор повестей о Цицероне, Разине и Пугачеве, говорил вещи резкие и неприятные. Он говорил о том, что русского народа нет как такового и что проявлений Руси он лично не знает. Что те, кто называется русскими, не уважают сами себя и подобны графиту, в то время как «западный человек» - это алмаз. Что Россия рушится, и он не жалеет об этом.
...Спустя четыре года мне попался на глаза сборник стихов этого странного и по-своему мятежного человека.
Петь стихи, как молитвы
По ушедшей Руси,
Жить на лезвии бритвы
И прощенья просить...
Эти строчки, которые Василиненко посвятил Есенину, меня озадачили.
- Владимир Демьянович, а вы, кажется, серьезно больны неразделенной любовью к России, - сказала я ему при встрече.
Повод поговорить, что называется, был. Тем более, что у Владимира Василиненко, можно сказать, нынче юбилей. Созданная им «в соавторстве» с оператором Анатолием Игнаковым кинокомпания «Велес» подводит своеобразный десятилетний итог. А хабаровское телевидение в эти дни демонстрирует их документальные фильмы. Перед нашим взором - кадры поистине уникальные: яркие и полосатые, как шкура тигра.
Тиграми режиссер Василиненко заболел много лет назад и с тех пор посвятил им не один документальный фильм.
Мы говорили о тиграх. Амурских и «азиатских». О Китае и Цицероне, о времени и обо всех нас. Одним словом - о России.
Оседлать тигра
Оседлать тигра
От судьбы не уйдешь. Когда Владимир Василиненко, закончив Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино, приехал по направлению на Дальневосточную студию кинохроники (а на дворе стоял 1976 год), его судьба, видимо, уже была предрешена. Молодому кинорежиссеру надо было снять дипломную работу. А Дальневосточной студии кинохроники надо было снять фильм про амурского тигра - это был заказ Центрального телевидения. Браться ни-кто не хотел: слишком хлопотно. Ищи этого тигра в тайге, ходи за ним с камерой, то да се... Ответственное задание «повесили» на выпускника.
- Деваться было просто некуда, - поясняет сегодня друзьям Владимир Василиненко. - Взялся я за этот фильм. А в результате так увлекся, что в том же 76-м году снял не одну, а две документальных картины на «тигровую» тему - «Там, где бродит амурский тигр» и «Зверь у вашего порога».
- Владимир Демьянович, а не страшно было с разбега бросаться в незнакомый мир тигриных троп?
- Я по складу характера немного авантюрист... И это, в конечном счете, оказалось хорошо, потому что, когда я кинулся изучать литературу о тиграх (а я прочел о тиграх все, что можно было тогда достать), то обнаружил, что этим зверем всерьез никто не занимался. Очень-очень долгий период времени. Что, вообще-то, даже удивительно: ведь тигр - по-настоящему интересный зверь, умный, внушающий уважение. Когда читаешь Арсеньева и Пржевальского, понимаешь, что для русских путешественников, которые впервые столкнулись с тигром, - он был больше, чем зверь. Фантом. Символ тайги.
- Не последнюю роль, наверное, сыграли здесь верования местных аборигенов?
- Для коренных народов Приамурья тигр и вовсе не зверь. «Амба» в переводе с нанайского означает «дух». И все аборигенные народы, живущие в тайге, этого зверя обожествляли. И бесконечно уважали. Даже имя его не принято было лишний раз произносить вслух: вроде как для нас произнести имя Господа всуе. Однажды мы снимали фильм «Большой зверь», хотя правильнее было бы назвать его «Большой старик». Примерно так можно перевести удэгейское название тигра - «Куты-Мафа». Эта картина была, скорее, культурологическая, потому что повествовала о тигре не как о звере, а как о феномене культуры. Ведь с «полосатым» у восточных народов связано несчетное количество поверий и легенд. Это, кроме прочего, еще и символ - огня, удачи... В одном фильме я снимал монгольскую миниатюру, где воин оседлал тигра. Для европейца это - просто человек сидит на звере. Но восточный человек понимает глубинный смысл такой картинки: воин оседлал удачу. Так же и у удэгейцев. Большое значение заложено даже в обращении к тигру - «Большой старик». Ведь на Востоке старик - это не старый человек. Это - человек мудрый, могучий, наделенный большим жизненным опытом.
Фильм «Большой зверь» начинается с такой картинки. Удэгеец в тайге находит корень жизни - женьшень и начинает совершать обряд. Ведь по поверьям, женьшень - тоже очень хитрый корень и всегда стремится обмануть человека. Чтобы он не ушел в землю, удэгеец должен сразу закричать: «Панчой!».
- Что-то вроде «замри!»?
- Вроде. И вот удэгеец кричит: «Панчой!», и его голос услышал тигр. Тигр начинает рычать, чтобы подать человеку знак, что он здесь. И тогда удэгеец говорит: «Куты-Мафа! Ходи своей дорогой, разве мало тебе в тайге мест?».
- В ваших картинах тигр что-то очень деликатный с человеком. Предупреждает о своем появлении.
- Дело все в том, что так оно и есть. Тигр вообще всегда ведет себя достойно и, если его не спровоцировать, никогда не нападет на человека. Один мой знакомый тропил с видеокамерой тигрицу, и она это почувствовала. А у нее было двое тигрят, и ей, конечно, не понравилось, что человек за ней идет. Она его долго отпугивала рыком - не помогает. Тогда она на него ка-а-ак выскочит! И что вы думаете? Не добежала метров восемь, свернула в кусты. То есть нападать на человека она и не собиралась, для нее главное было - этот устрашающий жест. Тигр, поскольку он относится к семейству кошачьих, по своей природе не агрессивен, чем меня лично и привлекает. Десять лет мы следили за тигриным семейством, которое жило в Большехехцирском заповеднике, бок о бок с людьми. И ни одного случая нападения! Понимаете, какая невероятная вещь произошла: сначала человек долго теснил природу, и она отступала. Но вот был перейден рубеж, когда отступать природе стало больше некуда, и она стала возвращаться обратно. Так вот: тигр приспособился к человеку и понял, как себя надо с ним вести. Сегодня уже человек для тигра - это табу. В небольшом поселке Бурлит на границе Хабаровского и Приморского краев еще тогда, в далеком 76-м году, произошел случай, который меня потряс. Тигрица с петлей на шее пришла за помощью к людям. За помощью. А мы истребили и тигра, и его образ.
- Об этом ваша последняя картина - «Убить полосатого зверя»?
- В том числе и об этом. В ходе работы над картиной запомнил удивительную фразу, которую сказал один из сотрудников Большехехцирского заповедника: «Жить в мире со зверями лучше, чем жить в мире без зверей». Но, боюсь, понимание этого не придет к нам уже никогда. Для этого в народе должно быть соответствующее мироощущение. А мы, приобщившись к цивилизации, забыли прошлые табу. Медведь, который во многих странах по сей день воспринимается как символ России, в нашем фольклоре всего лишь неуклюжий и глуповатый мишка. А ведь когда-то он для нас был тем же, что тигр - для народов Востока. Об этом свидетельствует уже тот факт, что настоящее имя медведя - «Бер» - сохранилось только в слове «берлога», то есть «логово бера». Наши далекие предки старались тоже меньше произносить имя бера всуе, чаще называя его «медоведом». Но мы утратили многие свои культурные ценности...
Без координат
Без координат
- Вот и сейчас, как четыре года назад, вы выносите суровый приговор. Кому - народу? Но четыре года назад вы заявили со страницы нашей газеты, что русский народ - это «категория несуществующая»... Отчего так?
- Когда ты начинаешь ощущать себя человеком и пытаешься понять что-то о себе и мире, невольно выстраиваешь некую систему координат. Поэтому, встречаясь с другими людьми, я сразу пытаюсь понять: в какой системе координат они живут? В какой системе координат живет Россия? Не оттого ли в России веками идут всякие пертурбации, что мы не понимаем ни себя, ни друг друга, ни чего мы хотим от жизни - для себя и для страны? Как будто эта страна существует вообще вне всякой системы координат. Двадцать пять лет проработав в документальном кино (где приходится снимать и строительство электростанции, и рубки леса, и работу шахтера), я очень редко встречал людей, которые действительно находились бы на своем месте. Найти же таких людей мне было чрезвычайно важно: ведь советский кинематограф требовал создания «положительного образа», а врать я не мог. Я действительно искал такого «героя» - человека дела на своем месте. Я находил людей удивительных, порой уникальных. Но на своем месте...
До сих пор не могу забыть одного такого человека из Мурома - Спасского Сергея Антоновича. Своими руками, скрученными ревматизмом, он соорудил настоящую обсерваторию - сказка! Ему в Пулковской обсерватории отдали телескоп, который не могли собрать. А он собрал. Сам. И купол в его обсерватории раздвигался. Среди астрономов он был очень знаменит.
- Он был астрономом?
- В том-то и дело, что нет. Он работал фотографом в местной газете. И в этом есть какая-то несуразность. Я бы не хотел говорить, что в России живет народ глупый или бесталанный: нет, он какой-то... несуразный. Соединивший в себе массу несоединимых в принципе черт. Вот семьдесят лет пытался строить какой-то коммунизм. И это очень симптоматично. Это ведь в русском фольклоре есть сказка про то, как Емеля всю жизнь пролежал на печи, а потом поймал щуку - и все стало по его желанию. Маркс казался русскому народу той же щукой, ведь ни в какой другой стране больше не купились на эту сказку о «призраке коммунизма».
- В других странах тоже были революции, и там своим королям головы рубили. Что с того, что это происходило не в 1917 году?
- Дело не в самой революции, а, если так можно выразиться, в ее «векторе», то есть направленности. К чему пришли в результате мы и они. Сегодня большинство стран Европы и США живут в правовом пространстве, основа которого была заложена еще классическим римским правом. Потому что эти страны поняли главное - систему, которая была заложена в этом своде законов. Четкое разделение государственной власти, обязательность процедуры... К чему шли мы? Первое, что объявили большевики: «Вся власть Советам!». Это как, вся власть? Вообще - вся? А теперь давайте взглянем, к чему мы идем сегодня. Сегодня мы строим демократию. Новая крайность.
- Демократия России не нужна?
- Дело в том, что Россия по своей сути никогда не сможет стать демократической страной, это доказывает весь ход ее истории. Мы - антидемократичны, у нас все время выстраивается какая-то «вертикаль». Ну и, значит, надо это понять и принять. России подошла бы республиканская форма правления. Чем республика (слово, которое переводится с латинского как «дело народа») отличается от демократии (которая переводится как «власть народа»)? И насколько вообще важны эти тонкости? Вам будет проще понять мою мысль, если я проиллюстрирую ее таким историческим примером. Вы не задумывались, чем римское войско отличалось от греческого? Греки строили свои боевые порядки фалангами. То есть воины выстраивались в цепь. Да, это было жизнеспособное войско, триста спартанцев могли удержать целую армию. Но! На это была нацелена целая система воспитания спартанцев, потому что, в конечном счете, военный успех зависел от храбрости каждого воина. Каж-до-го.
Римляне пошли дальше греков, потому что они поняли, что человек несовершенен. И чтобы не зависеть от мужества каждого отдельного воина, они придумали действенный военный механизм. Они выстраивали воинов в манипулы. И теперь дрогнувший воин просто не мог бежать с поля боя: сзади на него напирали свои же.
Так вот: русский народ не будет строиться фалангами. Он и не строится. Там, где что-то начинает зависеть от решения одного чиновника, сразу же начинается коррупция. Значит, нужна такая система, чтобы чиновник, власть в целом оказались в тисках жесткой процедуры. Хорошо об этом говорил Цицерон, которого я, кстати, очень люблю. Однажды он защищал юношу, которого несправедливо обвинили в отцеубийстве. По законам Древнего Рима, виновного в таком тяжком преступлении должны были зашить в мешок с петухом, обезьяной, змеей и собакой и сбросить в Тибр. Казнь очень жестока, и вот Цицерон обратился к греческому законодательству, чтобы сравнить наказания. Однако убедился, что греческим законодательством подобные преступления вообще не предусмотрены. Греки не верили, что человек вообще способен на такое преступление. Цицерон по этому поводу говорил: «Мы думаем иначе. Что любая отвратительная черта может быть в человеке. И поэтому мы все предусмотрели».
Вот и в нашем государстве должна быть предусмотрена жесткая процедурность. Четкое разделение властей.
- Но все это и так прописано в нашей Конституции. Стало быть, нам всего лишь надо следовать собственной Конституции, собственным, уже принятым законам... Постепенно, кстати, мы движемся в этом направлении.
- Но дело в том, что у нас уже нет времени на раскачку и времени на ошибки. С одной стороны на нас давит Европа, с другой - Азия. Им нужны природные ресурсы и жизненное пространство. И они раздавят нас, пока мы будем искать себя и выстраивать всякие разные модели. Я думаю, шансов у нас нет. Потому что мы отстали от Европы не на сто, не на пятьдесят лет, как думают многие. А на две тысячи лет.
Русская азиатская идея
- Ну уж... И где же сегодня этот Древний Рим с его такой жизнеспособной системой? ТУДА, я думаю, не надо торопиться. А можно вообще обратить свои взоры к Азии. Пятьдесят лет назад Япония, а двадцать лет назад Китай были еще отсталыми государствами. Менталитеты наших народов в чем-то схожи. Та же общинность, привычка осознавать себя частью коллектива пока еще не совсем в нас пропала. Может быть, здесь можно поискать новый внутренний резерв?
- Можно было бы... Тем более, что то, что в нашей стране называлось «социализмом», на самом деле являло собой традиционный «азиатский способ производства». Это - ничем не более худший способ выживания, чем, например, европейский. И так на самом деле веками жили вся Азия, и Африка, и доколумбова Америка - семь десятых всех цивилизаций. Смысл этого выживания в том, что каждый сносит то, что производит, в «общий котел». А потом группа людей распределяет материальные блага, выделяя каждому его долю. Руководствуясь при этом не ценностью вклада данного индивида, а его лояльностью. Я прочитал об этом еще в советские времена, и меня осенило: «Так вот же они - мы!». Китай так жил в древние времена, он живет так и сейчас, и коммунистическая партия только лишь самым органичным образом заменила императорский двор. Но у нас-то так уже не получится. Потому что мы то в одну сторону шарахнемся, то в другую. Во многом мы ориентируемся на европейские ценности. Вот спрашиваю своего приятеля-китаеведа: «Скажи, а в китайском языке есть такое понятие - личность?». Он отвечает: «Есть, но там оно, скорее, имеет значение «крайний индивидуалист» и имеет самый что ни на есть негативный оттенок». А мы-то, скорее, склонны считать, что личность - это слово положительное. Азиатский менталитет очень хорошо выражен живописью. В китайской живописи вы не найдете перспективы, не увидите мир глазами человека. Потому что сам он, человек - такая же песчинка в мире, как скала, как дерево, как птичка на ветке... Но мы-то уже не желаем ощущать себя песчинками.
- Хорошо, есть две крайности: Европа, впитавшая в себя римское право с его уважением к личности, с одной стороны, и Азия, впитавшая ценности диаметрально противоположные. Вопрос в том, почему обе крайности с успехом движутся вперед. А мы, например, нет.
- Потому что мы так и не поняли, где мы. Там или там. Как я уже сказал, мы не нашли для себя этой системы координат. И поэтому Россия - это просто буфер. Буфер между Европой и Азией. Можно, конечно, вслед за Никитой Михалковым говорить, что мы - не задворки Европы, а ворота в Азию. Можно этим даже себя тешить. Но факт остается фактом: мы до сих пор не знаем, кто мы, для чего мы, какую цивилизацию строим.
- А с кем тогда вы, мастера культуры? Вот и придумали бы вместе с президентом концепцию. Русскую национальную идею.
- Ага. Русская национальная идея... Вот ее придумал в свое время министр народного просвещения Уваров, который сказал, что Россия держится на трех китах - православие, самодержавие, народность. Над чем, кстати, и смеялся Александр Сергеевич Пушкин. Он говорил: Уваров, который не прочитал ни одной русской книжки, которого воспитывали иезуиты, подарил нам русскую национальную идею. Но соблазн повторить «подвиг» Уварова оказался велик. «Идея» была откорректирована большевиками и зазвучала немного по-другому: народность, партийность, идейность. Оставив народность, они заменили двух «китов». Сейчас что будем делать?
- Народность, разумеется, оставим. Добавим, для разнообразия, многопартийность. А вот какой-нибудь идейности явно не хватает.
- Не хватает народа и его поступательного движения вперед.
- Но даже тогда, когда вы говорите, что мы все «несуразные», - вольно или невольно вы объединяете нас всех в одну общность, которую наделяете общим менталитетом и общей «несуразностью». Хотите или нет - вы говорите про народ. И про его судьбу.
- Может быть, и так. Но легче от этого не становится. Знаете, четыре года назад, когда «Тихоокеанская звезда» опубликовала нашу беседу с журналистом Игорем Литвиненко, ко мне пришло, конечно, много возмущенных откликов. И больше всего читателей возмутило как раз то, что я пренебрежительно отозвался о народе. Хотя... Ну какое здесь пренебрежение? Мне больно, что мы такие. Понимаете? Больно...
Беседовала Ольга НОВАК.