О чем народ челом бьет
В адрес краевого руководства постоянно поступают обращения жителей края по волнующим их вопросам - от залитых нечистотами подвалов до отраслевых государственных проблем. И все письма начинаются с обращения к одному человеку: «Уважаемый Виктор Иванович!». Далее - беды, тревоги, просьбы, надежды...
Почему-то принято считать, что только от губернатора можно ждать действенной помощи и справедливых решений. Слишком часто в письмах подчеркивается: «Обращались в различные инстанции - безрезультатно». Получается, подчиненные на местах чаще, чем хотелось бы, загружают работой свое высшее начальство, у которого и без того дел по горло.
Тем не менее, все обращения жителей края (как, впрочем, и «радение» ответственных лиц) не остаются без внимания: вопросы рассматривает служба обращений, их сортируют и, взяв на контроль, направляют по кабинетам в ответственные инстанции с визой губернатора и требованием отчета о проделанном. Устанавливаются сроки. Спрос строгий. Были случаи, когда за «подгонку под ответ» и отписки исполнители получали взыскания, а то и вовсе лишались кресел.
Так какие проблемы волновали наших земляков в прошлом году?
Обратимся к статистике, сопоставив данные за 2001 и 2000 годы.
В 2001 году число положительных решений от общего числа обращений повысилось до 40 процентов (2000 г. - 35 процентов). И хотя в прошлом году в краевую администрацию пришло меньше писем - 6454 (7160), вопросов было в них поставлено значительно больше прежнего - 16849 (12539).
Удивило, что на прежнем уровне остались вопросы экологии и природопользования (0,7%). Если судить по количеству писем на эту тему (их 45), то состояние окружающей среды затронуло жителей края в последнюю очередь. Видно, пока не до этого.
Не изменились цифры по торговле (1,1%). Значит, торговой сфере есть куда двигаться!
Цифры (165 писем) не говорят и о сдвигах в вопросах суда, прокуратуры и юстиции (во всяком случае, как было 2,5%, так и осталось). А вот интерес к работе органов внутренних дел в прошлом году требовали проявить 182 обращения (2,8%) против 166 (2,3%).
Самыми многочисленными являются постоянные обращения людей по вопросам жилья, коммунально-бытового обслуживания и социального обеспечения, социальной защиты населения.
Так, число вопросов по ЖКХ и получению жилой площади увеличилось за год с 32,8% до 35,8%, что вполне объяснимо: качество предоставляемых услуг не соответствует возросшим тарифам на них. И жилье нам только снится, особенно молодым.
А вот в решении вопросов «социалки» заметны значительные положительные изменения. Как только государство стало поворачиваться к малоимущим россиянам лицом, число криков души снизилось с 1480 (20,6%) до 1125 (17,4%). Но этот успех может быстро сойти на нет, если неуклонно растущий «вес» цен опасно превысит жизненную плавучесть бедных слоев населения.
Здравоохранение. Обращений зафиксировано меньше. Было 346 (4,8%), стало 241 (3,7%). Трудно сказать, почему. Может, медицинских проблем стало меньше? Или многим уже не пожаловаться? Скорее всего, поток жалоб увеличится в наступившем году, после известного взлета стоимости лекарств. Зато сегодня обществу для здоровья предложено активно заниматься спортом. В виде компенсации.
Упало количество обращений по вопросам народного образования - 123, или 1,9% (175, или 2,4%), но подскочило по науке, культуре, информации - 105, или 1,6% (89, или 1,2%). Знание - сила, и требуется эту силу «качать», находя ей точки эффективного приложения.
Наблюдается рост финансовых вопросов к краевому руководству - с 210 (2,9%) до 285 (4,4%). Это понятно. Успех проводимых в стране преобразований зависит от финансирования. Как только человек придумал деньги, тут же возник вопрос: «А где их взять?».
Такая картина вырисовывается при анализе сведений о количестве и характере вопросов, заданных администрации Хабаровского края за прошлый год. Картина, конечно, не полная, но тенденции происходящего в обществе просматриваются.
С января нынешнего года, как известно, краевая администрация преобразована в правительство Хабаровского края, но, как утверждает его служба по работе с обращениями граждан, это не означает, что такой высокий статус сделал губернатора и министров недоступными.
Михаил СВЕРДЛОВ.