поиск
9 октября 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Холостой мужчина живет как человек...

01.03.2002
Просмотры
484

Так случилось, что позднее всех из хабаровских театров музыкальной сказкой В. Танькова «Волшебная ночь» открыл сезон театр драмы. Впрочем, осенью он играл спектакли в Доме культуры нефтеперерабатывающего завода, но это было похоже на то, как футбольная команда «разогревается» перед большим турниром где-то на маленьких полях... В январе прошли премьерные показы в отремонтированных родных стенах театра пьесы В. Константинова и Б. Рацера в постановке Вадима Паршукова «Невеста из Имеретии» - и все три январских вечера был аншлаг. Такого в Хабаровском театре драмы не бывало уже давно. Что же зрителей привлекло?

По мнению театральных критиков, никаких открытий в этой постановке сделано не было, да и не ожидалось. К примеру, театровед Вера Соловьёва считает, что театр просто взял определённый, не очень высокий, но чётко очерченный уровень и на этом уровне спектакль удержал. Примерно то же говорят другие театроведы...

Делаем первую заметку на полях театральной программки: так ведь именно это и есть первое слагаемое успеха. Дело в том, что несколько последних сезонов, особенно при Юрии Ильине, краевой театр драмы был, как это ни странно прозвучит, в чрезмерно активном поиске открытий.

О том, что пьеса, по сути - анекдот, сказать можно коротко. Семидесятилетний старик-вдовец решил жениться. Его сыну и невестке это никак не улыбается: вдруг чудом от позднего брака родится брат, придётся делиться наследством. Старику (заслуженные артисты России Сергей Лычев и Евгений Путивец) подсовывают ещё более древнюю старушку (в чудном исполнении Юрия Машкова), а также горбатую (одноглазую, хромую, беззубую ровесницу (от засл. арт. России Людмилы Сижук до студентки ХГИИиКа Ольги Лецкиной). Старик в гневе разгоняет этот «гарем», утверждая, что он ещё хоть куда и сам себе найдёт молодую. Тогда сын и невестка старика при помощи друзей задумывают сложную многоходовую комбинацию с привлечением пятидесятилетней вдовы... Пощадим тех зрителей, которые пока не видели спектакля, до конца сюжет-анекдот рассказывать не будем...

Нельзя сказать, что сам сценарий легковесен и оставляет актерам и режиссёру только манеру сценического «лёгкого поведения». Иной анекдот стоит иного «серьёзного» жанра, в пользу чего есть множество примеров от «дочеховского» Антоши Чехонте до Игоря Ильинского... Одних афоризмов на полях программки спектакля по пьесе Константинова и Рацера я мог бы поместить с десяток, если бы эти поля были пошире. Приведу два. «Когда женщина умные вещи говорит - плакать хочется». «Холостой мужчина живёт как человек, а умирает как собака; женатый мужчина живёт как собака, а умирает как человек»... Думаю, что вечные эти темы и привлекли небывалое для театра количество зрителей.

Вторая заметка на полях программки: «загадка очарованности русских грузинской культурой, грузинским бытом, обычаями, юмором ещё никем не раскрыта». Покажите мне такого русского, который не умеет подделывать грузинский акцент и рассказывать «грузинские» анекдоты. Если покажете - смело бросайте в меня камень! А в спектакле есть и то, и другое. Как купается в своей роли и с каким удовольствием говорит «Вах!» всегда «моторный», какую бы роль ни играл, Сергей Перекальский! Как идут черные усы к седой шевелюре Юрия Ичетовкина! Кстати сказать, с акцентом актёры не перебарщивают, разве что «нажимает» на него исполнительница главной роли, заслуженная артистка РФ Анастасия Андрощук, но это объяснимо: она несёт на себе очень большую смысловую, выразительную и т.д. нагрузку.

А последнюю причину успеха театра даже не нужно выносить на поля театральной программки, поскольку она очевидна. Когда по телевизору ежедневно показывают войну, катастрофы и стихийные бедствия, когда температура за окном падает, а цены, несмотря на лукавую рекламу, растут, что-то жизнеутверждающее так и хочется найти в театре.

О. Копытов.