поиск
25 июля 2024, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

От властелина кольца до Федота-стрельца

06.03.2002
Просмотры
288

Сначала на хабаровских экранах появился «Властелин колец» - фильм импортный. Очередь в кассу - запредельная. А чуть позднее явил свой лик родной русский Федот, стрелец-молодец, но совсем без очередей...

Не составил он «кольцу» конкуренцию? А это как посмотреть и как сосчитать. Наверное, среди читателей газеты, да и не только среди них, мало тех, кто бы если не читал, то хотя бы смотрел по телевизору в блестящем авторском исполнении сказку «Про Федота-стрельца, удалого молодца», написанную удивительно разносторонним, талантливым человеком Леонидом Филатовым.

Сказка эта уже успела стать классикой... Ну как не процитировать, хотя бы из одного царского монолога:

Зря ты, Федя... Для меня

Мой народ - моя родня.

Я без мыслей об народе

Не могу прожить и дня!..

Утром мажу бутерброд -

Сразу мысль: а как народ?

И икра не лезет в горло,

И компот не льется в рот!

Читаешь эти строки и еще раз понимаешь: чем всегда богата нищая Россия - так это удивительными талантами. Такое виртуозное владение словом никаким Толкиенам не под силу. Ну что ж, в филатовском таланте никто не сомневается. Но слово - это одно, а кино - совсем другое. Искусства буквализма при переводе одного искусства в другое в принципе быть не может. Как вот такую ехидно-ироническую сказку с не одним подтекстом, со сплавом фольклорного слова и нынешнего политического сленга можно было перенести на экран с наименьшими потерями, и сделать это с новым, другим, хорошим, но киношным качеством? Задача сложнейшая! Но в нашем современном российском кино есть единственный режиссер, который мог за это взяться с гарантией хорошего результата. Это режиссер Сергей Овчаров - уникальное явление, единственный сегодня режиссер, с первых же шагов приникший к неисчерпаемому источнику - русскому фольклору. Первые ленты этого мастера: «Нескладуха», «Небывальщина», а потом «Левша» по Лескову, остросовременное «Оно» по М. Салтыкову-Щедрину и серебряный призер Московского МКФ 1993 года, «Барабаниада» - все это про нашу жизнь, все это трагикомедия - сплав русской сказки с чаплиниадой. И пару лет назад долго молчавший С. Овчаров удивил своим, вроде бы, мультипликационным этюдом «Фараон», получив «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. А «Федот-стрелец» - это своего рода залихватская, грустная, смешная сказка - песня о родине, о России-матушке. Неудивительно, что музыкальное сопровождение фильма сугубо фольклорное, а вот изображение - сплав реализма и сказочности.

А вообще, как и сама сказка, так в особенности и фильм (еще раз повторяю) про нас, про Россию, и это четко указано и в начале, и в финале. В начале на фоне дымящихся труб заводских, на какой-то свалке компания бомжей и разных кикимор начинает слушать из уст одного из них сказ про Федота. А в финале у той же помойки на фоне архитектурного сюрреалистического сплава (светящиеся небоскребы вкупе с Василием Блаженным) тот же бомж сказку и заканчивает (текст абсолютно филатовский). А вот то, чего у Филатова нет, но у Овчарова появилось.

По велению птицы, жены Федота, два молодца выполняют все самые замысловатые указания царя. В фильме это мужчины с пейсами и в хасидских шляпах, летающие (почти по Шагалу). Они могут достать все, и к тому же они постоянно пересчитывают бабки. Карикатурно? Но карикатурны здесь почти все: и кавказцы, и представители других народов, но достается в картине прежде всего народу русскому покрепче, чем иным.

Самый сатирический и реалис-тический в фильме образ царя - глупого и хитрого, циничного труса и демагога. Андрей Мягков продемонстрировал, что он актер экстракласса. А вот самый хороший человек - конечно, простодушный Федот, да и тот совсем не интеллектуал. И то, что в финале - переворот, гульба и смертоубийство, всеобщая пьянка - не сразу разберешь. Широка душа русская. И, разумеется, как и положено в фильме, идущем от почвы, есть и «разлагатели» из США, этакие символы масскульта - стриптизерши, культуристы, то ли панки, то ли гомосексуалисты. Об их «хорошем» влиянии говорить не приходится.

Вот так, как и положено в русском фильме, при всех изысках фантазии режиссера и отсутствии 130 миллионов «зеленых» (сумма, потраченная на «Властелина»), нет компьютерных спецэффектов, но есть высокое художественное качество. А вот сказка про властелина во время съемок значительную часть философии Толкиена потеряла. Это масштабное, без проблеска мысли, без характеров трехчасовое скучноватое приключение. Режиссерский профессионализм, спецэффекты налицо, а режиссуры нет, хотя Джексон талантливый художник.

Не могу не сказать о том, что после 11 сентября у Американской киноакадемии крыша продолжает ехать: то у «Титаника» 13 номинаций, теперь у «Кольца» - 12. Спилберг лишь тогда получил своих «Оскаров», когда снял «Список Шиндлера», а за все свои приключенческие сказки «Оскары» были только за спецэффекты. Федот же на «Оскар» не представлялся, но в «Панораме» Берлинского фестиваля участвовал, а «властелинов» на фестиваль на порог не пускают.

В последние дни в зале хроники кинотеатра «Гигант», где демонстрируется «Сказка про Федота-стрельца», зрителей стало значительно больше.

Э. КОРЧМАРЕВ.