поиск
23 октября 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

"Призрак бродит в океане, экипаж - с дырой в кармане"

07.03.2002
Просмотры
478

Черным месяцем стал август 2000 года для государства Новая Зеландия. «Русские пираты угнали судно!» - такими возмущенными заголовками в одночасье запестрели практически все новозеландские газеты. Своего апогея возмущение общественности достигло тогда, когда стало известно: «пиратская» выходка русских оставила с носом новозеландское правительство...

Речь шла о судне «Аскольд». Несмотря на то, что само судно принадлежит американской компании «Пасифик Марин», работал на нем русско-украинский экипаж, который ловил рыбу по квотам, выделенным правительством Новой Зеландии. Но однажды «Аскольд» тайком снялся с якоря и покинул территориальные воды Новой Зеландии. Да еще и «под завязку» набитый дорогостоящей морепродукцией: крабами, омарами, креветками и рыбной мукой.

Власти Новой Зеландии начали расследование. Объявила в международный розыск судно «Аскольд» и Морская служба государства Вануату - под флагом именно этого карликового государства в последние годы работало судно. «Возможно, в ближайшие дни «Аскольд» появится в одном из портов России», - предполагали журналисты.

Так и случилось. В середине августа 2000 года «пиратское» судно бросило якорь в Ванинском порту. «Очевидно, гасить международный скандал придется теперь правоохранительным органам Хабаровского края», - писала тогда наша газета («Корабль-призрак», исчезнувший в Новой Зеландии, обнаружен в Ванине», «ТОЗ» от 25.08.2000 г.).

Но мы ошиблись. Мы просто недооценили той отечественной паутины, в которой вязнут самые очевидные вещи. «Корабль-призрак», наделавший столько шума в мире, спокойно покинул российские берега. Покинул героем, потребовав вернуть ему (и получив) всю ранее арестованную морепродукцию. Такое чудесное превращение из «пирата» в «героя» с ним произошло не по мановению волшебной палочки. А по решению Хабаровского краевого арбитражного суда.

Тихий «американец»

Даже сама история появления судна «Аскольд» в Новой Зеландии окутана тайной. Ибо в очень недалеком прошлом у судна «Аскольд» было и русское имя, и российское «гражданство». Построенное двадцать лет назад на верфях ГДР, оно прибыло на Сахалин, где и было приписано к Корсаковской базе океанического рыболовства под именем «Новоникольск». Но в российских территориальных водах проработало недолго. Потому что в начале 90-х годов еще очень и очень нестарое судно вместе с экипажем было отправлено Корсаковской БОР работать к берегам Новой Зеландии.

Была ли это сдача судна в аренду одной из новозеландских компаний? Увы, об этом мы уже никогда не узнаем. Потому что в документах тех лет не осталось ни единой отметки о пересечении «Новоникольском» российской границы. А посему нам остается лишь предполагать, что судно уже тогда отбыло за рубеж, так сказать, инкогнито (то есть по-пиратски) - таковы уж реалии того времени. Мы даже никогда не узнаем, кому причиталась прибыль от работы судна у чужих далеких берегов: непосредственно ли Корсаковской БОР, какой-либо ее «дочерней» фирме или вовсе частным лицам. Только одно мы и можем утверждать наверняка: в результате своей экономической стратегии некогда мощная Корсаковская БОР вконец разорилась и была объявлена банкротом. И на кого бы ни работало судно «Новоникольск», самой Корсаковской БОР оно принесло одни долги (перевелась, видать, вся рыба у берегов Новой Зеландии!). Вот почему в конце 1998 года за те самые долги судно перешло во владение американской компании «Пасифик Марин, ЛТД». А та поспешила замазать краской старое название и под новым именем «Аскольд» приписать судно к порту Вила карликового государства Вануату: за-ради налоговой свободы.

...«Тихое море» - приблизительно так можно перевести название «Пасифик Марин». И правда: уж очень тихо была решена дальнейшая судьба бывшего «Новоникольска» (а ныне «Аскольда»). Вскоре он был передан в качестве залога еще одной компании с «тихим» названием: «Пасифик Фуд Трейд», «прописанной» на Багамских островах. И, таким образом, фактическим судовладельцем «Аскольда» стал «коренной» багамец по имени-фамилии Игорь Рябошапка. Сей судьбоносный акт был подписан сторонами в городе Нью-Йорке 19 июля 1999 года.

...Можно только предполагать, насколько родственные узы связывали две компании с одинаково «тихими» названиями. Но в свете дальнейших громких событий этот «тандем» выглядит, по меньшей мере, весьма подозрительно.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел

Ибо очень странные события начали развиваться в Южном полушарии планеты Земля спустя всего год. И началось все, пожалуй, 1 августа 2000 года, когда компания «Пасифик Фуд Трейд» Игоря Рябошапки (которая все это время добросовестно эксплуатировала территориальные воды Новой Зеландии на предмет ценных морепродуктов) подписала судьбоносный агентский договор с российской компанией «Востокрыбпром».

По этому самому договору компания «Востокрыбром» (которая базируется в городе Советская Гавань Хабаровского края на месте некогда знаменитого предприятия «Морские ресурсы») взяла на себя обязательства «в полной мере осуществлять оперативное управление траулером «Аскольд» в таких российских портах, как Владивосток, Находка, Ванино, Петропавловск-Камчатский и Магадан. А раз такой договор был подписан обеими сторонами по доброй воле, мы можем смело предположить, что судно «Аскольд» очень даже планировало от берегов Новой Зеландии отчалить в Россию.

И оно отчалило... Но как! Спустя всего две недели, тайно, по-пиратски, поставив «на уши» правительство и общественность Новой Зеландии, увозя на своем борту нигде не оприходованную ценную морепродукцию. А заодно - и моряков (граждан России и Украины), которые в этой «большой игре» оказались в положении то ли рабов, то ли «просто» заложников.

...Впрочем, судьба экипажа, как нам кажется, меньше всего волновала совгаванскую компанию «Востокрыбпром», которая весьма добросовестно приступила к своим агентским обязанностям, как только «корабль-призрак», исчезнувший из Новой Зеландии, внезапно бросил якорь в порту Ванино (надо же, совершенно случайно этот порт оказался упомянут в агентском договоре!).

И чтобы нам не быть голословными в этом утверждении, следует, наверное, прямо-таки процитировать рапорт главного специалиста поста иммиграционного контроля «Ванино-морпорт» Евгения Маркова на имя начальника этого поста Геннадия Погорелова:

«В этот же день, 17 числа, я перезвонил в офис представительства «Востокрыбпром». Тема разговоров - решение служебных вопросов по теплоходу «Аскольд», в частности - законность нахождения 37 граждан РФ под флагом государства Вануату. На данные мои уговоры господин Волошенко (генеральный директор компании «Востокрыбпром». - О.Н.) вопреки всем моим ожиданиям в грубой и оскорбительной для меня форме ответил, что... вы там в миграционной службе все ненормальные, что ли. Все хозяева и документы в городе Сиэтле, США. Все подобные вопросы в Америку, и, вообще, встречаться он с нами не хочет и не будет... Прошу вас разобраться по данному факту».

Легко, впрочем, сказать, - «разобраться», если одна сторона играет по одним правилам, а другая - совсем по другим... Судно «Аскольд» (а также вся находящаяся на его борту морепродукция), разумеется, было немедленно арестовано Ванинской таможней - именно для дальнейшего разбирательства. Но не прикуешь же целый огромный корабль к причалу наручниками! Цепей не хватит. Наплевав с высокой колокольни на свой «арес-тантский» статус, корабль преспокойно поднял якорь и отбыл в город Советская Гавань.

Очень мудро при этом повела себя его агентская компания «Востокрыбпром». Она поставила «корабль-призрак» в док совгаванского судоремонтного завода «Якорь». Ведь если корабль сломан и перешел границу чужого государства ради ремонта - он уже официально не может считаться нарушителем. Таковы международные правила судоходства, продиктованные многовековой практикой и соображениями гуманизма.

Как стать пиратом

По мере того, как время шло, и в самом деле начало казаться, что в Советской Гавани, под боком у «Востокрыбпрома», «корабль-призрак» обрел надежное «политическое убежище».

Гораздо в худшем положении, по сравнению с самим судном, оказался его экипаж. Когда траулер весьма оригинальным способом пересек границы обоих государств, получилось, что люди тоже дважды нелегально перешли границы. И по законам России должны теперь за это понести еще и уголовную ответственность. Спасибо, хоть наши правоохранительные органы проявили к морякам редкую гуманность. Понимая, что не по своей воле они попали во всю эту «петрушку», их посадили всего лишь под «домашний арест» прямо на судне - пока паспортно-визовая служба Советской Гавани слала во все концы света запросы, устанавливая личности членов экипажа.

Изрядно поиздержавшись за время такого «ареста», натерпевшийся экипаж, наконец, был распущен по домам. Для кого-то такой финал означал и личную трагедию: как правило, лицам, нелегально пересекшим границу страны, закрывают в нее въезд. Новая Зеландия, где, как им казалось, они устроили свою судьбу на ближайшие годы, их больше не ждала.

Эх, вопросы! Пыль да туман...

И тогда наступил последний акт этого спектакля. Когда «русские пираты» получили по заслугам, на сцене объявилась и заокеанская компания «Пасифик Марин». Объявилась - и топнула ногой на Ванинскую таможню: а ну, верните наше судно и наш товар! Дело ушло в арбитраж. Однако ванинские таможенники, получив исковое заявление из суда, испытали состояние легкого шока. Ясно ведь, как божий день, что если в Россию из-за границы ввозится товар, то он должен быть задекларирован. А раз он не задекларирован - значит, он и арестован. Чего тут еще объяснять? Тут вообще, если хотите, контрабандой попахивает, причем в особо крупном размере (учитывая, что ценный груз тянул почти на миллион рублей).

Неожиданно добавил специй в этот «салат» из омаров и креветок еще и капитан судна Борис Костиков, который по наивности заявил, что груз вовсе не принадлежит американской компании. Потому что, дескать, лично он вез его в адрес российской компании «Востокрыбпром» (удирая от правительства Новой Зеландии? Эх, вопросы, вопросы... - О.Н.).

Тут уж, сами понимаете, запахло жареным. Чтобы такая солидная российская компания - да оказалась владельцем груза сбежавшего судна? Дабы пресечь на корню всяческие инсинуации, представители «Востокрыбпрома» немедленно заявили, что показания капитана не могут быть приняты во внимание. Сам не ведает, что несет. Груз - американский. А мы в данном случае выполняем только агентские услуги. Агентские - и точка.

Финал этой истории грандиозен. По решению Хабаровского арбитражного суда и судно «Аскольд», и вся находившаяся на его борту замороженная морепродукция были торжественно возвращены американской компании «Пасифик Марин». И отбыли в безбрежный океан.

А раз справедливость восторжествовала, вывод можно сделать такой: схема скандальных угонов судов в общем и целом оказалась жизнеспособной. Ведь в результате этой истории все ее участники, что называется, остались «при своих». Все - кроме моряков. В этой большой игре на большие деньги они оказались мелкой разменной монетой. Впрочем, этим нас сегодня как раз уже не удивить. В далеких портах на чужих берегах наши моряки годами томятся в заложниках на арес-тованных судах. В небе над мятежной Анголой гибнут наши летчики, выполняя коммерческие рейсы. Не один год провели в индийской тюрьме русские пилоты, даже не подозревавшие, что под видом «коммерческого груза» хозяин загрузил самолет оружием.

Существует, конечно, законодательство, регламентирующее трудоустройство российских граждан за рубежом. Но в условиях «дикого рынка», который принес безработицу и низкую оплату труда на родине, наши люди сами отдаются «на милость» иностранного работодателя. Винить их за это сложно. Да и стоит ли, когда в любом случае до настоящих «хозяев» не добраться ни пограничникам, ни миграционной службе.

Ольга НОВАК.