"Призрак бродит в океане, экипаж - с дырой в кармане"

07.03.2002 | АРХИВ | 4м. 3 c. | 113

Черным месяцем стал август 2000 года для государства Новая Зеландия. «Русские пираты угнали судно!» - такими возмущенными заголовками в одночасье запестрели практически все новозеландские газеты. Своего апогея возмущение общественности достигло тогда, когда стало известно: «пиратская» выходка русских оставила с носом новозеландское правительство...

Речь шла о судне «Аскольд». Несмотря на то, что само судно принадлежит американской компании «Пасифик Марин», работал на нем русско-украинский экипаж, который ловил рыбу по квотам, выделенным правительством Новой Зеландии. Но однажды «Аскольд» тайком снялся с якоря и покинул территориальные воды Новой Зеландии. Да еще и «под завязку» набитый дорогостоящей морепродукцией: крабами, омарами, креветками и рыбной мукой.

Власти Новой Зеландии начали расследование. Объявила в международный розыск судно «Аскольд» и Морская служба государства Вануату - под флагом именно этого карликового государства в последние годы работало судно. «Возможно, в ближайшие дни «Аскольд» появится в одном из портов России», - предполагали журналисты.

Так и случилось. В середине августа 2000 года «пиратское» судно бросило якорь в Ванинском порту. «Очевидно, гасить международный скандал придется теперь правоохранительным органам Хабаровского края», - писала тогда наша газета («Корабль-призрак», исчезнувший в Новой Зеландии, обнаружен в Ванине», «ТОЗ» от 25.08.2000 г.).

Но мы ошиблись. Мы просто недооценили той отечественной паутины, в которой вязнут самые очевидные вещи. «Корабль-призрак», наделавший столько шума в мире, спокойно покинул российские берега. Покинул героем, потребовав вернуть ему (и получив) всю ранее арестованную морепродукцию. Такое чудесное превращение из «пирата» в «героя» с ним произошло не по мановению волшебной палочки. А по решению Хабаровского краевого арбитражного суда.

Тихий «американец»

Даже сама история появления судна «Аскольд» в Новой Зеландии окутана тайной. Ибо в очень недалеком прошлом у судна «Аскольд» было и русское имя, и российское «гражданство». Построенное двадцать лет назад на верфях ГДР, оно прибыло на Сахалин, где и было приписано к Корсаковской базе океанического рыболовства под именем «Новоникольск». Но в российских территориальных водах проработало недолго. Потому что в начале 90-х годов еще очень и очень нестарое судно вместе с экипажем было отправлено Корсаковской БОР работать к берегам Новой Зеландии.

Была ли это сдача судна в аренду одной из новозеландских компаний? Увы, об этом мы уже никогда не узнаем. Потому что в документах тех лет не осталось ни единой отметки о пересечении «Новоникольском» российской границы. А посему нам остается лишь предполагать, что судно уже тогда отбыло за рубеж, так сказать, инкогнито (то есть по-пиратски) - таковы уж реалии того времени. Мы даже никогда не узнаем, кому причиталась прибыль от работы судна у чужих далеких берегов: непосредственно ли Корсаковской БОР, какой-либо ее «дочерней» фирме или вовсе частным лицам. Только одно мы и можем утверждать наверняка: в результате своей экономической стратегии некогда мощная Корсаковская БОР вконец разорилась и была объявлена банкротом. И на кого бы ни работало судно «Новоникольск», самой Корсаковской БОР оно принесло одни долги (перевелась, видать, вся рыба у берегов Новой Зеландии!). Вот почему в конце 1998 года за те самые долги судно перешло во владение американской компании «Пасифик Марин, ЛТД». А та поспешила замазать краской старое название и под новым именем «Аскольд» приписать судно к порту Вила карликового государства Вануату: за-ради налоговой свободы.

...«Тихое море» - приблизительно так можно перевести название «Пасифик Марин». И правда: уж очень тихо была решена дальнейшая судьба бывшего «Новоникольска» (а ныне «Аскольда»). Вскоре он был передан в качестве залога еще одной компании с «тихим» названием: «Пасифик Фуд Трейд», «прописанной» на Багамских островах. И, таким образом, фактическим судовладельцем «Аскольда» стал «коренной» багамец по имени-фамилии Игорь Рябошапка. Сей судьбоносный акт был подписан сторонами в городе Нью-Йорке 19 июля 1999 года.

...Можно только предполагать, насколько родственные узы связывали две компании с одинаково «тихими» названиями. Но в свете дальнейших громких событий этот «тандем» выглядит, по меньшей мере, весьма подозрительно.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел

Ибо очень странные события начали развиваться в Южном полушарии планеты Земля спустя всего год. И началось все, пожалуй, 1 августа 2000 года, когда компания «Пасифик Фуд Трейд» Игоря Рябошапки (которая все это время добросовестно эксплуатировала территориальные воды Новой Зеландии на предмет ценных морепродуктов) подписала судьбоносный агентский договор с российской компанией «Востокрыбпром».

По этому самому договору компания «Востокрыбром» (которая базируется в городе Советская Гавань Хабаровского края на месте некогда знаменитого предприятия «Морские ресурсы») взяла на себя обязательства «в полной мере осуществлять оперативное управление траулером «Аскольд» в таких российских портах, как Владивосток, Находка, Ванино, Петропавловск-Камчатский и Магадан. А раз такой договор был подписан обеими сторонами по доброй воле, мы можем смело предположить, что судно «Аскольд» очень даже планировало от берегов Новой Зеландии отчалить в Россию.

И оно отчалило... Но как! Спустя всего две недели, тайно, по-пиратски, поставив «на уши» правительство и общественность Новой Зеландии, увозя на своем борту нигде не оприходованную ценную морепродукцию. А заодно - и моряков (граждан России и Украины), которые в этой «большой игре» оказались в положении то ли рабов, то ли «просто» заложников.

...Впрочем, судьба экипажа, как нам кажется, меньше всего волновала совгаванскую компанию «Востокрыбпром», которая весьма добросовестно приступила к своим агентским обязанностям, как только «корабль-призрак», исчезнувший из Новой Зеландии, внезапно бросил якорь в порту Ванино (надо же, совершенно случайно этот порт оказался упомянут в агентском договоре!).

И чтобы нам не быть голословными в этом утверждении, следует, наверное, прямо-таки процитировать рапорт главного специалиста поста иммиграционного контроля «Ванино-морпорт» Евгения Маркова на имя начальника этого поста Геннадия Погорелова:

«В этот же день, 17 числа, я перезвонил в офис представительства «Востокрыбпром». Тема разговоров - решение служебных вопросов по теплоходу «Аскольд», в частности - законность нахождения 37 граждан РФ под флагом государства Вануату. На данные мои уговоры господин Волошенко (генеральный директор компании «Востокрыбпром». - О.Н.) вопреки всем моим ожиданиям в грубой и оскорбительной для меня форме ответил, что... вы там в миграционной службе все ненормальные, что ли. Все хозяева и документы в городе Сиэтле, США. Все подобные вопросы в Америку, и, вообще, встречаться он с нами не хочет и не будет... Прошу вас разобраться по данному факту».

Легко, впрочем, сказать, - «разобраться», если одна сторона играет по одним правилам, а другая - совсем по другим... Судно «Аскольд» (а также вся находящаяся на его борту морепродукция), разумеется, было немедленно арестовано Ванинской таможней - именно для дальнейшего разбирательства. Но не прикуешь же целый огромный корабль к причалу наручниками! Цепей не хватит. Наплевав с высокой колокольни на свой «арес-тантский» статус, корабль преспокойно поднял якорь и отбыл в город Советская Гавань.

Очень мудро при этом повела себя его агентская компания «Востокрыбпром». Она поставила «корабль-призрак» в док совгаванского судоремонтного завода «Якорь». Ведь если корабль сломан и перешел границу чужого государства ради ремонта - он уже официально не может считаться нарушителем. Таковы международные правила судоходства, продиктованные многовековой практикой и соображениями гуманизма.

Как стать пиратом

По мере того, как время шло, и в самом деле начало казаться, что в Советской Гавани, под боком у «Востокрыбпрома», «корабль-призрак» обрел надежное «политическое убежище».

Гораздо в худшем положении, по сравнению с самим судном, оказался его экипаж. Когда траулер весьма оригинальным способом пересек границы обоих государств, получилось, что люди тоже дважды нелегально перешли границы. И по законам России должны теперь за это понести еще и уголовную ответственность. Спасибо, хоть наши правоохранительные органы проявили к морякам редкую гуманность. Понимая, что не по своей воле они попали во всю эту «петрушку», их посадили всего лишь под «домашний арест» прямо на судне - пока паспортно-визовая служба Советской Гавани слала во все концы света запросы, устанавливая личности членов экипажа.

Изрядно поиздержавшись за время такого «ареста», натерпевшийся экипаж, наконец, был распущен по домам. Для кого-то такой финал означал и личную трагедию: как правило, лицам, нелегально пересекшим границу страны, закрывают в нее въезд. Новая Зеландия, где, как им казалось, они устроили свою судьбу на ближайшие годы, их больше не ждала.

Эх, вопросы! Пыль да туман...

И тогда наступил последний акт этого спектакля. Когда «русские пираты» получили по заслугам, на сцене объявилась и заокеанская компания «Пасифик Марин». Объявилась - и топнула ногой на Ванинскую таможню: а ну, верните наше судно и наш товар! Дело ушло в арбитраж. Однако ванинские таможенники, получив исковое заявление из суда, испытали состояние легкого шока. Ясно ведь, как божий день, что если в Россию из-за границы ввозится товар, то он должен быть задекларирован. А раз он не задекларирован - значит, он и арестован. Чего тут еще объяснять? Тут вообще, если хотите, контрабандой попахивает, причем в особо крупном размере (учитывая, что ценный груз тянул почти на миллион рублей).

Неожиданно добавил специй в этот «салат» из омаров и креветок еще и капитан судна Борис Костиков, который по наивности заявил, что груз вовсе не принадлежит американской компании. Потому что, дескать, лично он вез его в адрес российской компании «Востокрыбпром» (удирая от правительства Новой Зеландии? Эх, вопросы, вопросы... - О.Н.).

Тут уж, сами понимаете, запахло жареным. Чтобы такая солидная российская компания - да оказалась владельцем груза сбежавшего судна? Дабы пресечь на корню всяческие инсинуации, представители «Востокрыбпрома» немедленно заявили, что показания капитана не могут быть приняты во внимание. Сам не ведает, что несет. Груз - американский. А мы в данном случае выполняем только агентские услуги. Агентские - и точка.

Финал этой истории грандиозен. По решению Хабаровского арбитражного суда и судно «Аскольд», и вся находившаяся на его борту замороженная морепродукция были торжественно возвращены американской компании «Пасифик Марин». И отбыли в безбрежный океан.

А раз справедливость восторжествовала, вывод можно сделать такой: схема скандальных угонов судов в общем и целом оказалась жизнеспособной. Ведь в результате этой истории все ее участники, что называется, остались «при своих». Все - кроме моряков. В этой большой игре на большие деньги они оказались мелкой разменной монетой. Впрочем, этим нас сегодня как раз уже не удивить. В далеких портах на чужих берегах наши моряки годами томятся в заложниках на арес-тованных судах. В небе над мятежной Анголой гибнут наши летчики, выполняя коммерческие рейсы. Не один год провели в индийской тюрьме русские пилоты, даже не подозревавшие, что под видом «коммерческого груза» хозяин загрузил самолет оружием.

Существует, конечно, законодательство, регламентирующее трудоустройство российских граждан за рубежом. Но в условиях «дикого рынка», который принес безработицу и низкую оплату труда на родине, наши люди сами отдаются «на милость» иностранного работодателя. Винить их за это сложно. Да и стоит ли, когда в любом случае до настоящих «хозяев» не добраться ни пограничникам, ни миграционной службе.

Ольга НОВАК.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

19.09.2021 20:54
Волонтеры считают: выборы прошли чисто
Студенты Герман Столяров и Арина Головина говорят, что решили принять участие в выборах в качестве общественных наблюдателей, потому что это показалось им интересным для дальнейшего развития, убедиться в честности выборов, добросовестности их проведения.

19.09.2021 17:55
В лидерах по голосованию северные районы Хабаровского края
По состоянию на 15 часов 19 сентября в краевой столице проголосовало более 35 % избирателей.

19.09.2021 13:03
Павел Минакир: "Просто красивых плакатов с красивыми словами недостаточно"
Научный руководитель Института экономических исследований ДВО РАН, член президиума Дальневосточного отделения РАН Павел Минакир ходит на выборы каждый раз, как они проводятся, за исключением тех моментов, когда его нет в Хабаровске.

19.09.2021 10:17
Заключительный день голосования стартовал без происшествий
Стартовал третий, заключительный день голосования по выборам  губернатора Хабаровского края и депутатов в краевую думу.

18.09.2021 21:47
Завершился второй день выборов
Сегодня в 20-00 по местному времени избирательные участки Хабаровского края завершили второй день голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года.



07.05.2020 10:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 09:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?