поиск
15 июля 2024, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Эраст Фандорин - телезвезда

08.03.2002
Просмотры
303

В воскресенье мы увидим премьеру того, что телекритики назвали самым смелым телевизионным проектом последних лет, - экранизацию первого из серии романов Бориса Акунина о сыщике Эрасте Фандорине «Азазель». Обставлено это будет с большой помпой. Практически весь воскресный вечерний прайм-тайм ОРТ будет посвящен акунинскому герою.

Перед собственно фильмом, который, кстати, длится более трех часов, выйдет телеигра «Кто хочет стать миллионером?» с участием актеров из «Азазеля». Илье Носкову, Сергею Безрукову и Сергею Чонишвили придется отвечать на вопросы, посвященные исключительно творчеству Б. Акунина. Объявлено, что все выигранные актерами деньги будут перечислены на счет екатеринбургского детского дома для одаренных детей. А уже после фильма в эфир выйдут «Времена» Владимира Познера. Гостем в студии будет Борис Акунин собственной персоной.

Кто не знает, под этим псевдонимом скрывается Григорий Чхартишвили - блестящий знаток литературы Японии, автор переводов на русский язык многих японских писателей, бывший заместитель главного редактора журнала «Иностранная литература». Три-четыре года назад его романы о приключениях Эраста Петровича Фандорина, оригинальные детективы, стилизованные под русскую литературу XIX века, стали сенсацией в книжном мире страны. С успехом акунинского проекта можно было тогда сравнить лишь успех постмодернистского романа Виктора Пелевина «Generation П». В пылу восторга критики даже сравнивали книги Акунина с историческо-философскими мистификациями Умберто Эко, но здесь чувство меры им явно изменило.

В последнее время Борис Акунин явно переживает творческий кризис, и совершенно очевидно, что если не будут найдены какие-то новые ходы, проект плавно уйдет в небытие. Но если экранизация «Азазеля» зрителям понравится, то вполне вероятен новый всплеск интереса к акунинским романам.

В том же, что фильм придется зрителям по душе, сомневаться не приходится - слишком сильные творческие ресурсы задействованы, слишком много внимания создатели уделили раскрутке проекта. Информация о готовящейся экранизации одного из романов Акунина стала просачиваться в СМИ еще больше года назад. Тогда ходили слухи, что в качестве режиссера-постановщика выступит сам Никита Михалков, а играть Фандорина будет Олег Меньшиков.

В итоге слухи подтвердились лишь частично - фильм делался на михалковской студии «ТРИТЭ», но снял его Александр Адабашьян, работавший над многими картинами Михалкова в качестве автора сценария и художника-постановщика. Главную роль же сыграл мало кому известный актер Александринского театра в Петербурге Илья Носков. Вообще, «звезд» в фильме мало - к ним можно отнести разве что Олега Басилашвили и Марину Неелову. В одной из ролей снялся известный театральный режиссер Евгений Гришковец.

Выбор романа для экранизации оставался за режиссером. По словам Александра Адабашьяна, перечитав все книги об Эрасте Фандорине, он выбрал «Азазель», потому что там сильная драматургия, идет развитие характера героя: в начале повествования Фандорин - мальчишка, к концу он предстает пережившим жизненную драму мужчиной. Сценарий доверили писать самому Акунину-Чхартишвили.

«Азазель» стал чуть ли не самым дорогим художественным фильмом, сделанным для отечественного телевидения. Снимали его не на видео, как обычно делается, а на 16-ти мм кинокамеру. Съемки проходили в Москве и Праге. Как говорит режиссер, они создали картины не реальной Москвы XIX века, а воображаемой: «Во многих деталях мы обдуманно, принципиально не точны».

В полном соответствии с прописными истинами, помещенными в учебники по маркетингу, составлена звуковая дорожка к фильму, которая, безусловно, выйдет отдельным альбомом. Здесь цвет отечественного поп-рока - Борис Гребенщиков, Владимир Шахрин, Максим Покровский из «Ногу Свело» и даже Юля Чичерина - поет романсы XIX века. Причем не какие-то там стилизованные песенки советских композиторов, а настоящие старинные романсы. Звучит дико, вспоминается провальный проект «Митьковские песни» семилетней давности, где тот же Гребенщиков, противно блеющий бернесовскую «Темную ночь», никаких чувств, кроме жалости, не вызывал, но чем черт не шутит. Может, и получится что-то достойное.

Кстати, ходили упорные слухи, что в Москву прилетал известный голливудский режиссер Пол Верхувен, которого, якобы, заинтересовала книга Акунина. Сам писатель этого не подтверждает и говорит, что в данном случае имеет место эффект «испорченного телефона» - он лишь упоминал в одном из интервью, что если бы и стал с кем-то сотрудничать в Голливуде, то только с европейцами вроде Верхувена или Формана.

Дмитрий КОШЕВОЙ.