поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

"Тимуровцы из ЖКХ чистят карманы жильцов и хранят тайну"

13.03.2002
Просмотры
247

У нас завал. Почтовый. У нас телефон горячий. Народ высказывает накипевшее возмущение по поводу повышения тарифа на техническое обслуживание жилья. Накал страстей особый. Январские распечатки РКЦ повергли в шок огромное количество хабаровчан. Было 89 рублей, к примеру. Стало 196. За что?

Рэкетиры, грабители, садисты и даже... каннибалы. Это лишь часть образных сравнений, которыми хабаровчане щедро награждают сегодня в своих письмах команду реформаторов из городского управления ЖКХ. И мы, грешным делом, даже слегка посочувствовали начальнику управления Сергею Чернышову: если у нас телефоны «горят» - он, наверное, чувствует себя как уж на сковородке? Ведь повышение тарифа было его инициативой.

- У нас тихо, - немало удивил Сергей Александрович. - Никто новым тарифом на техобслуживание не возмущается. Ерунда все это, выдумки...

- А разве обращение совета ветеранов Индустриального района до вас не дошло? - не поверили мы. - А нота протеста Хабаровского краевого объединения профсоюзов? А кастрюльное шествие пенсионерок Первого микрорайона?

- Все это организованные мероприятия. Кто-то за всем этим стоит...

С железной логикой главного городского реформатора нельзя не согласиться. Стоит за этим, пожалуй, и в самом деле очень многое: худосочные наши кошельки, ущербный, неустроенный быт, возмущение местечковой реформой, которую иначе как грабительской не назовешь. Обещанное финансовое оздоровление отрасли в Хабаровске начали опять не с того конца - с увеличения тарифа... на 245 процентов.

Такой поворот, в принципе, вполне соответствует политике правительства: в кратчайшие сроки - до 2003 года - переложить на плечи населения все тяготы платежей за жилищно-коммунальное обслуживание. Но ведь реформа заключается не только в дороговизне. Ведь не для отвода глаз в законе «Об основах федеральной жилищной политики» оговорено главное условие реформирования: проводить изменение тарифов на услуги ЖКХ в соответствии с уровнем, динамикой роста реальных доходов населения, качеством предоставляемых услуг, развитием конкуренции?

Но где оно, качество? Где конкуренция? Все действия местных реформаторов демонстрируют как раз обратное: слабые ростки конкуренции в Хабаровске давят на корню. Яркий пример - безвременная «кончина» частного коммунального предприятия «Управленческое консультирование и защита граждан». Основала это предприятие Татьяна Ярославцева. Чиновница краевого управления ЖКХ, казалось бы, знала систему как свои пять пальцев. И когда решила проверить теорию практикой (взяла на обслуживание три «хрущевки» в Центральном районе), мы не сомневались: «Выплывет!»

Жильцы тех домов рассказывали, что такого еще не видели, чтоб по заявке приходили молодые, вежливые люди в синих комбинезонах, выполняли работу на «пять с плюсом» и не просили дополнительного гонорара. За неполный год частная фирма выполнила такой объем работ, который муниципалам и не снился: меняли стояки, трубы, задвижки, краны. Принялись за косметический ремонт подъездов. Но какой ценой?

Ярославцевой приходилось воевать со службой заказчика практически за каждую копейку. В результате финансирование частника просто прекратили. Съели. Задавили. А мэру отправили эпитафию - служебную записку с выводом: «Частник сегодня не способен работать на рынке ЖКХ». Ах, Ярославцева! Просто поверила в здравый смысл реформы: объясняла чиновникам от ЖКХ во главе с Сергеем Чернышовым, что расчеты с частными фирмами следует вести напрямую, минуя лишнее звено - службу заказчика. Частник не может кормить раздутый контрольный аппарат, покрывая общую кредиторскую задолженность системы.

Наивные обыватели, мы тоже полагали, что реформы начинаются именно с развития конкуренции. Объективности ради, скажем: мэр города Александр Соколов неод-нократно укорял предпринимателей города - что же не развиваете рынок коммунальных услуг, или «черной» работы испугались? Мы поддержим.

Ярославцеву уже «поддержали»...

А теперь я раскрою страшную коммунальную тайну. Тайну, которую стойко хранят все чиновники от ЖКХ. Эту тайну не открыли нашему корреспонденту Леониду Гапичу («ТОЗ», 12.02.02г., «Если так надо», значит, «бу сделано») ни директор департамента ЖКХ Николай Чаткин, ни директор одноименного департамента правительства края Виктор Захарченко, ни аудиторы компании «Форет-аудит», ни сам Сергей Чернышов... А добивался от них наш корреспондент, собственно говоря, только одного - объяснения природы стремительного вздорожания техобслуживания.

Сергей Чернышов и на этот раз держался стойко. И выдал коммунальную тайну, можно сказать, по неосторожности.

- При потребности в финансировании городского коммунального хозяйства в 1 миллиард 122 миллиона рублей в нынешнем году мы обеспечим едва ли 20 процентов суммы. Все остальное - это воздух. Та самая кредиторская задолженность, необеспеченные льготы и субсидии. Но тогда надо сказать честно: иного выхода, как 100-процентный платеж за ЖКХ, у нас нет. Оч-чень непопулярная мера! Отменить льготы и субсидии? Еще более непопулярная! Даже если лишить льгот силовиков, военных и прочие не самые бедные категории населения, останутся социальные пенсионеры, многодетные матери - те, кого грех не поддержать. Но тогда мы должны воззвать к милосердию каждого жителя: у нас, как у всех русских, сегодня взаимопомощь. Проплачивая 10-100 рублей соответствующего тарифа, мы оказываем помощь тем малоимущим, которые за услугу заплатить не могут. Мы стремимся к тому, чтобы тариф стал максимально прозрачным. Когда таковыми станут все его составляющие, включая труд уборщицы, мы сможем сформировать частника, который станет получать 100-процентную оплату за свой труд. Пока же нам с трудом удалось сбалансировать тарифы на текущий ремонт и техническое обслуживание с выпадающими доходами.

Браво! Между строк, как известно, не написано ничего. Но можно понять: реформаторы нашли выход из тупика. Он в возрождении тимуровского движения. Взаимопомощь и взаимовыручка! Аркадию Гайдару с его поленницами, сложенными добросердечными подростками, с такими реалиями было бы не совладать.

А уж нам и подавно. Как проверишь: «забили» ли льготы и субсидии в тариф? И если «забили», то в каком объеме? Общий тариф техобслуживания по старой схеме высчитывался так: брались фактические расходы по ЖКХ за год и делились на квадратные метры жилого фонда. Нынче мы от старых схем уходим. Нынче мы платим за себя и за того парня. Хотя, с какой стати?

А с какой стати мы с вами оплачиваем премии за благоустройство дворов и подъездов, которые мэрия вручает в ходе городских конкурсов? Главное условие таких конкурсов - благоустройство силами жильцов. Народ дурят дважды. Сначала тех, кто за свои кровные штукатурит и красит подъезды, меняет входные двери. Потом всех нас. Мы ведь вправе рассчитывать, что наши денежки пойдут на ремонт собственных подъездов. Мы уже заплатили за техобслуживание, как и конкурсанты.

Комиссия по реформированию ЖКХ, в которую включили председателей ЖСК, домкомов, представителей общественно-политических организаций, а также и журналистов (чтоб ничего не переврали), в ходе четырех заседаний пришла к выводу: надо быстрее переходить к адресным накопительным счетам по каждому дому. Только тогда население сможет решать самостоятельно: кому доверить собранные деньги, как разумнее ими распорядиться. И это будут конкретные шаги реформы. Если дело пойдет в этом направлении, жить и в самом деле станет веселее.

Хотелось бы поскорее. Все сегодня признают: город на пороге катастрофы. Жилищно-коммунальное хозяйство не случайно стало сегодня источником чрезвычайных ситуаций. Трубы и батареи-убийцы всего лишь ждут своего часа. К тому же все мы давно перешли на техническое самообслуживание. Сантехника приглашаем по знакомству. Двери в подъезд устанавливаем вскладчину. И вправе требовать не увеличения, а снижения цены за такой сервис.

Ваши письма - тому подтверждение.

Ирина МАШНОВА.