Закрытые горизонты и полюса

14.03.2002 | АРХИВ | 5м. 12 c. | 274

Десант театральных критиков высаживается в городе юности обычно в марте, накануне праздника Дня театра и подведения итогов ежегодного конкурса, который проводится в крае. Обычно среди них есть и члены конкурсного жюри, которые просматривают, обсуждают спектакли театров краевого центра и Комсомольска-на-Амуре, выдвигают соискателей.

И на этот раз творческую поездку в город юности организовало министерство культуры правительства края. В составе группы - председатель жюри И. Соболевская, театровед А. Шавгарова, представитель хабаровского СТД Т. Бабурова, художница В. Романова, учредившая театральную премию в память о своей матери - актрисе краевого театра драмы Татьяне Проняковой-Романовой. Возглавляли театральный десант первый заместитель министра культуры С. Скоринов и ведущий специалист отдела искусств А. Якунина.

Все они - участники своеобразного «круглого стола», речь за которым идет о состоянии театрального дела в городе юности.

С. Скоринов: - Мы обсуждали наболевшие проблемы, искали возможности помочь этому театру. Он имеет статус муниципального, а это значит, что финансирует их родной город, и вот здесь кроется настоящая беда - минимум затрат на постановки спектаклей диктуют театру жесткие условия: как можно больше недорогих премьер в год (в прошлом сезоне их было восемь). И встает вопрос о качестве столь быстрых постановок.

Мы, в свою очередь, пытаемся что-то сделать для театра. Решили, наконец, вопрос с губернаторскими стипендиями, десять теперь будут получать комсомольские актеры. Будем совместно с городской администрацией решать болевые проблемы театра. Он того заслуживает: в труппе есть талантливые актеры и творческий потенциал.

А. Якунина: - Понятно, нам было интересно знать: а востребован ли театр зрителями? Когда в метель, добираясь вечером до театра, мы переживали, придут ли зрители в такую погоду. Что вы думаете? - полный зал, а как они слушали, принимали, аплодировали!

А. Шавгарова: - Первый - «Карты не врут» по пьесе М. Ворфоломеева, в постановке А. Евдокимова. По жанру это комедия положений. Таких пьес бездна в русской и европейской драматургии, они привлекают театры прежде всего возможностью создать яркие сценические характеры. Но пьеса М. Ворфоломеева показалась мне вторичной, характеры примитивными и ходульными. Так, например, обаятельной молодой актрисе Ларисе Гранатовой не удалось соединить две игровые ипостаси ее персонажа, первый из которых - начинающая актриса, приехавшая из Сибири попробовать себя в Москве, и второй - вульгарная деревенская деваха. Нестройность в исполнении, отсутствие четкой продуманной линии ролей чувствовались у всей актерской команды. Не удалось избежать этого даже опытной артистке Нине Ярцевой (Софья Сергеевна). Проблема - в режиссуре, хотя бы на уровне чуткого и профессионального руководства актерами и грамотного прочтения пьесы.

Спектакль «Семейный портрет с дензнаками» по пьесе С. Лобозерова в постановке С. Чуваткина обозначен в афише как «трагикомедия». Сюжет внезапного обогащения людей, несладко живущих в деревне и растерявшихся перед свалившимся богатством, может трактоваться и так. Здесь необходимы крепкие драматургические характеры, дающие возможность прожить яркую сценическую жизнь. Этого нет в пьесе С. Лобозерова. Пьеса просто поражает примитивностью представления о деревенских жителях. Сценическая версия Комсомольского-на-Амуре театра драмы от нее недалека.

«Две комедии в один вечер» - под таким названием режиссер В. Судов объединил одноактные пьесы А. Вампилова «История с метранпажем» и М. Ворфоломеева «Приговор». Интересна попытка объединить столь разноплановых драматургов, как Ворфоломеев и Вампилов, которую режиссер В. Судов и художник-постановщик Ю. Зимовец предпринимают, в первую очередь, при помощи сценографического решения. Когда смотришь, возникают ассоциации с пролеткультовской «Синей блузой», «Баней» В. Маяковского. Конечно, режиссеру решать, какой прием использовать, какую стихию вынуть из драматургии. Но в этом спектакле режиссерский прием остался не стыкуемым с поэтическим стилем драматургии Вампилова и бытовым Ворфоломеева. Из актерских работ хотелось бы отметить Л. Лелькина, крепкого реалистического актера. Обидно только, что режиссер, пытаясь вызвать зрительский смех, допускает сомнительные вкусовые пристрастия.

Никакие финансовые трудности, никакие проблемы не снимают ответственности театра перед своим зрителем.

В. Романова: - Я люблю живой театр. Люблю, когда люди на сцене друг друга видят, когда они друг друга чувствуют, когда ты понимаешь, что на сцене по-настоящему что-то происходит. Но как художник, я придаю значение форме в искусстве. Когда цветовая гамма декораций гармонична, когда на сцене нет эклектики и выдержано стилевое единство. Для того, чтобы выстроить визуальный ряд, нужно владеть законами сценографии, композиции, а этого не происходит.

И. Соболевская: - Полагаю, что нам удалось понять специфическую театральную ситуацию в городе Комсомольске-на-Амуре. Разделяем боль театра за то, что он вынужден чаще, чем, скажем, хабаровские театры, обновлять репертуар, работать в отсутствии дотируемых постановочных средств. Но печально, что в театре идут такие авторы, как Ворфоломеев и Лобозеров. Через десять лет их все забудут, а будут помнить и ставить Островского, Чехова, Булгакова, Шекспира. Я удивлена: хорошая, сильная, стабильная труппа, есть замечательные мастера, которые достойны лучших ролей. Прекрасно, что появился в репертуаре «Стакан воды» Э. Скриба, музыка А. Журбина. Спектакль украсил афишу и восполнил недостающее: в городе любят музыкальный театр. Но для того, чтобы создать музыкальный спектакль, нужны немалые средства, а не только три радиомикрофона: когда подошли, спели, повернулись друг к другу, произнесли текст, и снова к микрофону. Такой прием диктует скучные, примитивные, фронтальные мизансцены. Это позавчерашний день - превращать музыкальные номера неделимого пространства спектакля в концертные.

В экспериментальном театре КНАМ довелось увидеть прогон спектакля «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки» по пьесе П. Зиндела. Одна из неожиданных особенностей постановки - три актрисы из драматического театра (нар. артистка Нина Ярцева, засл. артистка Ирина Барская, артистка Евгения Ярцева) предстают перед зрителем совершенно в другом качестве. Восхищена игрой Нины Николаевны Ярцевой, ведь в ее уважительном возрасте играть в молодежном экспериментальном театре - нужно иметь мужество. Она великолепна! Такая актриса - счастье театра. И хотелось, чтобы в ее судьбе чаще случались встречи только с хорошими режиссерами в достойном ее таланта репертуаре.

Не в каждом театре есть актеры такой яркой индивидуальности, как Леонид Лелькин. Его хочется видеть в хороших ролях, в хорошей драматургии.

Одна из актуальных проблем современного театра - режиссер. Возглавлять театр - огромная ответственность, и порой это несовместимо ни с заработной платой, ни с условиями труда. Чтобы быть лидером в театре, надо иметь колоссальный интеллект, быть психологом, не хочу никого обидеть, но мощности режиссерского труда я в этом театре не ощутила.

Т. Бабурова: - В дневниках драматурга Александра Володина можно прочесть: «Театр должен помогать жить. Остальные функции искусства, включая критику недостатков общественной жизни, имеют смысл только рядом с этой главной целью - помогать жить». Исполняют ли основную функцию искусства два таких полярных театра, как Комсомольский драматический и экспериментальный театр КНАМ? Традиционно русский человек ждет от искусства душевного переворота, подъема, очищения, напряжения, счастья. Но драматический театр предлагает зрителям спектакли, в которых хорошим артистам нечего играть. А в КНАМе режиссер Татьяна Фролова, безусловно, одаренный человек, устраивает такие зрелища для избранных - голова кругом идет. Непосвященные отходят в сторону, оставшиеся задерживают дыхание от счастья, что приобщились к высокому.

Театральная ситуация Комсомольска, на мой взгляд, выражена этими двумя противоположностями, разными полюсами театрального искусства. С одной стороны - яркий авангард и элитарный зритель, а с другой - во все времена понятный и принимаемый широким провинциальным зрителем бытовой реализм. Но диапазон культурных потребностей общества никогда не может быть удовлетворен крайностями. Остается незаполненной та самая золотая середина, без которой не может быть полноценной театральной жизни в городе. А пока мы размышляем, театр должен каждый вечер давать третий звонок и поднимать занавес...







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

02.05.2024 16:00
График перекрытия улиц в мае

02.05.2024 13:47
Жители Хабаровского края на 10% нарастили сбережения в ВТБ

02.05.2024 10:12
Восстанавливать лес помогают семена и госпрограммы

02.05.2024 09:13
Как получить ипотеку на Дальнем Востоке

01.05.2024 16:14
Переезд в Хабаровский край из других регионов поддержат рублем

01.05.2024 14:11
Сотрудников для предпритяий поддержат по гспрограмме

01.05.2024 12:45
Самозанятость: преимущества в Хабарвоском крае

01.05.2024 12:24
Всутпил в кластер в крае — получи льготный займ

01.05.2024 12:16
Экскурсии на предприятия Хабаровского края — популярны

01.05.2024 10:13
Инвестиционные программы для сферы ЖКХ

01.05.2024 10:11
Жителей края приглашают на ярмарку

01.05.2024 09:09
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с Праздником Весны и Труда!



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов