поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

«А дотации на ЖКХ куда уходят? Ответьте!»

23.03.2002
Просмотры
255

Сергея Чернышова недобрым словом вспоминают сегодня, считай, в каждом доме. Так и хочется закричать во весь голос: «Не виноват он! Не сам пришел к тарифу 6 руб. 56 коп. за один квадратный метр жилья!» Он, как начальник управления ЖКХ города Хабаровска, - всего лишь маленькая шестеренка в механизме неотлаженной государственной системы.

Попав однажды по воле случая в колею государственной политики, бредет он в надежде, что когда-нибудь куда-нибудь колея все-таки выведет. Эта политика в достаточной степени была изложена в программе реформирования ЖКХ страны, подписанной еще в 1997 году. Суть ее была в снятии всякой ответственности с государства (точнее, с федеральных органов) за деятельность ЖКХ и возложении ее на плечи народные под патронажем муниципальных властей и организаций путем передачи всего ведомственного жилья в муниципальную собственность, в создании товариществ собственников жилья и, по мере нарастания капитала, класса домовладельцев. При этом предусматривалось развитие здоровой конкуренции на право обслуживания населения.

С этой целью этим же президентским указом была сломана десятилетиями отработанная система домоуправлений и вместо нее созданы службы заказчика и службы подрядчика. Предполагалось, что служба заказчика возьмет на себя функции организатора, координатора и контролирующего органа - единого на все муниципальное хозяйство города или района. В то время, как служба подрядчика, помимо муниципальной, должна была состоять из множества организаций и отдельных бригад, связанных со службой заказчика договорами и соглашениями. Расчет строился на том, что приватизацией квартир будет охвачена большая часть населения страны, что возрастет платежеспособность населения, его покупательский спрос. Поэтому предусматривалось ежегодное повышение тарифов за жилье и коммунальные услуги с целью поторопить население к объединению в ТОСы, кондоминиумы, чтобы они сами на конкурсной основе могли нанимать подрядчиков для обслуживания своих квартир, домов всеми видами услуг. К примеру, в 2002 году планировалось закончить установку на все жилье счетчиков горячего и холодного водоснабжения. А в 2003 году тариф за техническое обслуживание 1 кв. метра жилья предусматривалось довести до 8 руб. 20 коп. (!).

Но грянул август 1998 года.

Объявленная реформа ЖКХ резко затормозилась, так и не получив своего развития. Но осталась, доказав свою живучесть, система. Она упорно из года в год цинично повышала и до сих пор повышает тарифы жилищно-коммунального обслуживания, доведя их до абсурда, абсолютно не учитывая платежеспособности населения.

Главный хозяйственник города И. Крейс сделал попытку приблизиться к низам, спросить у них совета, как быть дальше, создав комиссию по реформированию ЖКХ города. Три заседания комиссии (одно из них совместно с советом общественно-политических организаций при мэре города) привели к поистине удивительному итогу - к констатации: чтобы что-то сделать, нужны деньги, а их нет. А где же соломоново решение? Хотя надо отдать должное, из уст И. Крейса прозвучало намерение перейти с июля 2002 года в масштабе города к адресным накопительным платежам за техническое обслуживание жилого фонда и его коммуникаций. До июля с.г. силами службы заказчика совместно с председателями домовых комитетов произвести углубленное освидетельствование всего муниципального жилого фонда с составлением актов, заведением паспортов на их техническое состояние и составлением планов первоочередных работ.

Браво! После четырехлетних раздумий наконец-то согласились, что всеобщая повинность, коей стали платежи за техобслуживание и ремонт, как их ни поднимай, к положительному решению проблемы не приведут. Но при этом И. Крейс заявляет, что администрация ЖКХ города оставляет за собой право распоряжаться по своему усмотрению деньгами на этих накопительных счетах без какого-либо согласования с жильцами дома и какой-либо отчетности. Лукавит Иван Александрович! Ох, как лукавит! Он прекрасно понимает, что для того, чтобы система адресных платежей заработала, необходимо будет реорганизовать службу заказчика, возвратившись к системе домоуправлений со своими расчетно-кассовыми отделами.

В таком случае, используя адресное накопление, домоуправления смогут сами заключать на конкурсной основе договоры на обслуживание жилфонда, быть ближе к населению. Имея в своих руках деньги, они станут оперативно решать возникающие проблемы, обходиться меньшей численностью специалистов ЖКХ, рабочих и работниц.

Заслуживает интереса предложение: расчеты за техобслуживание и ремонт жилья, коммуникаций и объектов общего пользования производить за фактически выполненные работы. К примеру, если жильцы определенного дома на своем адресном консолидированном счете имеют достаточную сумму денег, они при техническом руководстве домоуправления заключают договор или с бригадой ремонтников домоуправления, или со сторонней организацией по существующим нормам и расценкам. Сделали работу? Техническая комиссия домоуправления совместно с председателем домового комитета принимает ее и рассчитывается в соответствии с условиями договора.

Можно с уверенностью сказать, что при честном, разумном, творческом подходе к проблеме техобслуживания и ремонта платежи по ним сократятся на значительные суммы. Конечно, в таком случае руководство ЖКХ города теряет монополию на власть вместе с огромными, никому нынче не подконтрольными суммами денег.

За доказательствами далеко ходить не надо: на обслуживание 72-квартирного дома, в котором я живу, за 2001 год поступило в виде платежей и субсидий 280597 руб. Из них в жилищный орган перечислено 74 051 руб., поставщикам услуг - 179533 руб., 27013 руб. - различным органзациям. А куда тогда деваются дотации на ЖКХ, о которых твердит правительство? Куда ушли 36 млрд. рублей из госбюджета, о которых говорил президент В.В. Путин? Из этих денег некая - пусть самая малая - сумма должна уйти на обслуживание и моего дома. Где она затерялась? Ответьте!

И, наконец, не надо рассчитывать на то, что народ пошумит-пошумит, обратится к депутатам всех уровней за разъяснениями причин роста тарифов на услуги ЖКХ, выплеснет возмущение на площадях и в средствах массовой информации и, спустив пар, успокоится. История знает немало примеров, когда вслед за «кастрюльными бунтами» следовали акции гражданского неповиновения. Многие сегодня не платят за жилье именно по этой самой причине. То ли еще будет!

П. КУЧИНСКИЙ.