поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Меры не популярные, но вынужденные

23.03.2002
Просмотры
257

С начала нынешнего года в Хабаровске были введены новые ставки платы за техническое обслуживание жилья и капитальный ремонт. Очередное увеличение расходов семейного бюджета на услуги ЖКХ можно было спрогнозировать заранее. Чем же обусловлено повышение тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, коммунальные услуги? Как финансируются и выполняются работы по капитальному ремонту и техническому обслуживанию?

Сегодня в городе 2943 муниципальных жилых дома общей площадью 7875,1 тыс. кв. м. Для поддержания их хотя бы в удовлетворительном состоянии в прошлом году на проведение работ по капитальному ремонту потребовалось 206 миллионов рублей. Удалось же за счет всех источников финансирования выполнить работ лишь на сумму 98,1 миллиона рублей, или 47 процентов от потребности. На эти деньги были отремонтированы кровли в 126 домах, сантехнические системы - в 50 домах, в 29 домах был выполнен ремонт межпанельных швов. Если все эти цифры перевести в расчете на одного жителя, то получается такая картина: потребность в капитальном ремонте была равна 511 рублям в год, а проведено работ на 243 рубля. В среднем же каждый хабаровчанин заплатил всего лишь 81,73 рубля в год, то есть его взнос составил 33,6 процента от выполненных объемов, или 16 процентов от потребности.

Общая сумма, уплаченная населением за техническое обслуживание жилья, составила в минувшем году 118,4 миллиона рублей, то есть в среднем каждый житель внес 294 рубля за год, или 24,5 рубля в месяц. Помимо этого, из городского бюджета было выделено 119,2 миллиона рублей. На эти деньги были проведены работы по текущему ремонту жилья на 37 миллионов рублей, из которых 19 миллионов рублей ушло на косметический ремонт, приведение в порядок кровель, фасадов, печей; на 15 млн. руб. было выполнено сантехнических работ; на 3 млн. руб. - прочих.

Что же касается заработной платы обслуживающего персонала, то на эти цели в прошедшем году направлено 162,4 миллиона рублей. Средняя зарплата одного работника в отрасли составила 1806 рублей в месяц, что не дотягивает до прожиточного минимума, - и это при том, что многие совмещают полторы-две ставки. Если же трудиться только на одну ставку, то зарплата составит 716 рублей в месяц. Не удивительно, что при таком заработке специалисты в жилищном хозяйстве не держатся - укомплектованность кадрами составляет 61 процент.

На плечи жилищных предприятий ложится также груз предоставленных льгот и субсидий, не подкрепленных финансированием. Судите сами: в прошлом году среднестатистический житель города получил в виде льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг 786 рублей, из которых 608 рублей так и не были возмещены из бюджетов различных уровней. Что же касается именно жилищных услуг, то из 226 рублей, приходящихся в виде льгот и субсидий на одного жителя, 57 рублей предприятиям не были возвращены.

Для того, чтобы улучшить положение с кадрами, увеличить объемы текущего ремонта жилья, повысить качество обслуживания, было решено в нынешнем году изменить подход к формированию тарифов. Раньше за основу брались фактические затраты и корректировались на индекс инфляции или процент удорожания. Такой метод не оправдал себя, ибо фактические расходы при отсутствии должного финансирования оказывались явно заниженными и не могли обеспечить полноценную работу отрасли. В текущем году при формировании тарифа были учтены существующие нормы и нормативы по жилищно-коммунальному комплексу, а также требования действующего законодательства.

Так, расходы на оплату труда работников жилищного хозяйства рассчитаны в соответствии с требованиями нового Трудового кодекса, согласно которому зарплата должна быть не ниже прожиточного минимума. В связи с этим ставка первого разряда была увеличена с 318 до 872 рублей, или в 2,7 раза.

В 2,2 раза по сравнению с прошлым годом увеличились расходы на текущий ремонт. Если в тарифе 2001 года они составляли 39412 тыс. руб., или 0,43 руб./кв. м, то в нынешнем году - 87890 тыс. руб., или 0,93 руб./кв. м. Эти расходы были запланированы на основе методических рекомендаций по организации и проведению текущего ремонта жилищного фонда всех форм собственности (МДС 13-3.200), утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.99г. №170 и методических указаний по организации, проведению и определению стоимости текущего ремонта жилищного фонда города, утвержденных распоряжением мэра города от 12.01.2001г. №49-р «О применении сметных норм и расценок при выполнении текущего ремонта муниципального жилищного фонда».

Понять причины увеличения платы помогут еще несколько цифр. Так, расходы на оплату электроэнергии мест общего пользования и лифтов возросли на 15 процентов, на проведение дератизации и техническое обслуживание лифтов - в три раза, прочистку вентиляционных каналов - в полтора, затраты на ГСМ - в 1,6 раза, инвентаризацию технических паспортов - на 25 процентов, телефонные расходы - на 49 процентов, на 72 процента увеличились налоговые платежи.

Стоит отметить, что в тариф включены только необходимые затраты - это подтверждается заключением независимой экспертизы экономической обоснованности тарифов на содержание и текущий ремонт жилищного фонда. В действующий тариф не включены затраты на замену и ремонт почтовых ящиков, расходы на инвентаризацию земельных участков, обслуживание внутридомовых насосных установок и приборов учета.

Сергей Чернышев, начальник управления ЖКХ администрации Хабаровска.