поиск
14 февраля 2025, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

"Великие дела надо начинать именно 1 апреля"

02.04.2002
Просмотры
343

C 1 апреля в Хабаровске у кондукторов трамваев и автобусов заметно потолстели сумки. Не от увеличившейся «налички», а от обилия талонов, которыми льготники теперь должны «расплачиваться» с автотранспортниками.

В первый день двухмесячника, в утренние часы, не обошлось без недоразумений. В толкучке, на самых «пассажироемких маршрутах», кондукторы не успевали собирать талоны и проверять удостоверения, многие льготники фактически ехали «зайцами» до своей остановки. Некоторые из них показывали только пенсионные, забыв прихватить с собой «сопроводительную бумажку». Все это напоминало ожившие сцены из полузабытого кино про пиво, которое отпускалось только членам профсоюза. На вопрос: «Ваш талон?» (т.е. член ли вы всероссийской халявы), пассажиры отвечали, что они из этой категории лиц, и совали в нос взмыленным контролерам свои «фамилии и отчества с номерами», изредка сопровождая их передачу экспрессивными комментариями. Некоторые пенсионеры вместо одного талона сразу предлагали целую пачку на пятьдесят поездок вперед. Иные из них требовали в обмен автобусные билеты. На улице Муравьева-Амурского, возле трамвайной остановки, некий человек, бомжеватого вида, пытался продать свои проездные за бутылку «беленькой». К нему подходили, приценивались и отходили. А в троллейбусе маршрута Комсомольская площадь - Аэропорт один из пассажиров написал на своем талоне: «Самолет: бизнес-класс», уверяя кондуктора, что в «его руках волшебный билет до Тель-Авива туда и обратно», - шутник, видимо, был верен первоапрельским принципам.

Ну а если серьезно, то транспортники особо не усердствовали, понимая, что народ должен попривыкнуть к нововведению, а талоны пообмяться в руках. Цель-то у них - определить фактические убытки от перевозок, чтобы потребовать от московских чиновников компенсацию. На амортизационные и прочие расходы всего-то требуется около 70 миллионов рублей. Сколько из них доля льготников - кто знает. Вопрос только в том, возымеет ли эта хабаровская акция ожидаемый результат наверху? Пробиться через ведомственные барьеры до сих пор было практически невозможно.

А в преддверии начала акции Александр Соколов собрал в мэрии пресс-конференцию, где в очередной раз напомнил жителям Хабаровска о том, что за все надо платить. За льготный проезд на транспорте, за разбитые дороги, по которым ездят все, кому не лень, за помойки, которые не убираются вовремя. Где на все изыскать немалые средства? Есть один способ - повышать тарифы и налоги.

По его словам, муниципальный пассажирский транспорт, в отличие от коммерческого, разваливается на глазах. Здесь перевозят более 60 процентов льготников, а финансируется он на 17 процентов от потребности. Однако многие из льготников отнюдь не бедствуют, а между тем ездят бесплатно. Значит, впереди неизбежное повышение цен - и горстка тех, кто за проезд платит исправно, будет частично оплачивать армию льготников. Дороги тоже просят значительных финансовых затрат. Те же частники, а в Хабаровске работает более 350 автобусов, не хотят становиться в общий строй, т.е. подчиняться мэрским постановлениям. Война с ними идет с переменным успехом, но денег от этого в городской казне больше не становится. Весенняя распутица опять застала дорожников врасплох. Несмотря на ограничения проезда тяжелой техники по городским магистралям с 25 марта по 17 мая, меры эти ощутимого эффекта не дают. С таянием снега улицы и переулки становятся непроезжими. Их ремонт, приобретение дорожной техники, ГСМ финансировать должны те, кто по ним катается. То есть водители - свои и транзитники теперь обязаны оплачивать специальный пропуск в зависимости от тоннажа своей машины. Чем больше масса автомобиля, тем, естественно, больше оплата за порчу дорог. Для этой цели снаряжены бригады проверяющих, на въезде и выезде в город действуют посты.

На все про все, чтобы подлатать ямы и трещины, как уверяет начальник управления городского транспорта В.Н. Шкурин, необходимо около 900 миллионов рублей в год. На эти деньги можно построить новые дороги. А между тем с проезжающих собираются крохи - всего-то пять-восемь миллионов.

Кстати, городские чиновники чаще всего практикуют самые простые приемы отъема денег у населения - повышение цен и т.д. Все попытки провести инвестиционные конкурсы, привлечь свободные деньги предпринимателей чаще всего ничем не заканчиваются. Почему? Видимо, до сих пор не верят власти люди с деньгами. А жаль. Вот если бы с ними мэрия нашла общий язык. Но чтобы убедить ушлого коммерсанта, ему надо гарантировать стабильность. Но это риск.

Проще обложить дополнительным оброком простых граждан. Они поворчат-поворчат об очередном повышении цен или талонах, да и успокоятся.

А к тем нововведениям, которые с 1 апреля начинаются, и вообще отнесутся с улыбкой: мол, шутка это, наверное. Нет, это совсем не розыгрыш. Так с людьми не шутят.

Александр САВЧЕНКО.