«Характер монополистический, выдержанный»

11.04.2002 | АРХИВ | 3м. 46 c. | 211

Дискуссии о реформировании ЖКХ достигают своего апогея. В пылу споров как-то и не заметили выхода в свет эпохального документа - постановления правительства РФ от 17 ноября 2001 года под №797 «О подпрограмме «Реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Программа утверждена, и уже поздно спорить с правительством. Самый простой путь - махнуть рукой: поезд ушел, и можно ничего не делать... Но вряд ли мы можем бездумно «брать под козырек», ведь платим за все мы сами. За свои права надо бороться!

Программа определяет нынешнее состояние в ЖКХ как системный кризис, вновь намечает этапы реформирования и определяет дату наступления светлого будущего в этой сфере - 2010 год.

Причины кризиса? Неэффективность системы ЖКХ, дотационность, высокие затраты. Если в советское время все успехи сравнивали с 1913 годом, то сейчас равняемся на Западную Европу. Затраты одного кубометра воды на 30% выше, чем в Европе, обслуживающего персонала в расчете на тысячу жителей в 1,5-2 раза больше. Большая изношенность основных фондов - более 60%. Планово-предупредительные ремонты сменились аварийно-восстановительными, затраты на которые в 2-3 раза больше. И все это безобразие должен оплатить потребитель. А потому споры о том, сколько он будет платить (60, 80, 100%) не имеют никакого смысла. Если говорить о беспорядках в ЖКХ, то, может быть, мы не тянем и на 50%. А если убрать все непроизводительные затраты, потянем и на 120%.

Но снижать затраты работники, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, не собираются. Нет экономических стимулов. Зачем снижать затраты, если заранее известно, кто будет платить, сколько и когда. Причем услуга может вообще не оказываться, а платить надо. Например, в перечне работ по техническому обслуживанию есть такие статьи: ремонт и обслуживание внутридомового оборудования, содержание жилищного фонда. Это 50% оплаты. Что это такое - рядовому потребителю не известно, оценить эту работу не представляется возможным. А платить надо! Монополизм же коммунальных предприятий и неразвитость механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителя.

Причины кризиса ясны. Развивай конкурентные отношения в жилищном хозяйстве, переходи к профессиональному управлению жилфондом, создавай системы регулирования естественных и локальных монополий, снижай затраты. Все это будет, но только на втором этапе 2004 - 2005 годов и даже позже. А пока правительство ставит одну задачу: обеспечение ускоренного перехода к 100-процентной оплате коммунальных услуг населением.

Надо заметить, что в реформировании мы все время что-то путаем. Реформаторы во главе с Ельциным начали менять в России строй, создали атрибуты капитализма: олигархов, безработных, банкротов, киллеров, биржи... Атрибуты создали, а эффекта Южной Кореи не получили. Там же два президента попали под суд за то, что, создав процветающую Корею, начали приворовывать. Наши реформаторы перепутали процессы: сначала стали приворовывать, а затем попытались создать процветающую Россию.

В реформировании ЖКХ идем по тому же пути. Основная идея реформы - передача распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий гражданам. Это не совсем так. Предлагается существующую схему «бюджет - ЖКХ» заменить на новую - «бюджет - банки - население - ЖКХ». Не знаю, как население воспользуется бюджетными деньгами, а уж банки своего не упустят.

Надо сказать, что не все граждане будут иметь персонифицированные социальные счета в банках. Граждане с высокими доходами их иметь не будут. Осталось только определить, кого к какой категории отнести. В Москве к богатым относятся те граждане, у которых доход на каждого члена семьи составляет не менее 8 тысяч рублей. Учитывая бодрые заявления президента Путина и премьера Касьянова о том, что у нас всех неуклонно растет заработная плата и благосостояние, многим этих счетов не видать.

На первом этапе 2002-2003 годов предполагается ликвидировать задолженность бюджета, бюджетных организаций, уровень оплаты у населения довести до 95-97%.

На первом этапе правительство занимается ликвидацией задолженности бюджета, монополисты всех уровней тоже заняты выбиванием денег с потребителей. Их действия напоминают при этом действия знаменитого одесского налетчика Бени Крика.

- Жора, подай мне вон тот макинтош.

- Беня, но в нем же человек.

- Жора, вытряхни его.

Энергетики буквально «вытряхивают» предприятия с помощью рубильника. Причем выбивают не оплату, а 100-процентную предоплату. 25 числа предшествующего месяца. Несмотря на то, что год назад Антимонопольное управление признало действия энергетиков незаконными, и дальнейшие суды это решение оставили в силе, энергетики, грубо говоря, начхали на это решение и продолжают выкручивать руки предприятиям. А безнаказанность влечет полный разгул: энергетики уже принялись за гаражные кооперативы. Уже из них выбивают предоплату, потому что аппетит приходит во время еды. И если вовремя их не остановить, скоро возьмутся выбивать предоплату и с каждого потребителя.

...Читаю сообщение: состоялось очередное совещание по проблемам ЖКХ. Совещались долго. Приняли рекомендации... повысить тарифы. Тарифы уже начали меняться ежемесячно. Программа реформирования ЖКХ предполагает, что тарифы на коммунальные услуги будут фиксированными в течение года и будет обеспечена публичность процесса формирования тарифов. Но не сейчас. После 2005 года. А пока гуляй, монополист!

Голосом Ефима Копеляна за кадром в телесериале «Семнадцать мгновений весны» давались характеристики руководителям рейха. Подчеркивалось, какой руководитель «обладает реальной властью», какой «реальной властью не обладает».

Применительно к нашей ситуации: монополисты, как естественные, так и местные, обладают реальной властью. Исполнительные и законодательные органы всех уровней, а тем более потребители, реальной властью не обладают. Или на более современном языке - это самое слабое звено!

В. ДЕНИСЕНКО, председатель общества защиты прав потребителей г. Хабаровска.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

14.06.2024 16:12
Готовимся к Олимпийскому дню

14.06.2024 16:11
Почтовое отделение отремонтировали в Комсомольске-на-Амуре

14.06.2024 16:10
Педагоги освоили беспилонтики

14.06.2024 16:06
Как НКО получиь грант на проекты для молодёжи

14.06.2024 15:46
Срочно подавайте заявки, чтобы заявиться на Дне молодёжи в Хабаровске

14.06.2024 15:34
Всупить в студенческий отряд: отдохнуть и заработать

14.06.2024 15:34
Как самозанятому построить бизнес в Хабаровском крае

14.06.2024 15:26
«Дети-бабочки» получают уникальное лечение в Хабарвоском крае

14.06.2024 15:17
Марафон зеленых дел поддержал Дмитрий Демешин

14.06.2024 15:17
Железнодорожный перегон открыли в Хабарвоском крае

14.06.2024 15:11
На выходных — едем в гости к реконструкторам со всей страны или плывём на сапах

14.06.2024 15:03
Впервые на ночной забег приглашают дальневосточников



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов