поиск
22 января 2025, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Затерянный во льдах

08.05.2002
Просмотры
358

Леваневский... Кто сейчас помнит эту фамилию? Нынешние школьники, студенты чаще всего недоумевают: не знаем, не слышали... Люди среднего поколения припоминают: вроде был такой летчик, кажется, Герой Советского Союза... Да, известный полярный летчик, который погиб много лет назад... Это случилось в 1937 году, его самолет с экипажем бесследно исчез при выполнении очередного перелета через полюс в Америку. Как это произошло, до сих пор неизвестно.

В мае исполняется сто лет со дня рождения Сигизмунда Леваневского - одного из представителей первого поколения отечественных полярных летчиков. За участие в операции по спасению челюскинцев он был удостоен звания Героя Советского Союза под номером два. Золотую звезду Леваневский получить не успел: этот наградной знак был учрежден уже после гибели отважного пилота. Короткая биография Леваневского, которая вписывается всего в 35 лет жизни, очень неоднозначна и, наверное, неотрывна от времени, в которое ему довелось жить.

Сигизмунд Александрович Леваневский родился 2 мая 1902 года в Санкт-Петербурге. В детстве успел окончить три класса уездного училища и был вынужден идти работать: семья рано осталась без отца. После революции 1917 года Сигизмунд Леваневский вступил в Красную гвардию, позже оказался в рядах Красной Армии. В 1921 году состоялось его знакомство с авиацией: зимой этого года под Петроградом, в Ораниенбауме он наблюдал за полетами известного русского полярного летчика Бориса Чухновского. Тогда-то и пришла мечта - летать. Она исполнилась в 1923 году, когда он был направлен в Севастопольскую школу морских летчиков. Но только через десять лет он получил первое задание - перегнать летающую лодку "Дорнье-Валь" с номером Н-8 из Севастополя в Хабаровск и далее на Чукотку, чтобы вести там ледовую разведку. Однако после того, как стало известно, что американский летчик Джеймс Маттерн потерпел аварию на Чукотке, экипажу Леваневского было поручено найти Маттерна и доставить его на Аляску.

Это задание было выполнено. Сверхдальний маршрут Севастополь - Хабаровск - Нагаево (Магадан) - Анадырь - Ном - Уэлен - Тикси - Якутск - Иркутск, пройденный экипажем самолета Н-8 осенью 1933 года, стал выдающимся событием в истории отечественной авиации. Леваневский получил признание как полярный летчик. Не случайно после того, как 13 февраля 1934 года теплоход "Челюскин" был раздавлен льдами и затонул в Чукотском море, Леваневский вместе с другими летчиками был направлен спасать экипаж.

29 марта 1934 года Леваневский вылетел из Нома на Аляску в Ванкарем, ближайший к лагерю челюскинцев чукотский поселок. В районе мыса Онман на Чукотке в тяжелейших метеоусловиях, при отсутствии видимости на малой высоте у самолета снесло правую лыжу. Пилоту ничего не оставалось, как немедленно посадить аварийный самолет на "брюхо". Все, кто был в самолете - сам Леваневский, Г.А. Ушаков и американский механик Армистед, - остались живы, находившийся в самолете груз был доставлен по назначению. Однако лететь в лагерь челюскинцев Леваневскому было уже не на чем, и в дальнейшем его участие в полетах свелось к тому, что он доставил из Уэлена в пос. Лаврентия врача к заболевшему заместителю начальника экспедиции Боброву.

Трудно подсчитать, сколько времени после этого Леваневскому ставили в вину аварию у злополучного мыса Онман и твердили, будто звание Героя Советского Союза он получил незаслуженно: дескать, ни разу не летал в лагерь Шмидта и не вывез оттуда ни одного человека. Кажется, последняя злопыхательская публикация на эту тему была в журнале "Звезда" в 1994 году, спустя ровно 60 лет после той аварии. Между тем только люди, хорошо знающие историю полярной авиации, могут понять, что тогда смог сделать Леваневский и чего сделать не мог.

Вскоре он высказал дерзкую по тем временам идею перелететь через Северный полюс в США. В это время в стране строился самолет, рассчитанный на рекордные по дальности полета маршруты - это был АНТ-25 конструкции А.Н. Туполева. Подобрался экипаж для этого перелета: командир - С.А. Леваневский, второй пилот - Г.Ф. Байдуков, штурман - В.И. Левченко, летавший с Леваневским в 1933 году на Аляску. Но первая попытка оказалась неудачной: самолет едва не сгорел при одной из посадок. После этого случая Леваневский разочаровался в самолетах Туполева.

Для нового полета Леваневский выбрал все же самолет ДБ-А - дальний четырехмоторный бомбардировщик конструкции В.Ф. Болховитинова. Это была новая машина, на ней ставились рекорды, ее демонстрировали на параде над Красной площадью. Самолет успешно выдержал все контрольные испытания. Вместе с командиром в экипаж самолета входили второй пилот летчик-испытатель Н.Г. Кастанаев, штурман В.И. Левченко, механики - заводской техник Н.Н. Годовиков и бортмеханик полярной авиации, участник нескольких дальних перелетов Г.Т. Побежимов, радист Н.Я. Галковский, который был включен в состав экипажа позднее вместо арестованного Л.Л. Кербера. Самолет, на котором Леваневский с экипажем должен был лететь в США, получил номер Н-209.

12 августа 1937 года самолет Н-209 вылетел из Москвы. До полета к Северному полюсу радист Галковский и штурман Левченко, сменявшие друг друга на рации, передали в штаб перелета в Москву больше двадцати радиограмм, и ничто не предвещало тревоги. 13 августа 1937 года в 13 часов 40 минут экипаж самолета радировал: "Пролетаем полюс. Достался он нам трудно. Начиная от середины Баренцева моря все время мощная облачность. Высота 6000 метров, температура -35 градусов. Стекла кабины покрыты изморозью. Сильный встречный ветер. Сообщите погоду по ту сторону полюса. Все в порядке". Еще через час с небольшим с самолета пришло следующее сообщение: "14.32. Отказал правый крайний мотор из-за неисправности маслосистемы. Идем на трех моторах. Очень тяжело. Идем в сплошной облачности. Высота 4600 метров... Посадку будем делать в 34.00. Леваневский". О том, что значат цифры в конце радиограммы, идут споры до сих пор - то ли это сообщение об отказе двигателя в цифровом коде, то ли градус долготы и расчетное время посадки. Ответ на этот вопрос так и не найден.

Однако эта радиограмма с самолета Н-209 была не последней. Через несколько минут штурман-радист В.И. Аккуратов, находившийся с экипажем И.П. Мазурука на Земле Франца-Иосифа и слушавший переговоры экипажа Леваневского, принял такую радиограмму: "Идем на трех моторах, правый крайний выключен". Это означало, что ситуация на самолете находилась под контролем. Но эта радиограмма не была принята более никем и позже забылась, затерялась среди опубликованных материалов, в том числе и среди книг и статей самого В.И. Аккуратова. В литературе приводится и еще одна радиограмма (время передачи не указано). Есть ссылки и на другие радиограммы с борта гибнующего самолета.

Например, 13 сентября 1937 года радист теплохода "Батум" в Охотском море принял странную радиограмму на волне 54 метра (одна из волн рации самолета Леваневского). Сообщение с позывными РЛ (позывные рации Н-209) могло указывать на место посадки или льдины, на которую сел самолет, после ее дрейфа. Но и это сообщение с самолета Леваневского не было последним. В 1984 году в своей книге "Лед и пепел" В.И. Аккуратов написал, что позывные РЛ прослушивались на волнах 48 и 55 метров еще 22 сентября 1937 года. Только после этого рация самолета Н-209 умолкла навсегда...

Сразу же после исчезновения самолета Н-209 начались его поиски. Они велись долго и были неудачны. Летом следующего года поиски были прекращены, а члены экипажа объявлены погибшими. Судьба летчиков и самолета поныне остается одной из самых больших загадок Арктики прошлого века. До сих пор не найдено ни одного предмета, который можно было бы считать принадлежащим самолету или кому-либо из членов его экипажа. Существует много версий этой катастрофы, но прямого ответа о причине гибели они не дают.

А. Бурыкин.