поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Отдыхай, рядовой Райан...

15.05.2002
Просмотры
314

Есть в отечественной литературе о войне две редкие книги. Читая их, как бы сам участвуешь в описываемых событиях. Это повесть Э. Казакевича "Звезда" и книга В. Богомолова "В августе сорок четвертого". Герои первой - военные разведчики, посланные в тыл врага; у Богомолова - это контрразведчики, вылавливающие в прифронтовой полосе немецких агентов. Обе книги экранизированы, причем "Звезда" - дважды. Случайно ли?

Эммануил Генрихович Казакевич - наш земляк, переехавший с семьей обустраивать еврейскую автономию в далеких тридцатых. Интеллигентный книгочей, очкарик, щуплый, худой и сутулый. Он начинал корреспондентом в газете "Биробиджанер штерн", ездил по селам, писал заметки, сочинял стихи, брался за драматургию, что привело его позже в местный национальный театр. Чудом избежал ареста как "враг народа" - об этом его предупредили, и Эмка бежал на товарняке в столицу, где и затерялся. Оттуда шагнул в огнедышащую Отечественную войну. Прошел путь от рядового разведчика до заместителя начальника разведотдела армии. Свою повесть он написал со знанием опасной профессии - не раз тащил на себе "языка" из вражеской траншеи и больше всего боялся, что пленного фрица... убьют. В отличие от книги В. Богомолова (написанной значительно позже, на документальной основе), Казакевича привлекала правда образная. Отточенностью формы, почти музыкальной перекличкой зачина и концовки повести восхищался А. Твардовский. "Звезда" - почти поэма, преднамеренно созданная "тихими" средствами - наверное, так и надо говорить о солдатском подвиге.

Первую "Звезду" сняли еще в 1949 году на "Ленфильме", режиссером был известный тогда Александр Иванов, среди актеров - Л. Сухаревская, О. Жаков, Н. Крючков, В. Меркурьев, А. Покровский... Фильм продолжительностью в 98 минут не сразу вышел на экраны, в официальном заключении была такая строчка: "Действия советских разведчиков в фильме не всегда находятся в полном соответствии с требованиями боевого устава". Эти своеобразные "неуставные отношения" разведчиков во время выполнения задания смущали, видимо, тогдашних киночиновников и послужили причиной задержки выпуска "Звезды" на экраны.

Успех у картины был ошеломляющим - он стал лидером проката (28,9 млн. зрителей). В 1950 году "Звезде" была присуждена Сталинская премия первой степени, премии на фестивалях, награды режиссеру и актерам. Такой была первая "Звезда".

Спустя полвека сегодняшние кинематографисты вернулись к повести Э. Казакевича (теперь, правда, фильм снят по ее мотивам). Почему оказался необходим этот повтор? На "Мосфильме" витала идея снять фильм о Великой Отечественной. Руководитель киноконцерна Карен Шахназаров остановился на повести Э. Казакевича, долго искал режиссера и выбрал молодого Николая Лебедева. До этого он снял всего две картины - "Змеиный источник" и "Поклонник". Этот вдумчивый последователь Хичкока осваивал у нас природу триллера, к тому же давно увлекался написанием сценариев. Его "Змеиный источник" вызвал немало споров среди кинематографистов, критиков. А вот "Поклонник" на фестивале "Киношок-99" получил премию жюри прокатчиков.

- Я всегда тяготел к историям, стоящим над действительностью, с особым уровнем и напряженным действием, - признается режиссер. - Люблю триллеры. И жанровое кино в целом. У нас ведь жанры всегда пропускались через идеологическое сито...

Найдя режиссера, подобрали в помощь ему опытнейших кинодраматургов - сценарий сочиняли Евгений Григорьев (недавно ушедший из жизни), сам Лебедев, участвовал в работе и Александр Бородянский.

...Старые советские фильмы о войне не один раз смотрела вся страна, хотелось сказать новое слово о ней сегодняшним зрителям. И еще поспорить с голливудскими фантазерами. Они хорошо обработали соотечественников, вложив им в голову незатейливую информацию: войну-де выиграли американцы, а не русские. Так сейчас считают многие в этой стране. Грустное заблуждение, навеянное "Спасением рядового Райана", "Перл-Харбором" и т.д.

Словом, к "Звезде" на "Мосфильме" отнеслись серьезно, государство выделило деньги. Подошли к ней как к акции государственного значения, выставив "Звезду" против собственных серых картин на эту тему и, конечно, в пику присвоившим себе подвиги войны разного рода "Райанам". Они теперь могут отдыхать...

Эту задачу фильм выполнил. Даже ехидные кинокритики скуповато его похваливают, но делают это искренне. Очевиден и голливудский замах "Звезды" (в хорошем смысле). Густая, сочная зелень, высокое и большое голубое небо, крупные планы героев, болотная трясина, кровь, грязь, оглушительные огненные взрывы, обилие массовок - все это снято мощно, впечатляюще. Семеро разведчиков на всем протяжении фильма балансируют между двумя гранями - жизни и смерти.

В новой "Звезде" от повести осталась только поэтическая нота, пронзительная эмоция, осветившая подвиг разведчиков. При всех очевидных сюжетных вольностях она главенствует в фильме от начала и до конца. Удивительное ощущение - нас словно бы вернули в привычное советское кино, представив лучший его образец, но исключив из рассказа притянутую, как было обычно, за уши идеологию. И показали взамен военный боевик, чистый и пронзительный, как души этих молоденьких бойцов.

Незнакомые или малоизвестные актеры тоже сделали свое - они словно живые солдаты из той далекой войны. Вот лейтенант Травкин (актер Игорь Петренко), красавец, с глазами-колодцами, мужественный, немногословный. Рядовой Мамочкин, великан Аниканов, крохотный и худенький Воробышек... Конечно, из ленты ушли психологизм взаимоотношений, исчезли эпизодические персонажи, знакомые сюжетные ходы. В новом фильме все подчинено сверхзадаче - показать героизм и чистоту молодых солдат-разведчиков красиво, мощно и напряженно.

Саспенс, нервная дрожь (trill по-английски) возникают едва ли не с первых эпизодов картины. Напряженное ощущение опасности, взявшей в петлю семерых солдат, понимание их обреченности - вот та неосязаемая ткань, из которой создан фильм. Над лесом, над болотами тревожно летят радиопозывные: "Звезда, Звезда, ответьте, я - Земля...". И сообщение немцев: "Зеленые призраки убили офицера СС"...

А группе Травкина надо просочиться сквозь болота, вражеские заслоны, оторваться от бесконечных погонь. Весь фильм - их бег наперегонки со смертью. Они проникают на станцию, берут "языка", выясняют, что станция - бутафорская, а совсем в другом месте ведется перегруппировка вражеских войск. Разведчики обнаруживают танковую дивизию СС "Викинг", добывают сведения о готовящемся масштабном наступлении немцев. "Расстреляна" в схватке рация, немцы все плотнее окружают разведчиков, они гибнут один за другим... Позывные музыкальным лейтмотивом (композитор Алексей Рыбников) пронзают пространство фильма, звучат как реквием по убитым на войне солдатам. Тревожная эта музыка из гитарного перебора разворачивается в мощную симфоническую тему, она несет через леса и позывные первой любви Травкина и радистки Кати, и неизбежность трагедии. Экстрим жуткой войны, эмоциональное напряжение охватывает зрительный зал, временами от экрана хочется просто отвернуться.

У "Звезды" есть и такое качество, как масштабность съемок, несмотря на камерный характер этой истории. Это и впечатляющие пиротехнические эффекты, артобстрелы, бомбежки, пожары. Была специально подготовлена боевая техника времен войны - немецкая, советская, американская. Многочисленна и военная массовка. Съемки велись в подмосковных поселках, на станциях, в лесах, на натурных площадках "Мосфильма". Визуальная выразительность картины достигается мощной пластикой, острый монтаж, большое число точек съемки создают тревожную атмосферу в кадре. Таков изобразительный ряд картины.

Во время работы над фильмом был собран огромный материал, представляющий большую историческую и художественную ценность. Государственный литературный музей проявил к нему интерес и получил его на хранение.

...После сеанса мы вышли вместе с известным хабаровским киноведом молчаливыми. Постояли, поговорили. Да, новая "Звезда" будет смотреться молодыми зрителями на одном дыхании. Для них она, в основном, и снималась. Сюжет фильма развивается стремительно и логично, в нем нет моралитэ и идеологического занудства. Хотя и заложена подспудная цель - необходимость патриотического самосознания россиян. Оно ведь у многих из нас как-то дремлет, что-то же должно всех объединять.

Как воспримут "Звезду" ветераны-участники войны, гадать не стали. В любом случае это прошлое нашей страны, идеализировать его вряд ли возможно. Но еще труднее связать его с нашей современной жизнью. С такой болью, например, как чеченский разлом.

А. Чернявский.