В парикмахерской чуть не сняли скальп

23.05.2002 | АРХИВ | 5м. 17 c. | 247

Проклятый, милый сердцу быт... Именно так хотелось выразиться после заседания коллегии в правительстве Хабаровского края, которое министерство пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания населения целиком посвятило проблемам быта.

Раньше статистику разводов сопровождали неизменной фразой: «Семейная лодка разбилась о быт». Потому о бытовой отрасли обслуживания власти пеклись неустанно. Помогало, правда, мало. И тогда, и сейчас... А вот на отток населения из села в город решение бытовой проблемы несколько повлиять способно. Потому что молодые бегут в город не только от безработицы, но и от бытовых неурядиц. Побежишь тут, когда холодильник отремонтировать негде, подстричься можно только у бывшей доярки бабы Дуси, а общественную баню закрыли, как нерентабельную.

Об этом и о многом другом говорили на коллегии руководители различных организаций, имеющих отношение к сфере бытовых услуг.

И было им не позавидовать... Разговор больше сводился к тому, что налоги, арендная плата, высокие тарифы на электроэнергию и прочие платежи почти полностью «съедают» прибыль. Домов быта в чистом виде в том же городском центре почти не осталось. 28 процентов предприятий сферы бытового обслуживания в крае убыточны. Чтобы выжить, многие вынуждены отдавать часть производственных площадей в субаренду торговым и прочим организациям, имеющим стабильные доходы. И зачастую получается так, что мастерскую сапожника приходится искать в череде торговых залов. Яркий пример - Дом быта на улице Шеронова.

В Хабаровске общая картина еще ничего... Заместитель мэра Николай Никитин привел такие цифры: за минувший год в краевом центре стало на 186 предприятий бытового обслуживания больше. Это парикмахерские, ателье по пошиву одежды, ломбарды, автостоянки, скорняжные мастерские и т.д. Объем услуг «бытовки» составил 521,3 миллиона рублей, что на 12,5 процента больше в сравнении с 2000 годом. На одного жителя города, таким образом, приходится бытовых услуг на 860 рублей. (В 2000 году было 590 рублей.) Бытовка принесла 20 миллионов налоговых поступлений.

Но когда разговор пошел о качестве бытовых услуг, радужные краски стали переходить к семафорным тонам: красный - опасно, желтый - приготовиться...

В конце 2000 года городское контрольно-ревизионное управление проверило парикмахерские краевого центра. И выяснилось, что в большинстве их не проводится абсолютно никакой санитарной обработки инструментов: машинок для стрижки волос, ножниц, расчесок... Пеньюары переходят от одного клиента к другому, при этом чистые полотенца на шею клиенту никто не накладывает. А ведь парикмахерские потенциально опасны для здоровья. Были случаи, когда машинкой для стрижки волос, расческой переносился от клиента к клиенту стригущий лишай и другие кожные заболевания.

Что касается парикмахерских, то отмечалась низкая квалификация специалистов. Вопиющий случай произошел, к примеру, в прошлом году в парикмахерской «Устиньюшка». У одной из клиенток после химической завивки выпали почти все волосы, воспалилась кожа головы. Однако в парикмахерской отказались возместить клиентке ущерб в досудебном порядке. 27 февраля 2002 года суд вынес решение о взыскании с предпринимателя Вальчук в пользу пострадавшей 7 тысяч 30 рублей. Но заставил ли отдельный судебный вердикт больше заботиться о профессиональной подготовке парикмахерских кадров?

Сертификация парикмахерских услуг идет ни шатко ни валко... Из 116 городских парикмахерских только половина имеет сертификаты. Много говорилось на коллегии и об отсутствии системы контроля за качеством услуг, предоставляемых предприятиями автосервиса. Ремонтные мастерские зачастую открываются прямо в гаражах умельцев. Целой проблемой стали автостоянки. Прейскуранты цен их хозяева не утверждают, журналы регистрации автомобилей не ведут. К тому же предприниматели научились экономить на налогах, занижая при уплате их арендную площадь. И никто не контролирует использование площадей.

Чиновников рангом повыше, понятно, больше бы устроил тотальный контроль. Все запротоколировать, сертифицировать, инспектировать! А районным чиновникам хочется от этого плакать...

Заместитель главы администрации района имени Лазо Александр Яц говорил о том, что требуемая сертификация заставляет многих предпринимателей уходить в тень. Цена за такое «удовольствие» для всех одинакова: 7 тысяч - сама сертификация, 1,2 тысячи - инспекторский контроль, еще одна тысяча - заключение органов о том, что ты успешно все эти процедуры прошел.

- Есть у нас предприниматель Анна Суходелина. За 180 километров развозит по селам хлеб. Все эти транспортные расходы для нее просто огромны. Потратится на сертификацию - села останутся без хлеба. Это ли не аргумент, что надо дифференцированно подходить к вопросам сертификации?

Послушаешь выступающих из глубинки, и становится понятно: и быт нас заел, и сам быт заело... Не идет процесс вглубь. Как и много лет назад, услуги концентрируются в районных центрах. Транспортные расходы мешают развитию сети услуг. Особенно страдают от этого жители Ульчского, Бикинского, Аяно-Майского, Ванинского районов. Ко всем проблемам «бытовки» там еще прибавляется высокое ценовое давление, высокие тарифы на бытовые, коммунальные услуги.

Предприниматели из районов края говорили о том, что бытовая отрасль неконкурентоспособна на потребительском рынке, льготное кредитование ее не ведется. А потому, мол, и не просите многого.

А ведь просили. Строго так... Александр Гудилин, директор департамента торговли и бытового обслуживания, строго пообещал: «Будем помогать и требовать!». Хорошо бы сначала первое, потом - второе. Потому что жизнь показывает: помогать никто не спешит. Более того, чиновники как будто даже намеренно загоняют предпринимателей от «бытовки» в угол.

К примеру, на той же самой коллегии критике подвергся Дом быта «Алголь», что на улице Джамбула... «Алголь» - последний из могикан. В том смысле, что это единственный сохранившийся муниципальный Дом быта. Корили его за запущенный вид, за то, что уступает производственные площади в ущерб столь необходимой «бытовке».

Все так, если не знать подоплеки «дела «Алголя».

В свое время департамент муниципальной собственности заключил договор аренды с ООО «Алголь» на условиях сохранения в Доме быта швейного производства (в частности, пошива спецодежды). Условия договора Дом быта выполнил. Да и о перспективе позаботился.

Общая сумма капиталовложений (на строительство котельной, замену систем коммунальных коммуникаций, текущий ремонт и т.д.) составила 1 миллион 147 тысяч рублей. Однако департаменту муниципальной собственности вдруг стало казаться, что никакого ремонта в Доме быта не ведется, помещения используются неэффективно. Ряд проверок предприятия выдал на-гора стопку актов, которые департамент надеялся использовать в арбитражном суде для подтверждения своей правоты.

Однако директор Дома быта Сергей Веретенников разоблачил замысел недоброжелателей, предоставив в свою защиту заключения судебных экспертиз, которые подтвердили: правда на стороне... бытового обслуживания.

Но в мэрии не сдались. И теперь требуют передать часть помещений Дома быта в распоряжение департамента... добровольно.

- Ни о какой поддержке сферы быта речи сегодня не идет, - резюмировал историю противостояния С. Веретенников. - Мэрию заботит не повышение уровня бытового обслуживания населения, а получение максимальной прибыли от передачи помещений в аренду коммерческим структурам на конкурсной основе.

Понятно, что при таком подходе от «бытовки» скоро уцелеют рожки да ножки - те ее звенья, которые приносят гарантированный доход: автостоянки да ломбарды. Сапожников мы будем искать в китайских рядах вдоль дорог. Скорняков - по частным домам. А в деле химчистки и крашения одежды появится монополист по имени «Синдерелла». Так исчезает конкуренция...

Если пытаться сделать вывод из сказанного, придется просто продублировать выступавших на коллегии. Каждый из них заканчивал монолог «о проклятом, милом сердцу быте» чередой предложений, что нужно сделать, чтобы отрасль не захирела окончательно. Нужно льготное кредитование. Нужна система арендных послаблений. Нужно просто внимательное отношение власти к «бытовке».

Наверное, все это есть в других краях и областях. Но не у нас. Иначе как объяснить тот факт, что соседнее Приморье, которое отставало от Хабаровского края по всем бытовым показателям, нынче сервисом богаче. В 1999 году среднестатистический приморский житель получал бытовых услуг на 411 рублей, наш земляк - на все 500. Нынче мы прибавили до 605 рублей, а приморчане до 704 рублей. Есть повод задуматься: или быт заел, или заели быт?

Ирина МАШНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

09.05.2024 16:51
Парад Победы: дань памяти и уважения к подвигу народа

09.05.2024 15:29
С Днём Победы, дорогие дальневосточники

09.05.2024 14:30
Хабаровчане с удовольствием едут в Китай и на дачи

09.05.2024 11:31
Попробуйте Хабаровский край на вкус на ВДНХ

09.05.2024 09:00
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с 79-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!

09.05.2024 09:00
Уважаемые ветераны! Дорогие земляки! От имени депутатов Законодательной Думы Хабаровского края поздравляю вас с Днём Великой Победы!

09.05.2024 09:00
Уважаемые участники Великой Отечественной войны, ветераны, труженики тыла, хабаровчане!

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента

08.05.2024 12:12
Об ответственности за мелкое взяточничество

08.05.2024 11:18
Ветеранов края поздравит президент

08.05.2024 09:53
Работников связи поздравили с Днём радио



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов