поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Зовет гудок заводской. А куда?

28.05.2002
Просмотры
257

На поверке в правительстве нынче были заводы: обсуждались проблемы гражданских отраслей машиностроения и металлообработки. Прозвучали «гудки» «Амуркабеля», «Амурлитмаша», Комсомольского завода подъемно-транспортного оборудования. Говорил с трибуны и директор «Хабаровскглавснаба».

Других не подняли с отчетами. А сами они не напрашивались. И неспроста. Просить что-либо у краевой власти совестно, ибо большинство заводов в свое время бездарно приватизировано. И теперь у власти всегда в загашнике есть козырь: а что же вы, новые хозяева, нахозяйничали такого, чтобы впрягаться еще и в вашу упряжку? Времена плача в жилетку, кажется, тоже ушли - сами утерлись кулаком и угомонились.

О чем говорить отдельно взятому директору, если все известно? Была в крае целая отрасль машиностроения и металлообработки, технологически скооперированная с предприятиями страны. Связи порвались, объемы упали, заводы зачахли. Сложно с финансами, стареет оборудование, низка загрузка. Правда, министр промышленности края Сергей Зражевский пытался доказать, что в последние три года здесь произошли «некоторые положительные сдвиги». А цифры на диаграммах плясали где вверх, где вниз, больше демонстрируя сдвиги, чем положительность. Однако губернатор края «в целом» докладом остался доволен и казустических вопросов докладчику не задавал. Тоже по вполне понятной причине. Верховная власть еще ни разу за десять лет не продемонстрировала своих усилий для поддержки базовых отраслей промышленности. А у региональной власти права и возможности как у регулировщика - лишь на одном незначительном перекрестке гигантской российской экономики. Даже если все наши заводы остановятся - страна не вздрогнет и не заметит. Удивительно, что они еще живы и подают «гудки», иногда даже громкие.

«Амуркабель» за прошлый год получил премию правительства страны за качество продукции. «Дальреммаш» делает установки по трелевке леса со склонов, что надежнее импортных и в два раза дешевле. «Амурлитмаш» активно осваивает рынок, делая установки для очистки труб, для наружной очистки железнодорожных вагонов. Если собрать подобные факты вместе, то получится вроде бы картина. Не хватает ей лишь одного - непрерывного конвейера. Даже вездесущий «Амуркабель» из-за высоких железнодорожных тарифов периодически теряет дальних российских потребителей. Оказывается, если везти его продукцию, скажем, в Монголию, то выгоднее по северокорейской «железке», чем по нашей. «Амурлитмаш», отгружая заказ в Санкт-Петербург, взял на себя половину цены железнодорожной доставки, лишь бы заказчики не отказались от договора.

Тарифная кабала в сочетании с зависимостью от поставщиков сырья, комплектующих, запчастей оставляет мало свободы заводчанам. Чисто производственные хлопоты составляют, как было сказано на коллегии, всего 20-30 процентов. При этом средний возраст директорского корпуса от 50 лет и выше. В эту сферу не идут молодые умы, поскольку низок уровень зарплаты. Даже попытки поддержать заводское производство краевыми заказами не спасают - мелкие серии дорого стоят.

«Недорабатываете, - упрекнул заводчан губернатор края Виктор Ишаев. - Не понимаете остроты момента. Через год-другой страна вступит в ВТО, откроются границы, и большинство из вас просто умрет, не выдержав конкуренции». Кто же окажется более жизнеспособным? Директор муниципального унитарного предприятия «Комсомольский-на-Амуре завод подъемно-транспортного оборудования» Валерий Пислегин поделился своим опытом. От серийного производства завод перешел на «штучные» заказы специализированных кранов. Еще в 2000 году основными заказчиками были дальневосточники. Но уже в прошлом году половина продукции пошла за пределы региона, и эта тенденция прослеживается и нынче. Мощности завода загружены наполовину. Рентабельность составляет пять процентов. Есть новые разработки, что позволяет думать о росте объемов. Если освоить несколько видов новой продукции, то завод вполне может быть конкурентоспособным.

С интересом слушали заводчане советы «посторонних». Президент Дальневосточной торгово-промышленной палаты Михаил Кругликов с энтузиазмом нажимал на монгольскую и вьетнамскую специфику рынка: там еще помнят надежное российское качество - только надо быть поактивнее.

Активность предполагается в основном на трех направлениях. Это краевая межотраслевая кооперация, когда следует искать продукцию не по стране, а заказывать ее своим заводам. Правда, подобный патриотизм пока что в рамках морального принципа. Заставить заказчиков никто не вправе, а экономических рычагов мало. Но задача поставлена. В более широком плане она возможна на межрегиональном уровне. Свежий пример: что выберут якутские заказчики - импортные или хабаровские дизель-генераторы? Надо садиться за стол переговоров и договариваться - такое прозвучало резюме.

Второй заветный путь - экспортный. Он был назван очень робким - по причине сегодняшнего экспорта продукции всего в пределах двух процентов. Давно понятна забугорная политика держать россиян в черном теле сырьевого придатка. Если это не нравится - дайте реальные инвестиционные проекты, под которые можно искать деньги. Который год звучит этот призыв, но он им и остается. И, видимо, трудно рассчитывать на большой прорыв на существующей базе. Скорее всего, надежный путь - постепенная модернизация производства. Ей больше всего уделено внимания в проекте постановления, где по каждому из двенадцати заводов расписаны конкретные мероприятия. Реконструкция и модернизация конкретных участков, пуск новых линий и установок, освоение новых видов продукции. Не глобально, но существенно. В основном за счет собственных средств предприятий или в паре с заказчиками, но есть и деньги из краевого фонда финансовой поддержки промышленности края.

Раиса ЦЕЛОБАНОВА.