Хабаровский НПЗ в борьбе за рынок

25.06.2002 | АРХИВ | 2м. 42 c. | 70

Дальневосточный рынок нефтепродуктов давно уже сформирован. Географически в него входят Хабаровский и Приморский края, Амурская и Сахалинская области. Каждый год этот рынок определенно меняется.

Последняя тенденция: здесь сокращается спрос на низкооктановые автобензины (А-76 скоро даром будет никому не нужен), зато стабильно каждый год растет спрос на высокооктановый автобензин, судовое топливо, авиакеросин, зимнее дизтопливо. Эти обстоятельства, собственно, и определяют характер борьбы на рынке между основными производителями. Их список тоже традиционен: основные - Хабаровский НПЗ («Группа Альянс») и Комсомольский НПЗ («Роснефть»), кроме них конкуренцию составляют лишь нефтепродукты из Ангарска и Омска.

До сих пор бесспорным лидером в этой четверке являлся Хабаровский нефтеперерабатывающий завод. Но пуск на Комсомольском НПЗ в 2001 году установки каталитического риформинга (мощностью 450 тысяч тонн в год) резко изменил обстановку. Хабаровская монополия на производство высокооктановых автобензинов в Дальневосточном регионе была прекращена. А пуск на КНПЗ установки по изомеризации бензинов в мае 2002 года теперь позволяет Комсомольску еще больше увеличить производство высокооктановых автобензинов и полностью перейти на выпуск неэтилированных. И хотя руководители «Альянса» и «Роснефти», посещавшие Хабаровск в мае этого года, в один голос утверждали на пресс-конференциях, что агрессивного передела рынка нет и не будет, все тихо-мирно, тем не менее, уже очевидно, что следующий технореволюционный шаг должен быть за Хабаровским НПЗ, а точнее - за «Группой Альянс», в которую он входит...

Борьба за объемы в прошлом?

Хабаровские нефтепеработчики еще помнят 1991 год, когда НПЗ достиг рекордного объема нефтепереработки - 4 471 тысяча тонн, загрузив при этом практически на 100 процентов все свои мощности. Впрочем, помнят они и другой «рекорд» - 1 701 тысяча тонн в 1996 году. Эта солидная разница ярко демонстрирует спад объемов переработки, произошедший в последнее десятилетие прошлого века. Причин тому было несколько. Главная и объективная - общее экономическое падение, а значит, и снижение спроса в регионе. Но были и субъективные. Скажем, ограниченное и неритмичное снабжение сырьем, переходящее порой в острый дефицит. Был период, когда по всей стране днем с огнем было невозможно найти сырую нефть, вся шла за рубеж. Ситуация эта изменилась только с приходом на завод «Альянса». В 2000 году переработка на ХНПЗ сразу увеличилась на 590 тысяч тонн и достигла отметки 2 614,5 тысячи тонн в год. И этот уровень с небольшим приростом сохраняется до сих пор. В 2002 году, например, по бизнес-плану завод должен переработать 2620 тысяч тонн и идет пока с перевыполнением. Кроме того, ритмичность поставок нефти «Альянсом» позволяет сегодня НПЗ держать стабильные параметры работы своих установок, а значит достигать максимальной ее эффективности. В результате по отрасли ХНПЗ сегодня занимает седьмое место (из 29 заводов) по выходу товарных нефтепродуктов с тонны нефти (94 процента). Комсомольский НПЗ, заметим, здесь лишь 12-й. То есть основная причина снижения объемов переработки была «Альянсом» успешно устранена. Да и спрос на топливо постепенно вырос. Но...

Остался пока другой фактор снижения объемов переработки - транспортный. Как говорит нынешний и.о. генерального директора ХНПЗ Виктор Лемеха:

- ДВЖД - наш стратегический партнер. Если он не работает, как нам нужно, то и мы не в состоянии обеспечить оптимальный ритм работы.

А после того, как МПС при перевозках нефти на Дальний Восток перешло с 120-тонных цистерн на 60-тонные, объем отгрузки на заводе упал в 1,5 раза, а работы по той же отгрузке добавилось вдвое. Плюс Хабаровск-2 ликвидировал свою пропарочную станцию, на которой шел весь ремонт и техобслуживание цистерн. В результате цистерны завод получает не по потребностям, а, скорее, по возможностям ДВЖД. Наконец собственная нефтеналивная эстакада ХНПЗ тормозит отгрузку. Но с этим проще, так как решение проблемы зависит сугубо от завода и «Альянса». Сегодня уже разрабатывается проект реконструкции эстакады налива темных нефтепродуктов стоимостью 60 миллионов рублей. Пока же ограничения по вывозу ставят верхнюю планку нефтепереработки завода на уровне 3 миллионов тонн в год.

А нужно ли ХНПЗ перерабатывать больше? С точки зрения спроса - нужно, а с точки зрения эффективности производства - нет. Этот парадокс объясняется тем, что при нынешнем своем риформинге завод может увеличить выпуск высокооктановых бензинов (того же АИ-92, АИ-95), только повысив одновременно выход низкооктанового А-76. А последний в таком объеме никому уже не нужен. Производить его - значит терять деньги.

Вот и получается, что рывок на рынке ХНПЗ может сделать отнюдь не за счет увеличения собственной переработки, а лишь за счет ее углубления (выпускать из той же самой тонны нефти гораздо больше АИ-92 и гораздо меньше А-76).

Глубже, больше, дешевле

Из доклада директора ХНПЗ на совете директоров (май 2002 года): «Для поддержания позиций завода необходимо срочно строить установку изомеризации, проводить реконструкцию установки каталитического риформинга (до 450 тыс. т/год), иначе потери рынка будут необратимы».

На самом деле завод действительно, не занимаясь углублением переработки, может в будущем снизить конкурентоспособность своей продукции. Поэтому «Альянс» и ставит задачу углублять. Не только ставит, но и решает. Про введение в строй установки изомеризации мы уже писали. Напомним, базовый проект ее строительства уже закончен. Приступили к рабочему. И в 2003 году начнется его реализация. Но это уже не единственный шаг, который делает завод в своем развитии.

В настоящее время с южнокорейской компанией «Самсунг» прорабатывается проект строительства установки гидроочистки дизтоплива, гидрокрекинга и расширения риформинга на ХНПЗ. Предварительные встречи в Корее уже прошли. В июне ожидается решающая - между президентом «Альянса» Бажаевым и президентом «Самсунга». Реализация же этого комплексного проекта позволит не только выйти на мировой уровень качества (а значит и рынок) дизтоплива и авиакеросина, но и углубить собственную нефтепереработку.

То есть основной упор ХНПЗ опять должен сделать на техническое перевооружение. Конечно, с приходом «Альянса» капитало-вложения в него выросли. Причем в первый же год сразу в три раза (1999 год - 43 миллиона рублей, 2000 г. - уже 139 и далее: 2001 г. - 150 миллионов, 2002 год - по плану 250 миллионов рублей). Но сегодня уже очевидно, что ожидается еще более крупный скачок капиталовложений на реконструкцию.

«Маленький», но гордый завод

«Альянс» - компания вертикально интегрированная. То есть работает в комплексе - от добычи нефти из скважины до розлива бензина на колонке собственной АЗС. ХНПЗ - важная структурная часть этого процесса. Но лишь часть. Поэтому работает по бизнес-плану и на основе бюджета. Все статьи расходов ежегодно защищаются - сколько на ремонт, сколько на зарплату, социалку, развитие... Достижения тоже планируются. Получается как бы аналог плановой социалистической экономики. С одной лишь разницей: современное планирование ставит во главу угла не объемы, а эффективность производства. С иным подходом работать уже просто нереально. При этом эффективность на ХНПЗ не вступает в противоречие с так называемой социальной нагрузкой (что происходит сплошь и рядом на российских предприятиях). И афоризм «мы маленький, но гордый завод» весьма здесь красноречив цифрами. Если по объемам нефтепеработки ХНПЗ далеко не первый в отрасли, то по уровню заработной платы - в лидерах. И то, что губернатор края ставит его другим предприятиям в пример - весьма объективно. Так как все отчисления краевых налогов (единый социальный, пенсионный...) идут от фонда заработной платы. А региону как раз нужны не просто эффективно работающие предприятия, а еще и социально прогрессивные...

Виктор Илин.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

19.09.2021 20:54
Волонтеры считают: выборы прошли чисто
Студенты Герман Столяров и Арина Головина говорят, что решили принять участие в выборах в качестве общественных наблюдателей, потому что это показалось им интересным для дальнейшего развития, убедиться в честности выборов, добросовестности их проведения.

19.09.2021 17:55
В лидерах по голосованию северные районы Хабаровского края
По состоянию на 15 часов 19 сентября в краевой столице проголосовало более 35 % избирателей.

19.09.2021 13:03
Павел Минакир: "Просто красивых плакатов с красивыми словами недостаточно"
Научный руководитель Института экономических исследований ДВО РАН, член президиума Дальневосточного отделения РАН Павел Минакир ходит на выборы каждый раз, как они проводятся, за исключением тех моментов, когда его нет в Хабаровске.

19.09.2021 10:17
Заключительный день голосования стартовал без происшествий
Стартовал третий, заключительный день голосования по выборам  губернатора Хабаровского края и депутатов в краевую думу.

18.09.2021 21:47
Завершился второй день выборов
Сегодня в 20-00 по местному времени избирательные участки Хабаровского края завершили второй день голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года.



07.05.2020 10:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 09:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?