Москва обвиняет в катастрофе диспетчеров
Окончательно определилась позиция российской стороны по поводу авиакатастрофы в немецком небе. Как утверждают российские представители, в столкновении Ту-154 и «Боинга-757» виноваты швейцарские диспетчеры, которые не смогли правильно отдать команды экипажам на смену высоты.
Министерство транспорта России обвинило в столкновении российского Ту-154 и принадлежащего DHL транспортника «Боинг-757» швейцарскую диспетчерскую службу. Как заявил во вторник руководитель Госслужбы гражданской авиации России Александр Нерадько, в министерстве эту версию считают основной - пока не поступят расшифровки с двух «черных ящиков», найденных на месте трагедии.
Напомним, что во вторник утром руководители швейцарской диспетчерской службы Skyguide обвинили в столкновении самолетов над Баденским озером российский экипаж. Официальный представитель службы Тони Мааг заявил швейцарскому телевидению, что пилоты «Башкирских авиалиний» (БАЛ) «слишком медленно реагировали на многократные требования сменить воздушный коридор». По версии швейцарцев, самолеты летели на встречных курсах на одной высоте - 12000 метров.
Как официально заявила европейская служба управления воздушным движением Eurocontrol, самолеты столкнулись на высоте 11000 метров (эшелон 360, говоря языком авиадиспетчеров). Специалисты Eurocontrol подтверждают, что системы, определяющие высоту полета, на обоих самолетах были исправны, все заявки на полеты были поданы вовремя и согласно действующим правилам, а оба летательных аппарата были оборудованы системами предупреждения об опасном сближении в воздухе. Более того, российский самолет прошел проверку своих альтиметров буквально за час до катастрофы - по пути из Москвы он пролетел над станцией контроля высоты в австрийском Линце. Почтовый «Боинг-757» проверялся подобным же образом 30 июня.
Диспетчеры дважды скомандовали российским пилотам снизиться, однако те по неизвестным причинам сохраняли эшелон. Среагировал экипаж только на третью команду на снижение, которую получил за 50 секунд до столкновения.
Как стало известно к вечеру вторника, оба самолета были оборудованы системой TCAS, предупреждающей о приближении другого борта.
Эту систему летчики называют «последним шансом»: она не только определяет, с какой стороны приближается другой лайнер, но и показывает направление ухода. По международным правилам, таких направлений два - вверх и вниз.
Система TCAS срабатывает примерно за одну минуту до предполагаемого столкновения - этого времени достаточно, чтобы сменить коридор. Причем приборы обоих бортов связываются друг с другом и определяют, какой борт поднимается, а какой опускается. Видимо, так произошло и в данном случае - «Боинг-757» получил команду на снижение, а Ту-154 - на подъем. И в этот момент экипаж услышал приказ диспетчера немедленно снижаться. Оба самолета за 50 секунд плавно опустились на 1000 метров и столкнулись.
Почему экипаж Ту-154 не отреагировал на две первых команды, станет известно после расшифровки «черных ящиков». Однако, как пояснили «Газете.Ru» профессиональные летчики, после первой неудачной попытки связи диспетчеры должны были немедленно связываться с другим бортом и увести его. Вместо этого они продолжали связываться с российским лайнером, чем грубо нарушили должностные инструкции.
Руководство «Башкирских авиалиний» также пришло к выводу, что причина катастрофы - неудачные действия диспетчеров. Поэтому генеральный директор «Башкирских авиалиний» Николай Одегов заявил, что вскоре компания подаст на них в суд. Одегов подтвердил, что разбившийся Ту-154 пилотировал экипаж высочайшего класса. К тому же, по словам гендиректора, пилоты уже три года летают по этому маршруту в Испанию и прекрасно с ним знакомы.
Однако, как уже писала «Газета.Ru», не исключено, что в связи со спешной организацией рейса пилоты могли не иметь перед ним полноценного отдыха. В частности, заместитель гендиректора «Башкирских авиалиний» Геннадий Пирогов отказался сообщить, сколько летчики отдыхали перед вылетом. Выполнили ли летчики нормы по отдыху перед рейсом в Барселону - неизвестно. Не смог он рассказать и о предпоследнем полете экипажа.
Между тем в московском представительстве БАЛ летный инструктор Крячек сказал «Газете.Ru», что экипаж в 18.30 вылетел с пассажирами рейсом Уфа - Москва и приземлился в Домодедово в 20.35 (как известно, из Москвы в Барселону он вылетел уже в 22.48). Иными словами, пилоты могли не успеть полноценно отдохнуть.
Группа экспертов и руководство компании уже вылетели из аэропорта «Домодедово» к месту катастрофы.
Пока работы на месте катастрофы продолжаются, однако спасатели уже решили, что не будут работать круглые сутки. По их словам, сейчас главное - найти все части самолетов, а для этого лучше работать днем. Напомним, что некоторые детали лайнеров обнаружены в 40 км от места катастрофы. Пока бригадам удалось обнаружить 57 мест падения обломков и 26 человеческих тел. Тела сконцентрированы в четырех местах, некоторые даже пристегнуты к креслам, отметили представители германской полиции. Всего в работах заняты более 800 полицейских, 540 спасателей-добровольцев и 22 корабля службы спасения на водах - некоторые части «Боинга» упали в озеро.
В аэропорту Мюнхена оборудована «горячая» телефонная линия, куда могут обратиться родственники жертв авиакатастрофы. Набор из Москвы: 8-10-49-89-97-620. Также родственники могут обратиться по телефонам в Москве - 8-095-504-02-99 и в Уфе - 9-3472-23-37-36.
Напомним, что самолет Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» летел прямым рейсом БТЦ-2937 Москва - Барселона. Самолет «Боинг-757» компании DHL вез почту из Бахрейна в Брюссель. Столкновение лайнеров произошло на границе Германии и Швейцарии. На борту почтового самолета находились 2 пилота, на Ту-154 летели 57 пассажиров, в том числе 52 ребенка в возрасте до 18 лет, и 12 членов экипажа. Все они погибли.
С. Ивашко. («Газета.Ru»).