Репортер получил задание... Снять квадратный метр
Как в Хабаровске арендовать торговую точку, мы решили проверить на практике. То есть забраться в шкуру новоявленного бизнесмена, только-только встающего на ноги и пытающегося внести свою весомую долю в пресловутый рост валового продукта.
Для чистоты эксперимента выбрали торговлю, так как именно этот сектор малого бизнеса является самым быстрорастущим и прибыльным - по крайней мере, в нашем крае торговля занимает около 50 процентов от всех малых предприятий и частных предпринимателей.
«Торговать» решили в каком-нибудь особо популярном торговом центре. Для полного слияния с образом меня вооружили сотовым телефоном, солидным перстнем и массивной цепью.
И я отправился за квадратными метрами на «Серышева, 60». Увы, найти человека, раздающего здесь торговые площади, оказалось непросто. Никакой соответствующей таблички, ни одного администратора с бирочкой на груди и нужной информацией. Зато, пройдясь по залам на всех этажах центра, я засомневался в успехе своего задания - видимых глазу свободных мест не было.
Что и подтвердили мне в оказавшейся на третьем этаже дирекции Дальневосточного международного торгового центра (ДВМТЦ) .
- Кожгалантереей хочу торговать, - старательно отыгрывал я свою роль, пытаясь подражать киношным «новым русским», - мне много не надо, квадратов пять-шесть.
- Мест нет, - последовал короткий и неумолимый ответ.
Выяснилось, что квадратный метр здесь стоит 1365 рублей в месяц, куда включены и «коммуналка», и безопасность. Причем цена совершенно не зависит от этажа и, допустим, близости к выходу. Равно как не зависит она от заказываемой площади. Хотя скидки, конечно, есть - при «эксклюзивных» заказах.
Разговор зашел в тупик, когда я попросил, наконец, написать заявление на желаемые шесть метров.
- Написать вы, конечно, можете, а смысл? - услышал в ответ. - У нас таких заявлений уже сто пятьдесят лежит. А очередь стоит на месте.
Пришлось говорить про «спонсорскую помощь» и «особые условия», неумело намекая на элементарную взятку. Видимо, плохо намекал, так как в ответ мне почти ничего не сказали. Но по тяжелому взгляду было понятно, что те 150 реальных предпринимателей, пришедших сюда до меня, говорили примерно то же самое. Напоследок я попытался узнать, как обстоят дела в других торговых центрах Хабаровска. Ответ не гарантировал достоверности, но из него выходило, что в других местах меня постигнет та же участь.
В Доме одежды и ЦУМе мне сообщили, что мест нет. Выдачу последующей информации в связи с этим посчитали нецелесообразной. Единственное, что удалось узнать: на стоимость квадратного метра там влияет очень много факторов, начиная от размера желаемой торговой точки и заканчивая этажом. На вопрос про «особые условия» сказали устало: «А смысл?».
Следующей целью стал Дом быта. Ситуация повторилась практически полностью. Мест нет, а когда будут - неизвестно. И цену толком не сказали - от тысячи до полутора тысяч за квадрат. В зависимости, опять же, от массы факторов. «Спонсорская помощь» тоже не возымела должного эффекта: львиная доля очередников на новые квадраты - уже действующие арендаторы. Бизнес у них идет в гору, все хотят расширяться. Неужели и поход в «Сингапур» окажется бессмысленным? Но для чистоты эксперимента все же отправился на проспект 60-летия Октября.
- Мест, конечно, прямо сейчас нет, - сразу огорошили меня там. - Но можно подать заявочку, очередь у нас движется нормальными темпами. А осенью открываем новый зал, там места еще есть. Одно «но» - все места только на третьем этаже.
Насколько это плохо, можно судить по цене. Если на третьем этаже она составляет 14 рублей в сутки за квадрат вне зависимости от площади (сюда включены «коммуналка» и охрана), то на первом и втором - уже до 36 рублей в сутки. Есть же разница!
Вспомнив свои походы в «Сингапур» в качестве простого покупателя и нежелание тащиться на далекий третий этаж, я тут же поинтересовался местами на этажах пониже. Очередь здесь побила все рекорды - 800 заявок! Про «спонсорскую помощь» спрашивать я уже не стал. Также выяснилось, что договор аренды здесь заключается на месяц, в течение которого стороны «присматриваются» друг к другу. И если смотрины прошли удачно, договор пролонгируется. По заверениям администраторов «Сингапура», отказ с их стороны - событие редкое.
Итак, что же в итоге? Элементарный парадокс. Предприниматели, с одной стороны, жалуются повсюду на высокие ставки аренды, поборы и т.п., а с другой - стоят в километровых очередях на ту же самую аренду. Их понять еще можно - торговать-то где-то надо. А как понять администрацию торговых центров? Ведь налицо явное превышение спроса над предложением. В подобных ситуациях надо или увеличивать предложение (что в данной ситуации невозможно), либо... Правильно, поднимать цену на свой товар, в данном случае - торговые площади. Жестоко, конечно, по отношению к предпринимателям, но что поделать! В бизнесе, как и в джунглях, выживает сильнейший. Или я не прав?