поиск
23 октября 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Новое - хорошо переработанное старое

23.07.2002
Просмотры
293

Как известно, с этого месяца в действие вступил новый Кодекс об административных правонарушениях. Писали, что в нем существенно изменились санкции для предпринимателей, но с самим текстом нового кодекса ознакомиться еще не довелось. А мне, частному предпринимателю, было бы интересно узнать, в чем заключаются эти изменения. (Денис Воронов, г. Хабаровск).

Действительно, изменения в новом Кодексе об административных правонарушениях весьма существенны и могут разочаровать предпринимателей. Увеличилось общее количество составов административных правонарушений (51 против 30 в старом кодексе), равно как и размеры санкций.

Сама необходимость изменения законодательно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, назрела давно. Достаточно вспомнить, что до последнего времени в КоАПе действовали статьи, совершенно неактуальные в эпоху рыночных преобразований. Формально подлежали наказанию: мелкая спекуляция; продажа гражданами товаров или иных предметов, не произведенных ими, по ценам, превышающим действующие розничные цены на эти товары и продукты; скупка в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания скоту и птице; участие в азартных играх; приставание к иностранным гражданам с целью приобретения вещей. Не отвечали современным реалиям и размеры штрафов: за иные серьезные деяния, например, в сфере экологии, полагалось уплатить 50-100 рублей. Суммы для промышленников более чем смешные.

Самым большим штрафом за правонарушения в области торговли и финансов в старом кодексе была сумма в 100 МРОТ (10 тыс. рублей). Сейчас максимальные штрафы достигают 1000 МРОТ (100 тыс. рублей), а в исключительных случаях на юридические лица можно будет налагать штраф в 5000 МРОТ. Здесь следует обратить внимание на то, что те предприниматели, которые осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Для них максимальный размер штрафа - 200 МРОТ.

Кстати, к вопросу о разнице в суммах штрафов для физических и юридических лиц. В 1998 году Конституционный суд издал постановление со ссылкой на ст. 19 Конституции РФ. В нем указано на недопустимость ситуации, когда за одно и то же правонарушение устанавливаются неравные санкции в зависимости от формы, в которой осуществляется предпринимательская деятельность. Постановление это касалось штрафов за неприменение контрольно-кассовых машин, но в сути своей затрагивает все составы административных правонарушений. Поэтому эта составляющая кодекса может стать предметом судебных разбирательств.

В статье 14.1 КоАП появился новый состав административного правонарушения - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или лицензии. В первом случае полагается штраф в размере от 5 до 20 МРОТ, во втором - для граждан от 20 до 25, для должностных лиц - от 40 до 50, для юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ. При этом могут быть конфискованы как продукция, так и сырье, орудия производства проштрафившихся предпринимателей. Столь же суровы меры наказания и за нарушение условий, предусмотренных лицензией. Также теперь несут ответственность и органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц: за несвоевременное или неточное внесение записей об юрлице в единый государственный реестр, за незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц.

До 400 МРОТ нужно будет заплатить за продажу продукции, свободная реализация которой запрещена. Ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы чреваты штрафом для граждан - от 20 до 25, для должностных лиц - от 40 до 50, для юрлиц - от 400 до 500 МРОТ.

По новому кодексу (ст. 14.4) административным правонарушением помимо продажи некачественного товара будет признаваться также некачественное выполнение работ и оказание услуг населению. Максимальный штраф - 15, 30 и 300 МРОТ соответственно. То же самое с нарушением санитарных правил или же без сертификата соответствия, удостоверяющего безопасность этих товаров, работ или услуг для жизни и здоровья людей, потянет уже на 25, 50 и 500 МРОТ. Товар при этом может быть конфискован.

Новый кодекс сохранил ответственность за неприменение контрольно-кассовых машин (ККМ) (ст. 14.5) и размеры штрафов в нем ужесточены - от 15 до 20 МРОТ для граждан, от 30 до 40 - для должностных лиц и от 300 до 400 - для юрлиц.

Права потребителей получили дополнительную поддержку. Теперь административный штраф налагается за нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы; за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя; за непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (ст. 14.8). Штраф за обман потребителей - от 5 до 10 МРОТ для граждан, от 10 до 20 - для должностных лиц, от 100 до 200 - для юрлиц. Если это деяние совершено в размере 1/10 МРОТ, то оно признается уголовным преступлением.

Увеличились в разы штрафы за нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6) - максимум установлен в размере 500 МРОТ. Целый ряд статей нового кодекса посвящен обороту алкогольной продукции (ст. 14.16 - 14.19, 15.13).

По нормам нового КоАП можно привлечь к административной ответственности руководителей фирм и предприятий (ст. 14.21 и 14.22). За ненадлежащее управление юридическим лицом, а также за превышение полномочий менеджера могут оштрафовать и дисквалифицировать. Последнее - новый институт административного права, и назначается это наказание судьей. Его суть - в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления компании, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юрлицом. Если же юридическое лицо заключило с дисквалифицированным менеджером договор на управление, сумма штрафа для юрлица может составить до 1000 МРОТ.

Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование или неполное оприходование в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, равно как и накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - все это подлежит наказанию в виде штрафа для должностных лиц - от 40 до 50, для юридических - от 400 до 500 (ст. 15.1).

За нарушение срока постановки на учет в налоговых органах к административной ответственности привлекаются теперь не только организации и индивидуальные предприниматели, но и должностные лица организаций-налогоплательщиков (ст. 15.3). Максимальный штраф для них - 30 МРОТ. Также должностные лица несут ответственность за нарушение установленного срока предоставления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или закрытии счета в банке или иной кредитной организации; нарушение установленных сроков предоставления налоговой декларации в налоговый орган; непредоставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; грубое нарушение правил ведения бухучета и предоставление бухгалтерской отчетности, а также порядка и сроков хранения учетных документов.

Установлены административные санкции и в отношении должностных лиц банков и других кредитных учреждений в случае, если нарушены правила ведения кассовых операций; сроки исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса); правила открытия счета.

Что касается подакцизных товаров без маркировки, ответственность теперь установлена не только за их продажу, но и выпуск, хранение, перевозку и приобретение. Штраф - до 500 МРОТ (ст. 15.12).

Восемь статей нового КоАП посвящены правонарушениям в области рынка ценных бумаг (ст. 15.17 - 15.24). Под административные санкции теперь подпадают: нарушение эмитентом порядка эмиссии ценных бумаг; совершение профессиональными участниками рынка сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован; нарушения при порядке предоставления инвестору предусмотренной законодательством информации; воспрепятствование эмитентом или регистратором осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом; неправомерное использование служебной информации; нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг; уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Дмитрий КОШЕВОЙ.