У нас нынче одна беда: налоги
В минувший четверг на расширенном заседании правительства края рассматривались итоги исполнения бюджета края за первое полугодие 2002 года и задачи по формированию бюджета-2003.
В чем не откажешь нашим финансистам, так это в наличии стабильной и последовательной финансовой политики. Причем в соответствии с определенными приоритетами. Это было заметно все последние годы. Однако в приемной министра финансов просители никогда не плачут от счастья. Даже просто радостное лицо в диковинку. А озабоченность или обида - это в норме. Так было и в прошлом, как теперь видится, наиболее благополучном году. Когда смогли решить некоторые проблемы ЖКХ, расплатиться с бюджетниками и даже дать деньги на капитальные расходы. А нынешний год оказался сложнее. Правительство страны, сделав поблажки в налогах и забрав в федеральный бюджет побольше, тем самым уменьшило доходную базу регионов. А вдобавок еще и нагрузило на них приличную ношу повышения зарплаты бюджетникам.
Министерство финансов края посчитало эти потери: по налогам - один миллиард рублей, по дополнительным расходам на зарплату - 1,9 млрд. Чтобы закрыть эту «дырку» или сбалансировать бюджет, пришлось резать другие капитальные и текущие расходы, искать иные источники. Так что последовательность и озабоченность были к месту.
Кстати, об озабоченности. Весной губернатор края вдруг заявил, что на Комсомольском НПЗ мало платят. Нынче на заседании он вернулся к теме зарплаты: «После критики стали платить по 9 тысяч рублей, а надо бы по 15». Для сравнения: на Хабаровском НПЗ, как сообщил директор, платят по 12. С чего бы вдруг такая забота о зарплате работников акционерных обществ? Ответ - в политике правительства страны. Лучшие, скажем так, налоги забраны в центр, а регионам полностью отдан налог на доходы физических лиц. И в этом году бюджет края на 42 процента формируется уже за счет этого налога, а в следующем может дойти до половины. Связь прямая: выше зарплата - больше доходов в краевую казну, которые возвратятся повышенной зарплатой бюджетникам. Нынче ведь из кожи вон лезли, чтоб ее отдать. В бюджете доля заработной платы выросла с 39 до 51 процента, а в отдельные месяцы направлялось до 62 процентов доходов.
Понятно, что краевая политика возьмет резкий крен именно в сторону подоходного налога. Видимо, так и стоит понимать критику министра финансов края А. Кацубы в адрес, скажем, налоговиков. Не хочется им контролировать подоходный налог, если в этом году они проверили в Хабаровске девять процентов предприятий, а в Комсомольске - четыре. А краевые финансисты проверили 102 предприятия и обнаружили: каждое второе задерживает зарплату, а каждое пятое нарушает налоговое законодательство.
Как мы поработали за полугодие? Средства бюджета края составили 10 млрд. рублей, или на 39 процентов больше соответствующего прошлогоднего периода. На треть вырос объем промышленного производства (на 34%), грузооборот - на 7 процентов, несколько выросли производство сельхозпродукции, потребительских товаров, оборот розничной торговли. Объем инвестиций составил 6,4 млрд. руб. - это тоже рост. Снизили объемы производства легкая промышленность, пищевая, общественное питание. Показатели вроде бы неплохие, но снижается эффективность производства - меньше стало прибыли, больше убыточных предприятий. Из 24 отраслей экономики края 15 дают налогов меньше, чем требуется.
Требуемая норма в крае рассчитана так: налоговые отчисления в бюджет в текущем году должны составлять в среднем 26,4 тыс. руб. на одного работающего. Тогда будет на какие шиши учить, лечить и т.д. Торговля и общепит отдали налогов (за полугодие) по 7,4 тыс. руб. на работника, а основная отрасль края - лесная - намного меньше.
Выводы министра финансов края А. Кацубы по многим отраслям были резкими. Пищевая промышленность снизила производство алкоголя - бюджет потерял только на акциях 15 млн. руб. «Игристые вина» подсели на 56 процентов, «Тайга» - на 38, винзавод «Хабаровский» - на 23, ликероводочный завод - на 3, «Спиртовик» - на 20 процентов. Нашей водки произвели за полугодие на 6 процентов меньше прошлогодних объемов, а ввозимой из-за пределов края стало на 63 процента больше. И вывод: министерство пищевой промышленности края не управляет ситуацией.
Министр финансов края не помянул добрым словом ни один район или город. Про Комсомольск промолчим, где благоденствуют пока что на налогах от авиастроителей. Не будем сыпать соль на рану Хабаровской мэрии. Хотя Хабаровск и Комсомольск - наши главные доноры, их доля в доходах бюджета края - 70 процентов. Отчего же другие - слабаки? Нынче было отмечено, что есть в этом и «заслуга» министерства экономического развития края. Оно, привлекая науку и тратя бюджетные деньги, составляет программы социально-экономического развития районов. Но нет в этих программах главного - налогового потенциала. Эти программы в реальной жизни не действуют, это красивые, но мертвые бумажки.
Были также претензии и к министерствам сельского хозяйства, имущественных отношений, здравоохранения, образования, ЖКХ и др.
А теперь о расходах. Потратили мы тоже 10 млрд. рублей. В первую очередь деньги шли на выплату зарплаты бюджетникам, отпускные и социальные выплаты. Потом на летний отдых детей и подготовку школ. Не все было гладко. В Хабаровске, Амурском, Солнечном, Охотском, им. П. Осипенко районах не полностью платили опекунские пособия, что привело к недовольству. Их власти установили размер опекунских выше краевой нормы минимальной бюджетной обеспеченности. А своих источников для этого не имели. Получилось скандально и некрасиво. При этом Хабаровск и Комсомольск еще не рассчитались с долгами по детским пособиям.
На особом счету у нас ЖКХ: эта любимая всеми отрасль обходится краю в треть бюджета. За первое полугодие 2002 года финансирование ЖКХ составило 1 млрд. рублей. Если б ему отдали старые долги в сумме 3,2 млрд. рублей, ситуация резко бы изменилась. Но дебиторский долг продолжает расти: за полугодие 11 территорий из 19 увеличили его на 450 млн. рублей. Вдобавок к этому не решается как следует проблема собираемости платы за услуги ЖКХ. Сборы составляют 75 процентов от начисленных платежей, а их надо довести до 90. Финансисты винят районные власти: из политических соображений они не хотят, дескать, ужесточать требования. Прозвучала идея: сбор платежей мог бы стать первым шагом реальной реформы экономики отрасли. А далее предложение: не создать ли краевую контору, которая без районных властей осуществляла бы сбыт жилищно-коммунальных услуг? Но это - вдали, а очень близко уже (во втором полугодии) грядет переход на федеральный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг - 90 процентов от себестоимости. В среднем по стране он сейчас составляет 80 процентов, в среднем по краю - 60. В бюджет-2003 уже будет заложен федеральный стандарт.
Одновременно будет готовиться целевая краевая программа сокращения стоимости тепловой и электроэнергии, вырабатываемой коммунальными энергетическими предприятиями. Будут проверки правильности формирования тарифов на услуги.
Нависает меч и над непоколебимостью районных властей. Правительство края взяло на себя все основные проблемы жизнеобеспечения территорий - поставку топлива, северный завоз, зарплату бюджетникам и т.д. Но чуть какая иная проблема, районные власти бегут за краевой бюджетной ссудой. Очень этим грешат Охотский, Нанайский, Верхнебуреинский, Амурский районы. А долги по ссудам не возвращают (за 2001 год - 599 млн. рублей). Главы районов не принимают даже попыток продлить сроки возврата ссуд. Министр финансов края считает, что назрел вопрос о банкротстве таких муниципальных образований и передаче управления ими краевому правительству. То есть, следует полагать: прощай непоколебимая выборная должность мэра - «рулить» местной властью будет наместник губернатора. А в принципе - была бы идея, краевая дума примет соответствующие законы.
А теперь о задачах. Министерство финансов края приступило к подготовке бюджета-2003. В следующем году наступит заключительный этап налоговой реформы. С 1 января 2003 года отменят налог на пользователей автомобильных дорог, снизится налоговая нагрузка на малый бизнес. Для компенсации этих потерь предполагается увеличение региональной ставки налога на прибыль, введение регионального транспортного налога, индексация ставок земельного налога и арендной платы за землю в 1,8 раза и др. мероприятия. С отменой налогов, формировавших в бюджете края дорожный фонд, край лишается целевого источника финансирования дорожного строительства, что станет серьезной проблемой. С 1 октября 2003 года также предполагается увеличение ставки 1 разряда ЕТС с 450 до 600 рублей и соответствующая индексация заработной платы. Понятно, что все эти нововведения наряду со старыми финансовыми проблемами осложнят бюджетную ситуацию.
Что делать? Из резюме губернатора края на расширенном заседании правительства края отметим следующие моменты. Хотя сегодня нет повода для резкой критики, зато есть повод для большого беспокойства. С одной стороны, в крае есть рост производства, сбора налогов, сокращения недоимки прошлых лет. С другой - новые федеральные законы подрывают региональную налоговую базу. Если мы потеряем еще и КнААПО, то лишимся огромной суммы доходов. Чем все это восполнить? Налогами, разумеется. Чтобы не уводили их из края, чтобы не так нагло обворовывала бюджет торговля, чтобы предприятия навалились на модернизацию производства, чтобы все досконально считали свою налоговую базу. «Пока еще есть время и есть взаимопонимание, - сказал Виктор Ишаев. - А потом его не будет - не будет бюджетных ссуд, не будет бюджетных гарантий, не будет налоговых каникул».
Раиса ЦЕЛОБАНОВА.