"И на длинной, и на средней, и на самой короткой волне..."

19.09.2002 | АРХИВ | 5м. 56 c. | 566

19 сентября 1927 года на Дальнем Востоке началось регулярное радиовещание. Эта дата считается днем рождения Хабаровского радио (сейчас его правильнее называть радио ДВТРК).

В далекие двадцатые-тридцатые годы прошлого века хабаровская радиостанция, как коротковолновая, считалась самой мощной в стране. Кстати, ее строительство началось в 1922 году. Использовался радиопередатчик типа «РВ-15». Созданный позднее радиоцех осуществлял связь с самыми отдаленными районами региона от Камчатки до Сахалина. Радио Хабаровска транслировало в эфир не только информационные, но и литературные передачи, для чего к его работе были привлечены актеры местного театра.

Сейчас в крае действует около 200 радиоузлов. Вещание ведется на коротких, средних и длинных волнах.

Сегодня на Хабаровском радио состоится финальная игра викторины для любителей и знатоков радио, преданных слушателей «Дальневосточной». Четыре ее тура прошли на страницах еженедельника «Телевидение и радио». Победителем четвертого тура стал радиослушатель Геннадий Стасько (кстати, он был и лидером второго тура викторины). На радио ему приготовили особый приз - кассету с записями Вадима Козина, Владимира Трошина и Эдуарда Хиля. Именно такой заказ сделал Геннадий Стасько, а работники радио подобрали в фонотеке ГРТК «Дальневосточная» песни в исполнении любимых певцов победителя.

Финальная игра пройдет в прямом эфире утренней программы «Формула успеха», где будут заданы последние вопросы конкурса и наконец-то станет известно имя победителя и, соответственно, обладателя главного приза - магнитолы и пригласительных билетов на торжественный юбилейный вечер в театр музкомедии.

Радио сейчас переживает сложный период. Очевидно, что движение вперед необходимо, да и пресловутый «рыночный» фактор не отбросишь в сторону. Но также очевидно, что те традиции и критерии профессионализма, которые сложились здесь за предыдущие десятилетия, дорогого стоят, их в одночасье не изменишь.

Елена Соловьева - живое воплощение этих самых традиций. Придя на радио в 1958 году в восемнадцатилетнем возрасте, она задержалась там ни много ни мало на 45 лет. Проработав долгое время в детской редакции и вынеся оттуда принцип: информация должна быть максимально понятной, она ушла в общественно-политическое вещание и сейчас возглавляет редакцию программы «Приамурье, день за днем», которую с утра пораньше слушает весь край. А это самый верный признак оперативности выдаваемой в эфир информации. Заслуга в том принадлежит всем без исключения сотрудникам радио, ведь создание радиопрограмм, и это еще одно твердое убеждение Елены Соловьевой, - процесс сугубо коллективный.

Корреспондент «Тихоокеанской звезды» встретился с Еленой Соловьевой (несмотря на то, что она, как сказали, была в отпуске, нашел он ее на рабочем месте) и попросил вспомнить то славное время, когда не было круглосуточных FM-радиостанций, новости люди предпочитали узнавать из радиоприемника, а за одну лексическую ошибку в эфире диктор мог лишиться работы. «У вас кассет на меня не хватит», - предупредила, смеясь, Елена Александровна, кивая на мой диктофон. Я не поверил, но так оно и оказалось.

- Вы еще застали тех, с кого начиналось хабаровское радио, что это были за люди?

- Первым вспоминается Валентин Иванович Парамонов, блестящий оператор. Он относился одинаково уважительно и к опытным сотрудникам, и к стажерам, вроде меня, а я тогда была еще совсем девочкой, обо всех заботился. Он был настоящим профессионалом, другого такого я не припомню за все эти 45 лет. Первый председатель Владимир Иванович Диордиенко, бывший в свое время комиссаром военного госпиталя, - у него было огромное желание создать настоящий профессиональный коллектив и тяга к работе с молодыми. В нашу детскую редакцию, где по штату должно было быть три человека, он набрал семь. Потом, набравшись опыта, люди переходили в другие сферы. Хабаровское телевидение, кстати, вышло в том числе и из детской редакции. Другой руководитель, Юрий Генрихович Кассович, запомнился своей удивительной порядочностью, он лучше всех понимал журналистов. К нему можно было зайти без стука, невзирая на установленные часы приема, начать спорить, он все это воспринимал нормально. Мог выслушать, поспорить с тобой, но что-то все-таки принять. Нельзя не вспомнить Эсфирь Евелевну Горчакову. Для нее радио было всем, и этой преданности профессии мы учились у нее. Она была очень суровая женщина, первые годы я смотрела на нее как кролик на удава. Но когда она понимала, что человек так же относится к работе, она его пестовала и из нее можно было «вить веревки». Если честно, я этим иногда пользовалась. Да если перечислять всех выдающихся людей, с кем мне довелось работать, и газетной полосы не хватит.

Я пришла именно в ту эпоху, когда здесь работали титаны: Тебнев, Сугробкин, Протасова, Вострикова, Бенедиктов. На радио был свой симфонический оркестр, чтецкий центр, где работали актеры. Тогда программы только начали записываться, до середины 50-х же все шло сразу в эфир, хотя мы сейчас и говорим, что прямой эфир начался в восьмидесятые. Сейчас можно смонтировать, если получился брак, записать все по-новому, но ведь человек во второй раз никогда не скажет то же самое, эмоции неповторимы. Именно это, я считаю, самое трудное на радио, но этим оно и привлекает. Эмоциональное состояние человека ничто так не передаст, как радио. Перед телекамерой он может быть скован, а на радио, если разговоришь собеседника, услышишь все без фальши.

- В прямой эфир вы стали выходить в восьмидесятые?

- Да, где-то в конце восьмидесятых. Но предпосылки к этому появились значительно раньше. Около тридцати лет я проработала в детской редакции, и это были лучшие годы жизни. В семидесятые у нас был великолепный юнкоровский отряд. И тогда мы первые на Дальнем Востоке делали запись в режиме прямого эфира. Ребята не знали, какие вопросы им будут заданы, и хотя был какой-то сценарий, мы от него постоянно уходили в сторону, так что режиссеру приходилось напоминать нам о времени. А дальше только монтаж, никаких дублей. В середине 60-х впервые мы делали открытую трансляцию выступления ансамбля песни и пляски им. Локтева. Этим можно гордиться.

- А почему именно детская редакция стала стартовой площадкой для телевизионщиков?

- Не только для телевизионщиков, но и для сотрудников других редакций радио. Детская редакция почему была хороша как школа? Дело в том, что детям нужно все рассказать так же, как и взрослым, только понятным языком. Если в газете я могу абзац три раза перечитать, но все-таки уловить смысл, то на радио все как в пословице: слово не воробей. Еще нас учили, что одну фразу нужно повторить пять раз, но разными словами, чтобы смысл дошел. И это владение словом сыграло свою роль, когда появилось телевидение.

Я горжусь, что работала и продолжаю работать с такими людьми, как Наум Айзман, Юрий Мелков, Нинель Крендель, Галина Завода, Нина и Макарий Зайкины, Элла Степанова, Янина Кузина. И этот список можно продолжать еще долго. Михаил Асламов, Валентин Федоров, Геннадий Голышев, Тамара Чинарева, другие писатели-дальневосточники - все они начинали на радио.

- Все, кто работает на телевидении, говорят, что телеэфир - это наркотик. Можно так сказать о радио?

- Для тех, кто здесь работает, радио - это жизнь. И это не просто высокие слова, а так оно и есть. Это звучащее слово, осознание возможности сделать что-то полезное, кому-то помочь. Сейчас не так часто получается, раньше мы делали больше. Лично я горда за наш юнкоровский отряд «Камертон» и за памятник Гайдару в парке. А Агнесса Фельдман - за памятник Муравьеву-Амурскому.

- А за памятник-то Гайдару почему?

- Так его идея родилась в нашей детской редакции краевого радио. И это, наверное, был единственный в Союзе памятник, построенный на деньги детей. Наша редакция тогда участвовала в организации практически всех пионерских мероприятий. Как-то в разговоре с ребятами возник вопрос, почему в Хабаровске нет памятника Гайдару, и я тогда по собственной глупости в «Пионерской зорьке» сказала: «Ребята, в нашем городе жил Гайдар, давайте соберем деньги и построим ему памятник». А Гайдар тогда был любимым детским писателем.

И дети со всего края стали присылать деньги: по рублю, по два. Нас вызвали в крайком комсомола и потребовали объяснений. Памятник-то надо было сначала пробить через Министерство культуры, должен был быть особый счет в банке, а он появился лишь через год. Но все-таки мы собрали пять тысяч рублей, и подруга Люды Миланич скульптор Галина Мазуренко, выпускница Репинской академии, взялась за эту работу. И через семь лет памятник появился.

- Но вернемся к дню сегодняшнему. Сильно изменилось радио за последние годы?

- Конечно, все меняется. И нельзя сказать, что в лучшую сторону. У радио должна быть душа, чтобы нам доверял слушатель. Из новых радиостанций она уходит. Снижается качество режиссуры, и происходит общее понижение планки до уровня слушателя и даже ниже. Краевое радио еще пытается эту планку удерживать, но с трудом.

Сейчас от нас уходят люди, потеря каждого из которых очень болезненна. Уходят на телевидение, на «Губернию». И я их по-человечески понимаю. Драматизировать, наверное, не надо: приходят другие, не менее способные. Мы их учим всему тому, что знаем сами, стараемся передать свою любовь к радио. Сегодняшнее лицо краевого радио достаточно молодо. Это - Лариса Томилина, Екатерина Серикова, Ирина Луцковская, Алексей Киселев, Ольга Червакова, Наталья Сундукова, Ирина Викснина. Это поколение более рациональное и прагматичное. Но для всех нас по-прежнему на первом месте остается человек.

И потому мы совершенно искренне и с полной ответственностью заканчиваем свои программы словами: «Каждый день с утра и до вечера мы работаем для вас, уважаемые радиослушатели».

Дмитрий КОШЕВОЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов