...А кому дырка от бублика
Вице-мэр г.Хабаровска И. Крейс провел недавно расширенное заседание руководителей и специалистов коммунальных служб, общественности по проблемам реформирования ЖКХ, привел ряд интересных цифр. Городской бюджет дотирует ЖКХ на 198 млн. рублей.
Убытки городского хозяйства от разного рода некомпенсируемых льгот составляют 730 млн. рублей. Задолженность квартиросъемщиков по коммунальным услугам - 150 млн. рублей. Это арифметика, и она понятна. Но городская власть подняла заседание на иную, трудно считаемую высоту. В частности - когда говорилось о необходимости преобразования ЖКХ в холдинг, организации материального обеспечения, выращивании крепких ремонтно-строительных предприятий и т. д.
У подобных заседаний всегда отлаженный сценарий, и не всем их участникам дают высказаться, а многим просто трудно разобраться. Весь смысл совещания мне, как члену рабочей группы, показался ответом городских властей на постоянную критику со стороны СМИ. Об этом откровенно заметил мэр города А. Соколов. Он же призвал собравшихся коллективными усилиями спасать коммунальщиков. Попробую и я внести лепту.
Начну с очевидных несправедливостей. В советское время «любимая столица» Москва получала все, что хотела, дабы являться витриной достижений СССР. Сегодня у нас строится подобная «витрина» в Хабаровске - его центр. Тут современный ремонт дорог, зданий, благоустройство. Южный и Северный районы - это периферия, до них дело дойдет, может быть, в XXII веке. Но что смущает. Бюджет города формируется на 50 процентов от подоходного налога, на 15 процентов - от единого налога и т.д. Каждый владелец частного дома с окраин тоже вносит свою долю в городскую казну и рассчитывает, что из распределяемых миллионов рублей «очередь» на коммунальные блага приблизится к нему хоть чуть-чуть еще при его жизни. Может, отремонтируют межквартальные дороги, благоустроят городскую территорию, приведут в порядок места для сбора мусора и т.д. А что же в реальности? Начальник финансового управления ЖКХ показала совещанию доходно-расходную картину по отремонтированному 14-этажному дому по улице Ленина, куда город вложил на капремонт 1,5 млн. рублей тех самых бюджетных денег. Я спросил финансиста: «А сколько внесли денег в этот ремонт владельцы частных квартир?» И получил ответ: «Власть несет ответственность за капитальный ремонт». Странно. В центре города больше 80 процентов квартир - в частной собственности. Если доля платежей собственников квартир за «капремонт» этого дома достаточна для его ремонта - это логичная ситуация. Если она мизерная, а бюджет города раскошелился на его ремонт за счет других плательщиков - это совсем другая ситуация. По сути она означает, что все мы - горожане - из своего кармана профинансировали улучшение качества жилья в данном доме и рост его продажной стоимости. Может, жильцы данного дома стали больше платить налог на недвижимость и тем самым пополняют бюджет города? Нет. Тогда кому дано право взвешивать все «за» и «против»? Депутатам - как представителям народа во власти? Отнюдь. Решение за мудрецами-чиновниками. Но нормальная власть - это механизм формирования справедливости в обществе. Тогда где справедливость?
Выступающие на заседании руководители товариществ - собственников жилья приводили примеры из своего опыта, почему у них стоимость услуг по содержанию жилого фонда значительно меньше, чем установленные городом тарифы. Да потому, что у них меньше нахлебников - нет ни ЖЭУ, ни МУПов, которым надо платить за их «работу». Стало быть, на повестке дня принципиальный вопрос: либерализации ремонтно-эксплуатационного сектора ЖКХ, изменения ценообразования на услуги. МУП-конторы - службы заказчика должны выступать зазывалами, отбором более дешевых исполнителей. Однако никто из представителей служб заказчика не смог рассказать об опыте публичности такого подбора.
Совещание выявило и проблему взаимоотношений с энергетиками. В системе «сильный - слабый» сила всегда была и есть на стороне энергетиков, потому что нет поквартального, подомового учета потребления тепла и электроэнергии. Это порочная система, разрешающая произвол продавцу и равным образом потребителю. Никто не может доказать «мало - много». Уголь сгорел в топке? Зарплата получена? Платите по счету!
В резолюции совещания была высказана просьба к мэру обеспечить компьютерами муниципальные организации, перешедшие на постатейный, на подомовой учет доходов и расходов. Учет и контроль за движением денег снизу доверху сужает поле для воровства, ведет к сумасшедшей экономии. Но если в 198 млн. рублей дотаций нет денег на приобретение компьютеров, то ответ один: воровские зоны сохранятся.
Е. ШУЛЕПОВ, председатель Хабаровского краевого объединения промышленников и предпринимателей.